ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5365/2017 от 03.07.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего С.А. Воробьёвой,

судей В.В.Агина и С.В. Яковлева,

при секретаре А.О.Ёна

при участии представителя МВД по Республике Крым ФИО1

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению ФИО2 об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, понуждении совершить определенные действия по апелляционной жалобе представителя отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Феодосии на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 15.03.2017 г. по делу №2-а-577/2017, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым С.В. Яковлева, пояснения представителя МВД по Республике Крым ФИО1, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО2 (далее истец) обратилась в суд с заявлением, в котором после уточнения требований просила признать незаконными требования Управления Федеральной миграционной службы по Республике Крым в г.Феодосии о подаче ею заявлений и других документов по вопросам гражданства, в том числе для проведения проверки наличия либо отсутствия у нею и ее несовершеннолетней дочери ФИО3 гражданства Российской Федерации у истца. и ФИО3, о предоставлении истцом для получения государственной услуги по выдаче паспорта Российской Федерации и для проставления отметки на свидетельстве о рождении ФИО4 нотариально заверенного перевода документов, оформленных на украинском языке, признать незаконным бездействие Управления Федеральной миграционной службы по Республике Крым в г. Феодосии, выраженное в непринятии документов в течении длительного времени, а также в фактическом и необоснованном отказе в приеме документов от истца для получения ею государственных услуг по получению паспорта Российской Федерации и для проставления отметки о гражданстве Российской Федерации на свидетельстве о рождении ФИО3 обязать уполномоченное подразделение управления МВД по Республике Крым по вопросам миграции принять от истца документы для предоставления государственной услуги по получению паспорта гражданина Российской Федерации и рассмотреть вопрос на основании представленных документов о выдаче ей паспорта гражданина Российской Федерации в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу, обязать уполномоченное подразделение управления МВД по Республике Крым по вопросам миграции принять от истца документы для проставления на свидетельстве о рождении ФИО3 отметки о гражданстве РФ и рассмотреть вопрос о выдаче истцу на основании представленных документов свидетельство о рождении ФИО3 с отметкой о гражданстве российской Федерации в течение десятидневного срока со дня вступления в силу решения суда.

Феодосийским городским судом Республики Крым при рассмотрении дела №2а-577/2017 15.12.2016 г. было вынесено определение об установлении круга лиц, согласно которому административными ответчиками были указаны начальник отдела миграционного учета отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Феодосии (далее Начальник отдела), отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Феодосии в лице отдела миграционного учета ( далее ОМВД по г. Феодосии), Управление Федеральной миграционной службы по Республике Крым и г. Севастополю ( далее УФМС).

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 15.03.2017 г. по делу №2-а-577/2017 (судья Хибакова Л.В.) исковые требования удовлетворены частично, признаны незаконными требования УФМС об обязательном обращении истца с заявлением о проверке наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации в соответствии с п. 51, 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 г., в отношении себя и своей дочери ФИО3 с предоставлением дополнительных документов для проведения проверки, на ОМВД по г. Феодосии, которому переданы полномочия УФМС, возложа обязанность принять от истца документы для получения паспорта гражданина Российской Федерации и рассмотреть вопрос о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации в течение 10 дней с момента получения документов, а также принять от истца документы для проставления на свидетельстве о рождении ее дочери - ФИО3- отметки о гражданстве Российской Федерации и принять решение по предоставленным документам в течение 10 дней с момента получения документов, в удовлетворении иных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, представитель ОМВД по г.Феодосии подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В ходе судебного заседания, которое состоялось 03.07.2017 г., представитель МВД по Республике Крым ФИО1, настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.

Другие участники процесса явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дне и времени его проведения были извещены надлежащим образом, ходатайств не представили.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, принимая во внимание надлежащие уведомление всех участников процесса о дне и времени проведения судебного заседания, выслушав мнение МВД по Республике Крым, руководствуясь указанными положениями ст.226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дела по имеющимся в нем письменным доказательствам, с участием представителей сторон, которые явились в судебное заседание.

Выслушав судью-докладчика, пояснения представителя МВД по Республике Крым, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.

Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Ст.15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия(бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагает на государство в качестве его конституционной обязанности признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 2) и устанавливает, что в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст.17). Применительно к праву на гражданство Российской Федерации Конституция Российской Федерации закрепляет, что оно приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения и что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ст. 6, ч. 1 и ч.3).

В силу с ст. 11 Федерального закона от 31. 05. 2002 г. N62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации приобретается: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 31. 05. 2002 г. N62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым « О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов», подписанный в г. Москве 18.03. 2014 г., временно применяется с даты подписания и вступает в силу с даты ратификации (ст.10 данного Договора).

Указанный международный договор ратифицирован Федеральным законом от 21.03. 2014 г. N 36-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов».

В силу п.5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Ст.1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон № 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Из системного толкования указанных выше положений Закон № 6-ФКЗ, Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым « О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов», подписанного в г. Москве 18.03. 2014 г., становится очевидным, что для признания лица гражданином Российской Федерации необходимо одновременное наличие следующих условий:

- на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов лицо должно быть гражданином Украины или лицом без гражданства;

- на день принятия гражданин Украины или лицо без гражданства должно постоянно проживать на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя;

- в течение одного месяца после дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов лицо не заявит о своем желании сохранить имеющееся у него иное гражданство либо остаться лицом без гражданства.

Судом первой инстанции установлено, что решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 27.10.2014 г. по делу №2-2206/2014, которое вступило в законную силу был установлен факт постоянного проживания истца и её несовершеннолетней дочери - ФИО3 - на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года.

Материалы дела свидетельствую о том, что истец в январе 2015 г. обратился в органы УФМС для оформления паспорта гражданки Российской Федерации и проставления отметки о гражданстве в свидетельстве о рождении ее несовершеннолетней дочери - ФИО3.

Получив отказ в оформлении паспорта гражданки Российской Федерации и проставлении отметки о гражданстве в свидетельстве о рождении ее несовершеннолетней дочери - ФИО3, истец обратилась к руководителю компетентного органа УФМС с заявлениями о проведении расследования по факту этого отказа, копии указанных заявлений приложены к материалам дела ( т.1, л.д.21-23).

По результатам рассмотрения фактов, изложенных в заявлениях истца руководителем подразделения УФМС 26.01.2015 г. за исх. №МС-014/250 был подготовлен ответ (копия которого приобщена к материалам дела, т.1, л.д. 24-26), при изучении содержания которого судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что для решения вопроса об оформлении гражданства Российской Федерации первому было указано на необходимость предоставления в том числе заявления о проведении проверки наличия у нее гражданства Российской Федерации.

Ч.1 ст. 32 Федерального закона от 31.05. 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ( далее Закон №62-ФЗ) устанавливает, что заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Согласно ч. 4 ст. 33 Закона №62-ФЗ форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

В соответствии с ч.5 ст. 35 Закона №62-ФЗ решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.

Указом Президента РФ от 14.11. 2002 г. №1325 утверждено « Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (далее Положение №1325), согласно п. 1 которого заявление по вопросам гражданства Российской Федерации и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, подаются по месту жительства заявителя лицом, проживающим на территории Российской Федерации, в территориальный орган Федеральной миграционной службы.

В соответствии с п. 4 Положения№1325 при подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации (далее именуется - должностное лицо), документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя. Предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя.

П.7 Положения №1325 устанавливает, что заявление составляется на русском языке. Все представляемые вместе с заявлением документы, выполненные не на русском языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть удостоверена нотариальной записью.

П. 29 Положения№1325 предусмотрены полномочия Федеральной миграционной службы по вопросам гражданства Российской Федерации, которая, в том числе, организует в соответствии со своей компетенцией проверку содержащихся в заявлениях сведений и представляемых вместе с заявлениями документов.

Согласно п.п. 51, 52 Положения №1325 при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом ч.7 ст. 4 и ст. 42 Федерального закона от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.

При изучении указанных выше требований Положения №1325 можно сделать вывод о том, что обязательной является проверка факта наличия либо отсутствия у лица гражданства Российской Федерации если им не представлен документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации в связи с его утерей, кражей, порчей и другим подобным причинам, а также в случае возникновения сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации. Такая проверка проводится по заявлению лица, составленному в произвольной форме, или уполномоченным органом по своей инициативе.

Правительством Российской Федерации 08.07.1997 г. принято Постановление № 828, которым утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации (далее Положение № 828).

Согласно п.10 Положения №828 ( в редакции, действовавшей на момент подачи заявлений истцом) выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой.
В п.11 Положения №828 (в редакции, действовавшей на момент подачи заявлений истцом) указано, что для получения паспорта гражданин представляет заявление по форме, установленной Федеральной миграционной службой; свидетельство о рождении (для граждан, проживающих за пределами территории Российской Федерации и не имеющих паспорта, - паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее именуется - заграничный паспорт)); две личные фотографии размером 35 x 45 мм.

Приказом ФМС России №391 от 30.11.2012 г. (в редакции, действовавшей на момент подачи заявлений истцом) был утвержден Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации ( далее Административный регламент №391), в п.1 которого было указано, что он определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) ФМС России, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФМС России, территориальных органов и их подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2.1 п.2 Административного регламента №391 получателем государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, являлись, в том числе, граждане Российской Федерации по выдаче паспортов в случае приобретения гражданства Российской Федерации.

В п. 20 Административного регламента №391 указано, что результатом предоставления государственной услуги являлась выдача (замена) паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Согласно с п 23. Административного регламента №391 к документам, необходимым для предоставления государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, относилось заявление о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, заполненное от руки или машинописным способом гражданином, лично обратившимся за получением паспорта.

