Советский районный суд г. Махачкалы № дела суда первой инстанции 2а-1168/2021
судья Мамаев А.К. УИД 05RS0038-01-2021-002749-75
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 сентября 2021 года, по делу № 33а-5388/2021, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К.,
судей Гончарова И.А. и Омарова Д.М.,
при секретаре Шахбанове М.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МКУ Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» о признании незаконным и отмене приказа МКУ Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от <дата>№, по апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО4-М. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>.
Заслушав доклад судьи Гончарова И.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» о признании незаконным и отмене приказа МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от <дата>№.
Административный иск был мотивирован тем, что он является собственником объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: г. Махачкала, <адрес>, кадастровый №, что подтверждается записью в ЕГРН № от 09.02.2018г. На земельном участке расположен объект индивидуального жилищного строительства - трехэтажный жилой дом площадью № кв. м., с кадастровым номером <адрес>, который также принадлежит ему на праве собственности, что подтверждается записью в ЕГРН № от <дата> В связи с ветхостью данного дома, необходимостью проведения капитального ремонта и реконструкции, на основании ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ им в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Администрации городского округа «город Махачкала» в установленном порядке было направлено уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (вход. Управления №.07-МУ-489/20 от <дата>). По результатам его рассмотрения Управление уведомило его о соответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <адрес>, расположенном по адресу: г. Махачкала, <адрес>. Однако, как ему стало известно позднее от работников Управления, приказом от <дата>№ выданное ранее уведомление от <дата> № С-309 отменено и признано недействительным. Считает приказ УА и Г г. Махачкалы от <дата>№ противоречащим действующему законодательству и нарушающим его права.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено: «административное исковое заявление ФИО1 к МКУ Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» о признании незаконным и отмене приказа МКУ Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от <дата>№, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить приказ МКУ Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от <дата>№».
С этим решением не согласился представитель административного ответчика №., подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
На заседании судебной коллегии представитель административного ответчика – МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» ФИО5 поддержал доводы апелляционной жалобы.
Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО6, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, не явились, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с доказательствами по делу, выслушав пояснения явившихся лиц, проверяя законность и обоснованность решения суда согласно статье 308 КАС РФ, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в удовлетворенной части, поскольку имеются основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, а по делу судебная коллегия выносит новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В силу п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу ч. 3 этой статьи неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона, в том числе без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Конституция РФ признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1), суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (часть 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником трехэтажного жилого дома расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>, площадью № кв. м. с кадастровым номером №
Указанный жилой дом расположен на земельном участке общей площадью 70+/-3 кв. м с кадастровым номером <адрес>, принадлежащим ему на праве собственности, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
<дата> МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Администрации городского округа «город Махачкала» выдало ФИО1 уведомление № С 309 о соответствии указанных в уведомлении о планируемом реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>.
<дата> МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Администрации городского округа «город Махачкала» издан приказ № С-309 об отмене и признании недействительным уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: г. Махачкала, <адрес>.
ФИО1 оспорил данное решение МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Администрации городского округа «город Махачкала» в настоящем деле.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Приведенная норма, регулирующая порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающаяся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлена на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленных в статье 12 Конституции Российской Федерации и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан. Однако это не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 739-О-О).
В этой связи, реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им нормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права. Соответствующие решения должны быть мотивированы и основаны на нормах законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, в рамках которых отменяемые акты были изданы (приняты). Сама по себе отмена муниципального правового акта уполномоченным на это органом не свидетельствует о законности и обоснованности такой отмены (определения Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 4-АПГ17-22, от <дата> N 310-КГ-23135).
Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск, сделал вывод, что доводы представителя административного ответчика о том, что земельный участок административного истца согласно Правилам землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" располагается в зоне О2 «Зона крупных торговых комплексов, рынков и культурно-досугового значения» и частично в зоне Ж5Б «Зона смешанной застройки (жилая и общественно-деловая) Жилая многоквартирная (4-7 этаже)», являются необоснованными.
Нахождение земельного участка с кадастровым номером № в границах двух территориальных зон: в зоне крупных торговых комплексов, рынков и культурно-досугового значения» и в зоне смешанной застройки (жилая и общественно-деловая) Жилая многоквартирная (4-7 этаже), противоречит части 2 статьи 85 Земельного кодекса и нормам градостроительного законодательства.
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Поскольку территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером № не отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне, то Правила землепользования и застройки в этой части приняты в нарушение действующего законодательства.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые здания в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов и иных правил, нормативов.
Приведенные выше нормы права, допуская использование ранее предоставленного земельного участка или объекта капитального строительства без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, разрешают реконструкцию существующих объектов лишь путем их приведения в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции (часть 9 статьи 36 ГрК РФ, абзац 6 пункта 4 статьи 85 ЗК РФ).
Правила землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", утверждены решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от <дата> N 9-5 "Об утверждении Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала".
В материалах административного дела имеется выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от <дата>, согласно которой жилой дом по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес> с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет <дата>. В графе год завершения строительства, указано 2007 г.
Таким образом, дом построен и введен в эксплуатацию до введения в действие Правил землепользования и застройки города Махачкалы.
Поскольку домостроение административного истца возникло ранее установленных решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от <дата> ограничений, они не могут являться препятствованием к реализации прав собственника объекта недвижимости на реконструкцию.
Суд, удовлетворяя административный иск, сделал вывод, что административным ответчиком не представлены доказательства того, что реконструкция жилого дома приведет к несоответствию предельным параметрам разрешенного строительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
С учетом положения ч. 2 ст. 62 КАС РФ о распределении бремени доказывания по административным делам, рассматриваемым в порядке главы 22 КАС РФ, ответчики должны представить суду доказательства обоснованности обжалуемых решений.
Судом первой инстанции сделан вывод, что доказательства обоснованности принятых решений отсутствуют в материалах дела и в суд административными ответчиками не представлены.
Управлением архитектуры и градостроительства г. Махачкалы при принятии обжалуемого приказа следовало исследовать, изложить и дать оценку наличия нарушений законодательства.
Указанный вывод суда первой инстанции противоречит действующему законодательству и правоприменительной практике.
Как указал ВС РФ в п. 25 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ <дата>), если уполномоченный орган выдал разрешение на строительство, но впоследствии установил, что оно выдано в противоречие с действующим законодательством на момент его выдачи, то прекращение действия такого разрешения на строительство является правомерным, в силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт, в случае выявления его противоречия закону.
Таким образом, суды должны проверить законность и обоснованность выдачу уведомления о разрешении реконструкции объекта недвижимости, исходя из действующих на момент его выдачи нормативно-правовых актов.
Порядок уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предусмотрен ст. 51.1 ГрК РФ.
Судебная коллегия исследовала полученное от ответчика уведомление, которое направил ФИО1, в котором параметры строительства указаны следующие: 2 этажа плюс мансарда, всего дом высотой 11 метров, площадь застройки 70 кв. метров, без отступов со смежными земельными участками, общая площадь планируемой реконструкции не указана.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ к уведомлению о планируемом строительстве прилагается описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Таким образом, указанное уведомление не отвечало требованиям, которые установлены ст. 51.1 ГрК РФ.
В соответствии с ч. 6 этой статьи в случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, или документов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 3 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным.
В соответствии с ч. 7 этой статьи уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
В соответствии с п., п. 1 и 2 ч. 10 этой статьи уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
В силу ч. 11 этой статьи в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок. В случае направления застройщику такого уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 10 настоящей статьи, обязательным приложением к нему является уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Площадь земельного участка, принадлежащего административному истцу, составляет 70 кв. метра. <адрес> объекта реконструкции не указана, однако выходит за пределы 140 кв. метра. Таким образом, площадь застройки земельного участка составляет 100 % от всего земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
В силу ч. 1.1. этой статьи в случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 - 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.
Из Генерального плана развития и Правил землепользования и застройки городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» № и 9-4 от <дата>, в редакции, действовавшей на момент выдачи уведомления на реконструкцию указанного объекта, территориальная зона на карте градостроительного зонирования указана как О2, в которой не предусмотрено индивидуальное строительство.
Вывод суда о том, что право собственности на земельный участок и объект недвижимости возникло в 2007 году, то есть до принятия ПЗЗ, является обоснованным.
В соответствии с разъяснениями в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ <дата>) градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от <дата> N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки принятия соответствующего решения об изменении вида разрешенного использования главой местной администрации не требовалось.
Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 9 Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", утвержденных решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от <дата> N 9-5 (ред. от <дата>) 1. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, а также всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
2. При использовании и застройке земельных участков соблюдение требований градостроительных регламентов является обязательным наряду с требованиями технических регламентов, санитарных норм, публичных сервитутов, предельных параметров, ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных в зонах с особыми условиями использования территории, и другими требованиями, установленными в соответствии с действующим законодательством.
3. Градостроительные регламенты установлены с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных Генеральным планом городского округа с внутригородским делением "город Махачкала";
4) видов территориальных зон;
5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
4. Применительно к каждой территориальной зоне статьями 35-69 Правил застройки установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (в случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению), а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ.
5. Для каждого земельного участка и объекта капитального строительства считается разрешенным такое использование, которое соответствует градостроительному регламенту, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и с обязательным учетом ограничений на использование объектов недвижимости в соответствии с требованиями статей 70-71 Правил застройки.
6. Действие градостроительного регламента распространяется на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на Карте градостроительного зонирования городского округа с внутригородским делением "город Махачкала".
В соответствии с п. 10 ст. 10 ПЗЗ предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 20 Правил застройки.
В соответствии со ст. 12 ПЗЗ
1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
2. В качестве минимальной площади земельных участков устанавливается площадь, соответствующая минимальным нормативным показателям, предусмотренным нормативами градостроительного проектирования Республики Дагестан и/или городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", нормативными правовыми актами и иными требованиями действующего законодательства к размерам земельных участков.
3. Необходимые минимальные отступы зданий, сооружений от границ земельных участков устанавливаются в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарных норм, противопожарных норм с учетом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в зонах с особыми условиями использования территории.
4. Суммарная общая площадь зданий (помещений), занимаемых объектами вспомогательных видов разрешенного использования, расположенных на территории одного земельного участка, не должна превышать 50% общей площади зданий, расположенных на территории соответствующего земельного участка.
<адрес> территории, занимаемая объектами вспомогательных видов разрешенного использования, расположенными на территории одного земельного участка, не должна превышать 25% незастроенной площади его территории, если превышение не может быть обосновано в порядке, установленном статьей 20 Правил застройки.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 ПЗЗ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В силу ч. 1.1 ПЗЗ правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. (ч. 2 ст. 20 ПЗЗ)
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в Комиссию по землепользованию и застройке заявление о предоставлении такого разрешения.
Заявление должно содержать материалы, обосновывающие требования о предоставлении указанного разрешения. Обосновывающие материалы представляются в виде эскизного проекта строительства, реконструкции объекта капитального строительства, который предлагается реализовать в случае предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Могут представляться иные материалы, обосновывающие целесообразность, возможность и допустимость реализации соответствующих предложений (ч. 3 ст. 20 ПЗЗ).
Вопрос о возможности предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению Комиссией по землепользованию и застройке. По результатам рассмотрения Комиссией принимается решение о вынесении вопроса предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на публичные слушания либо о невозможности предоставления разрешения и отказе в предоставлении без проведения публичных слушаний (ч. 4 ст.20 НЗЗ, в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения).
Вопрос о предоставлении такого разрешения подлежит обсуждению на публичных слушаниях, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Порядок организации и проведения публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства определяется Градостроительным кодексом РФ, Уставом городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" и Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе с внутригородским делением "город Махачкала" (ч. 5 ст. 20 ПЗЗ в редакции, действовавшей на ук4азанную дату).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации Главе города Махачкалы (ч. 6 ст. 20 ПЗЗ в редакции, действовавшей на указанную дату).
Глава города Махачкалы в течение семи дней со дня поступления указанных в части 6 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (ч. 7 ПЗЗ).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 ПЗЗ
2. Предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства:
2) минимальные размеры земельных участков для иных предусмотренных регламентом видов разрешенного использования не подлежат установлению;
В соответствии с ч. 5 этой статьи максимальный процент застройки для иных предусмотренных регламентом видов разрешенного использования - 60%.
В силу ч. 14 этой статьи минимальные отступы от границы земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объектов капитального строительства определяются документацией по планировке территории. В случае отсутствия документации по планировке территории минимальные отступы от границ земельных участков - от стены объекта капитального строительства до красной линии улиц (при наличии) должно быть не менее 5 метров, до красной линии (при наличии) проездов - не менее 3 метров, до границы смежного земельного участка - не менее 3 метров.
В случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории и красных линий отступы от границ земельных участков со стороны улиц и проездов - 3 метра.
Судебной коллегией установлено, что Управлением Архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» были нарушены указанные требования Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", а именно было незаконно дано уведомление на реконструкцию объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу и земельного участка в размере 100%, вместе максимального 60%, не были определены минимальные отступы, предусмотренные ст. 14 этих Правил, не были соблюдены требования, предусмотренные ст. 20 ПЗЗ, в действовавшей на ноябрь 2020 г. редакции; ФИО1 в Комиссии не обращалась, последняя не рассматривала ее обращение, не были проведены публичные слушания на предмет изменения максимально допустимых параметров застройки, Комиссией не представлены рекомендации Главе города и последний не принимал решение о предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Таким образом, Управление архитектуры и градостроительства в нарушении указанных норм превысило свои полномочия и выдало незаконное уведомление на реконструкцию.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела, неправильно применил нормы материального права, вынес незаконное и необоснованное решение, не учел требования, которым должно соответствовать уведомление на реконструкцию объекта недвижимости, федеральному законодательству, а также Правилам застройки землепользования, которые действуют на территории г. Махачкалы.
Таким образом, доводы, указанные в апелляционных жалобах, полностью нашли свое подтверждение. Тот факт, что административный ответчик, отменяя ранее выданное уведомление о разрешении реконструкции на указанный объект недвижимости, сослался только на нарушения нормативных актов при выдаче этого уведомления, не расшифровав эти нарушения, нельзя признать основанием для удовлетворения административного иска.
Поэтому судебная коллегия пришла к выводу о необходимости отменить решение суда первой инстанции в удовлетворенной части и выносит новое решение об отказе в иске в этой части.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к МКУ Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» о признании незаконным и отмене приказа МКУ Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от <дата>№, отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г. Махачкалы РД.
Председательствующий А-Н.К. Джарулаев
Судьи И.А. Гончаров
Д.М. Омаров
Апелляционное определение в окончательной форме вынесено 7 октября 2021 года.