ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5371/18 от 15.08.2018 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Дурнева С.Н. Дело № 33а-5371/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Латышенко Н.Ф.,

судей областного суда Ланцовой М.В., Шукеновой М.А.

при секретаре Матюхиной К.В.

рассмотрела в судебном заседании 15 августа 2018 г. дело по апелляционной жалобе АНО «Центр развития спорта и туризма «Своя дорога» на решение Кировского районного суда г. Омска от 7 июня 2018 г., которым постановлено: «Ликвидировать АНО «Центр развития спорта и туризма «Своя дорога» и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц. Взыскать с АНО «Центр развития спорта и туризма «Своя дорога» в доход бюджета г. Омска государственную пошлину в размере 6000 рублей».

Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия

установила:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области обратилось в суд с административным иском о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Автономной некоммерческой организации «Центр развития спорта и туризма «Своя дорога» (далее - АНО «Центр развития спорта и туризма «Своя дорога»).

В обоснование указано, что в нарушение ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» указанной некоммерческой организацией не исполнена обязанность по представлению в срок, определенный Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 12, отчетов о своей деятельности и иных сведений за 2016-2017 гг.

Неисполнение указанной обязанности является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель АНО «Центр развития спорта и туризма «Своя дорога» Буцик Д.В. просит решение суда отменить, принять новое, которым в исковых требованиях отказать в полном объеме.

Указывает, что в нарушение ст. 96 КАС РФ АНО «Центр развития спорта и туризма «Своя дорога» не была извещена о времени и месте рассмотрения дела, административное исковое заявление также не получала, в связи с чем не имела возможности представлять доказательства и иным образом участвовать в судебном процессе.

Отмечает, что 11.07.2018 некоммерческая организация представила в Управление Минюста России по Омской области не сданные в установленный срок отчеты за 2016-2017 гг.

Со ссылкой на практику Верховного Суда РФ (определения от 16.11.2010 N 49-Г10-74, N 49-Г10-75) полагает, что юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии доказанности нарушений, указанных в п. 10 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Иные нарушения в деятельности АНО «Центр развития спорта и туризма «Своя дорога» кроме непредставления в установленный законом срок отчетности отсутствуют, организация является действующей, исполняет налоговые обязательства, сдает налоговую отчетность.

Кроме этого, организация неоднократно участвовала в государственной программе Омской области «Развитие культуры и туризма» на 2014-2021 г., утвержденной постановлением Правительства Омской области № 251-п от 15.10.2013, по результатам участия Министерство культуры Омской области заключило с АНО «Своя дорога» соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета на реализацию ряда проектов.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя АНО «Центр развития спорта и туризма «Своя дорога» Буцика Д.В., Подсвирова Д.П., представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области Уфимцеву Н.Н., судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 11.02.2015 общим собранием учредителей принято решение о создании АНО «Центр развития спорта и туризма «Своя дорога», утвержден устав.

Запись о некоммерческой организации с присвоением основного государственного регистрационного номера <...> внесена Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области в Единый государственный реестр юридических лиц 11.03.2015 (л.д. 15).

Основным видом деятельности АНО «Центр развития спорта и туризма «Своя дорога» является "деятельность туристических агентств".

В силу требований ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации (ч. 10 ст. 32).

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В нарушение указанных требований АНО «Центр развития спорта и туризма «Своя дорога» в течение длительного времени не представляло испрашиваемую информацию за отчетные периоды 2016-2017 гг., что явилось основанием для обращения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области с настоящим иском.

Разрешая спор, первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для применения к данному юридическому лицу меры публично-правовой ответственности в виде его ликвидации.

Статья 308 КАС РФ предусматривает, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, являющихся юридическими лицами" разъяснено о том, что судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, предприняло ли такое объединение граждан все возможные действия для устранения названных нарушений, имели ли место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, устранены ли выявленные нарушения до принятия судебного решения.

В соответствии с п. 32 названного постановления исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям. С учетом изложенного в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения. Данный подход подлежит применению при рассмотрении судом административного иска о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан по другим основаниям.

В материалах настоящего административного дела отсутствуют доказательства того, что ликвидация АНО «Центр развития спорта и туризма «Своя дорога», является соразмерной и адекватной мерой, без которой невозможно устранить допущенные нарушения и достигнуть социально значимые цели.

Несмотря на установленный судом факт нарушения обязательных требований, обстоятельства настоящего дела свидетельствуют о том, что АНО «Центр развития спорта и туризма «Своя дорога» приняла меры к устранению нарушений.

Как следует из материалов, приложенных в апелляционной жалобе, 11.07.2018 АНО «Центр развития спорта и туризма «Своя дорога» представило в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области предусмотренные ст. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" сведения за 2016-2017 гг., а также сообщения о продолжении деятельности (л.д. 158-161).

Судебная коллегия полагает, что указанные документы необходимы для принятия законного и обоснованного решения и подлежат приобщению к материалам дела (п. 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36).

Факт устранения административным ответчиком обязательных требований представителем административного истца не оспаривался.

Судебная коллегия принимает во внимание, что АНО «Центр развития спорта и туризма «Своя дорога» представляла необходимую отчетность в ИНФС России по КАО г. Омска, территориальные органы Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования в 2015-2017 гг., а также в текущем году, на день разрешения дела действует в сфере развития туризма согласно уставу, по соглашениям с Министерством культуры Омской области от 14.06.2018 является получателем субсидий из областного бюджета в 2018 г.

С учетом изложенного судебная коллегия считает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований административного истца о ликвидации АНО «Центр развития спорта и туризма «Своя дорога» как юридического лица, несмотря на допущенные нарушения федерального законодательства, которые ошибочно судом квалифицированы как грубые и неустранимые, поскольку исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан, которые должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.

В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Омска от 7 июня 2018 г. отменить, принять по делу новое решение, которым Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области в удовлетворении административного иска о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц АНО «Центр развития спорта и туризма «Своя дорога» отказать.

Председательствующий

Судьи