РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Сайбель В.В. Дело № 33а-538/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Мухарычина В.Ю.,
судей: Корнюшенкова Г.В., Кулешовой Е.А.,
при секретаре Усановой К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – Плешкова М.А. на решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 18 ноября 2016 года, которым отказано в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления администрации МО «Янтарный городской округ» от 05 июля 2016 года за №.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В., объяснения представителя ФИО1 по ордеру – адвоката Плешкова М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации муниципального образования «Янтарный городской округ» по доверенности – ФИО2, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 (далее также – административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Янтарный городской округ» об оспаривании постановления администрации МО «Янтарный городской округ», которым было отменено постановление «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории».
В обосновании своих требований указал, что между администрацией МО «Янтарный городской округ» и ООО «Западторг» 21 сентября 2015 года был заключён договор аренды земельного участка с КН №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный в <...> №. Ранее данный земельный участок являлся частью земельного участка с КН № и был выделен из него в результате раздела. 09 октября 2015 года права и обязанности арендатора данного земельного участка были переданы ООО «Западторг» административному истцу. 23 декабря 2015 года администрацией МО «Янтарный городской округ» по заявлению административного истца было принято постановление № «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории с условными номерами №-№», т.е. осуществлён раздел земельного участка. Вновь сформированные земельные участки были постановлены на кадастровый учет, им были присвоены кадастровые номера: с № по №. Однако постановлением администрации от 05 июля 2016 года № постановление главы администрации № от 23 декабря 2015 года было отменено, со ссылкой на то, что оно вынесено в связи с выявленными нарушениями Земельного кодекса РФ и несоответствием представленных схем утвержденной градостроительной документации.
Не соглашаясь с вынесенным 05 июля 2016 года постановлением, истец указывает, что решением окружного Совета депутатов Янтарного городского округа от 29 января 2015 года были внесены изменения в Правила землепользования и застройки, территориальная зона О1, в которой располагался земельный участок с КН № была изменена на зону Ж2 (зона застройки малоэтажными жилыми домами), и данные сведения были направлены администрацией в кадастровую палату. На основании данного решения администрация изменила и разрешённое использование земельного участка с КН № с «проектирование и строительство детского оздоровительного комплекса с размещением сопутствующих объектов и жилищного строительства» на «жилищная застройка». Таким образом, осуществлённый раздел земельного участка соответствует нормативным документам территориального планирования, при этом ни один из нормативных актов не предусматривает возможность отмены постановления об утверждении схемы расположения земельного участка.
С учётом уточнения заявленных требований административный истец просил суд постановление от 05 июля 2016 года признать незаконным и отменить.
Судом по административному делу вынесено решение, изложенное выше.
В апелляционной жалобе, поданной представителем административного истца по доверенности Плешковым М.А., ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела и несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, и принятии по делу нового судебного акта.
Рассмотрев апелляционную жалобу по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу статьи 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) незаконными суд должен установить наличие двух условий: оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемые решения, действия (бездействие) нарушают права и свободы заявителя.
Вместе с тем, совокупности указанных условий по данному административному делу судебной коллегией, как и ранее судом первой инстанции, не выявлено.
В силу пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к одному из вопросов местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) градостроительная деятельность – это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Документы территориального планирования в силу прямого указания части 3 статьи 9 ГрК РФ являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
К документам территориального планирования муниципальных образований, в частности, относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ). Генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами – зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (статья 1 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом городского округа (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Таким образом, положениями ГрК РФ закреплён принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития перед правилами землепользования и застройки. Положения Правил землепользований и застройки, как обоснованно указанно судом первой инстанции в обжалуемом решении, должны соответствовать положениям генерального плана городского округа.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Как установлено судом первой инстанции, решением окружного Совета депутатов V1 созыва МО «Янтарный городской округ» 06 декабря 2012 года № 13 был утверждён Генеральный план МО «Янтарный городской округ», который определил основные направления градостроительной деятельности на территории муниципального образования и является основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия.