Согласно п. 29. Административного регламента №391 при обращении за получением паспорта в случаях, установленных пунктом 2.1 Административного регламента, гражданин дополнительно представлял документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации. При невозможности представления заграничного паспорта паспорт может быть выдан на основании других документов, подтверждающих сведения, необходимые для его получения (национальный документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, военный, профсоюзный, охотничий билеты, справка об освобождении из мест лишения свободы, трудовая книжка, пенсионное, водительское удостоверения и иные документы). Граждане, приобретшие гражданство Российской Федерации непосредственно на территории Российской Федерации, также представляют в подразделение по месту жительства, месту пребывания или месту обращения национальные документы, удостоверяющие их личность. Предъявленные гражданами документы, выполненные на иностранном языке, подлежат переводу на русский язык. Правильность перевода должна быть нотариально удостоверена в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

Судом первой инстанции установлено, что основанием для обращения истца в компетентный орган УФМС с заявлением о выдаче паспорта и проставлении отметки о гражданстве Российской Федерации в свидетельстве о рождении ее несовершеннолетней дочери - ФИО3, явился Закон № 6-ФКЗ и установление решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 27.10.2014 г. по делу №2-2206/2014 факта их постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18.03. 2014 г.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.4 Постановления Конституционного Суда РФ от 04.10.2016 г. N 18-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в связи с жалобой ФИО5» при невозможности представления гражданином Украины уполномоченному органу регистрационных документов, подтверждающих факт его постоянного проживания на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, такой факт может быть установлен судом общей юрисдикции на основании иных законодательно допустимых доказательств в соответствии с положениями главы 28 ГПК Российской Федерации. Исходя из того, что вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, а неисполнение судебного постановления, равно как и иное проявление неуважения к суду, влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (части вторая и третья статьи 13 ГПК Российской Федерации), вступившее в законную силу судебное решение об установлении факта постоянного проживания гражданина Украины на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является достаточным и безусловным основанием для признания его уполномоченным органом в установленном порядке гражданином Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

По смыслу статьи 118 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 10, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательное решение в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость преодоления вынесенного судом решения посредством юрисдикционного акта административного органа; преодоление судебного решения путем принятия административным органом юрисдикционного акта, влекущего для участников спора, по которому было принято судебное решение, иные последствия, нежели определенные этим судебным решением, означает нарушение установленных Конституцией Российской Федерации судебных гарантий прав и свобод, не соответствует самой природе правосудия, которое осуществляется только судом, и несовместимо с конституционными принципами самостоятельности судебной власти, независимости суда и его подчинения только Конституции Российской Федерации и федеральному закону; проверка законности и обоснованности судебных актов осуществляется лишь в специальных, установленных процессуальным законом процедурах – посредством рассмотрения дела судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций; иная – не судебная – процедура ревизии судебных актов принципиально недопустима, поскольку означала бы возможность – вопреки обусловленным природой правосудия и установленным процессуальным законом формам пересмотра судебных решений и проверки их правосудности исключительно вышестоящими судебными инстанциями – замещения актов органов правосудия административными актами, что является безусловным отступлением от необходимых гарантий самостоятельности, полноты и исключительности судебной власти (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 5-П).

Из приведенных положений Конституции Российской Федерации, гражданского процессуального законодательства и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации вытекает обязательность вступившего в законную силу судебного решения, которым признан юридический факт постоянного проживания лица на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, в целях решения вопроса о признании его гражданином Российской Федерации на основании ч.1 ст.4 Закона №6-ФКЗ. Тем самым по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данное законоположение предполагает, что вступившее в законную силу решение суда об установлении факта постоянного проживания гражданина Украины на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18.03.2014г. является достаточным и безусловным основанием его признания уполномоченным органом в установленном порядке гражданином Российской Федерации.

В силу изложенного, принимая во внимание предоставление истцом при подаче заявления доказательств вступления в силу решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 27.10.2014 г. по делу №2-2206/2014, исходя из указанных выше положений законодательства Российской Федерации, в частности, Положения №828 и Административного регламента № 391 ( в редакции, действовавшей на момент подачи заявлений истцом) у органа УФМС отсутствовали правовые основания требовать от истца заявления для проведения какой - либо дополнительной проверки.

В апелляционной жалобе не приведены доказательства наличия у компетентного органа УФМС оснований требовать от истца заявления о проведении дополнительной проверки.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные выше требования Положения № 1325, Административного регламента № 391, изучив содержание письма должностного лица УФМС от 26.01.2015 г. за исх. №МС-014/250, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что, отказывая в истцу в приеме документов для получения паспорта гражданина Российской Федерации и проставления отметки о гражданстве в свидетельстве о рождении ее несовершеннолетней дочери - ФИО3 по причине непредставления ею заявления о проведении проверки уполномоченный орган действовал с нарушением положений законодательства Российской Федерации, без учета фактов, установленных вступившим в силу решением суда, вследствие чего были правомерно удовлетворено исковое заявление в части признания незаконными таких требований компетентного органа, понуждения его рассмотреть заявления истца и принять по ним решения.

Изучив доводы апелляционной жалобы, судебной коллегией установлено, что она не содержит доказательств ошибочности выводов суда первой инстанции при оценке обстоятельств дела, вследствие чего становится очевидным, что судебное решение является законным и обоснованным и не может быть отменено по основаниям, приведенным в ней.

Руководствуясь ст.ст. 308- 311, 317, 318 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 15.03.2017 г. по делу №2-а-577/2017 оставить без изменений.

Апелляционную жалобу представителя отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Феодосии оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий подпись С.А. Воробьёва

Судьи подпись В.В.Агин

подпись С.В. Яковлев