Решением окружного Совета депутатов МО «Янтарный городской округ» от 25 декабря 2012 года № 26 были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования.
Согласно данных Правил границы земельного участка с КН №, расположенного по адресу: <адрес> оказались одновременно в двух территориальных зонах, а именно в зоне О1 – зона делового, общественного и коммерческого назначения и Ж2- зона застройки малоэтажными жилыми домами.
Рассмотрев представление прокурора Калининградской межрайонной природоохранной прокуратуры, окружной Совет депутатов V11 созыва МО «Янтарный городской округ» 29 января 2015 года принял решение № 37 «О внесение изменений в Правила землепользования и застройки МО «Янтарный городской округ», а именно изменил зону «О1» (зона деловой застройки) на зону «Ж2» (зону застройки малоэтажными жилыми домами) на земельном участке с КН №, площадью <данные изъяты> га, расположенном в пос. Покровское.
Изменения в Генеральный план МО «Янтарный городской округ» при этом не вносились.
На основании данного решения Совета депутатов глава администрации МО «Янтарный городской округ» издал постановление № от 15 апреля 2016 года об изменении разрешенного использования земельного участка с КН №, расположенного в пос. Покровское, с «под проектирование и строительство детского оздоровительного комплекса с размещением сопутствующих объектов и жилищного строительства» на «жилая застройка».
21 сентября 2015 года постановлением администрации МО «Янтарный городской округ» был расторгнут договор аренды земельного участка с КН № с ООО «Западторг» в связи с его разделением и заключением новых договоров аренды на основании заявления арендатора.
21 сентября 2015 года между администрацией МО «Янтарный городской округ» и ООО «Западторг» был заключён договор аренды земельного участка с КН №, площадью <данные изъяты> кв.м, сроком до 24 ноября 2053 года с видом разрешённого использования – жилая застройка.
Соглашением от 09 октября 2015 года права и обязанности арендатора по вышеуказанному договору были переданы от ООО «Западторг» к ФИО1
Постановлением администрации МО «Янтарный городской округ» от 23 декабря 2015 года за № была утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории с условными номерами №- №.
При этом данным постановлением была установлена зона по градостроительному регламенту как «Ж1» (зона застройки индивидуальными жилыми домами), и изменён вид разрешённого использования земельных участков - для индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что как следует из схемы планировочной организации территории городского округа, являющейся приложением к Генеральному плану МО «Янтарный городской округ» следует, что земельный участок с КН № расположен в территориальной зоне рекреационной застройки.
С учётом вышеуказанного обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что территориальная зона, в которой расположен земельный участок с КН № в соответствии с Правилами землепользования и застройки (с учётом внесённых изменений) не соответствует установленной Генеральным планом МО «Янтарный городской округ» функциональной зоне для данной территории, в которой строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
Довод апелляционной жалобы, аналогичный доводу административного истца, заявлявшемуся в суде первой инстанции, о том, что спорный участок относится к зоне, вид которой окончательно не установлен, подлежит судебной коллегией отклонению, как необоснованный. Доказательств, опровергающих установленное судом первой инстанции обстоятельство, не представлено.
Поскольку постановление администрации МО «Янтарный городской округ» от 23 декабря 2015 года № было принято в нарушение требований законодательства, то действия администрации МО «Янтарный городской округ» по исправлению данной ошибки, путём издания в пределах полномочий органа местного самоуправления постановления от 05 июля 2016 года № «Об отмене постановления №…» нельзя признать незаконными, нарушающими права и свободы административного истца, предусмотренные статьёй 227 КАС РФ основания для удовлетворения административного искового заявления административного истца – отсутствуют, в связи чем отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных административным истцом требований является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законность выделения и определения целевого назначения земельного участка с КН № не оспариваются, на законность и обоснованность принятого решения суда не влияют.
С учётом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к данным правоотношениям. Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают. Судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права. Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьёй 310 КАС РФ, в том числе по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 18 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи