Судья Перелыгина И.В. № 33а-538/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 03 марта 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Воротникова С.А.,
судей Бондаревой Н.А., Кущ Н.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства по докладу судьи Бондаревой Н.А. материал по частной жалобе ФИО1 на определение судьи Советского районного суда г. Томска от 10 января 2017 года, которым отказано в принятии административного искового заявления ФИО1 к администрации Советского района Города Томска о признании приостановления приватизации в отношении квартиры, расположенной по адресу: /__/, незаконным, возложении обязанности передать указанную квартиру в собственность по договору о приватизации жилого помещения,
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Советского района Города Томска о признании незаконным приостановления приватизации в отношении квартиры, расположенной по адресу: /__/, возложении обязанности передать указанную квартиру в собственность по договору о приватизации жилого помещения.
Обжалуемым определением судьи Советского районного суда г. Томска отказано в принятии административного искового заявления ФИО1 на основании частей 1, 2 статьи 124, пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частной жалобе ФИО1 просит определение от 10.01.2017 отменить, как незаконное.
Считает необоснованной ссылку судьи на статью 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку оспариваемое решение не повлекло возникновения, изменения или прекращения гражданских прав административного истца. Напротив, оспариваемое решение нарушает его права, создавая препятствия к приватизации жилого помещение и незаконно возлагая на него обязанность по предоставлению дополнительных документов. При этом спор о праве пользования жилым помещением между ним и бывшими членами его семьи отсутствует, что следует из приложенных к административному исковому заявлению документов, свидетельствующих об отсутствии иных проживающих лиц в квартире, подлежащей приватизации.
На основании части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судебной коллегией по правилам, установленным главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке упрощенного производства без извещения лиц, участвующих в деле, без ведения аудиопротоколирования и протокола.
Обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, судебная коллегия находит определение судьи подлежащим отмене.
Из представленных материалов усматривается, что ФИО1, обращаясь в суд за защитой своих прав, оспаривает решение администрации Советского района Города Томска, которая, по мнению административного истца, незаконно приостановила процедуру приватизации в отношении занимаемого им жилого помещения, необоснованно требуя дополнительного предоставления согласия бывших членов его семьи, которые с 2007 года в квартире не проживают, на регистрационном учете по данному адресу не состоят.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья первой инстанции исходил из того, что в данном случае между членами семьи ФИО1 имеется спор о праве пользования жилым помещением, подлежащий рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Судебная коллегия считает данные выводы ошибочными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд в то числе с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
Закон Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», устанавливая основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, а также определяя правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище, в статье 6 закрепил, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 51 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 25 Устава Города Томска, принятого решением Думы Города Томска от 04.05.2010 № 1475, администрация Города Томска входит в структуру органов местного самоуправления.
В структуру (перечень органов) администрации Города Томска могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации, которые могут быть наделены полномочиями администрации Города Томска (пункт 2 статьи 39 Устава города Томска).
Органы администрации Города Томска осуществляют свою деятельность на основании положений об отраслевых (функциональных) и территориальных органах администрации (пункт 4 статьи 39 Устава города Томска).
Решением Думы г. Томска от 15.09.2005 № 1000 «Об учреждении органов администрации Города Томска и утверждении положений об органах администрации» в качестве одного из территориальных органов администрации Города Томска, осуществляющего управленческие функции по решению вопросов местного значения и иных вопросов, отнесенных к ведению администрации Города Томска в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, в границах внутригородской территории – Советского района Города Томска, учреждена администрация Советского района Города Томска.
Согласно пункту 3.1.2 положения об администрации Советского района Города Томска администрация организует приватизацию жилых помещений муниципального жилищного фонда, оформляет документы по приватизации, заключает и расторгает договоры передачи в собственность граждан жилых помещений муниципального жилищного фонда, ведет учет приватизированных жилых помещений.
Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов и заключение (расторжение) договоров на передачу в собственность граждан жилых помещений муниципального жилищного фонда», утвержденным постановление администрации Города Томска от 29.06.2012 № 753 также предусмотрено, что данная муниципальная услуга предоставляется администрацией соответствующего района Города Томска, на территории которого находится приватизируемое жилое помещение (пункт 5).
Из анализа приведенных предписаний законодательства следует, что оспаривание решения органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданских прав, выбор которого предоставлен лицу, обращающемуся за такой защитой.
К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
Администрация Советского района Города Томска, являясь территориальным органом местного самоуправления, в том числе реализует административные и иные публично-властные полномочия по организации приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории соответствующего района, где отношения не основаны на равенстве сторон.
Оспариваемое решение о приостановлении рассмотрения заявления ФИО1 о передаче занимаемого жилого помещения в собственность в связи с необходимостью предоставления согласия членов семьи, указанных в договоре социального найма, является документом властно-распорядительного характера, который сам по себе не является основанием к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, при этом данным решением создаются препятствия к осуществлению прав на приватизацию жилого помещения, а также, по мнению административного истца, на него незаконно возлагается обязанность по предоставлению дополнительных документов.
С учетом приведенных выше положений законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации требования административного истца об оспаривании решения территориального органа местного самоуправления о приостановлении приватизации жилого помещения вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, а потому должны рассматриваться в порядке административного судопроизводства с выяснением вопросов законности содержащихся в оспариваемом решении властных распоряжений.
Вывод судьи о том, что между членами семьи ФИО1 имеется спор о праве пользования жилым помещением, является преждевременным.
При таких данных определение судьи подлежит отмене, с направлением материала по административному исковому заявлению в суд первой инстанции для решения вопроса о его принятии к производству суда.
Руководствуясь статьей 311, пунктом 2 статьи 316, статьей 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение судьи Советского районного суда г. Томска от 10 января 2017 года отменить, материал по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Советского района Города Томска о признании приостановления приватизации в отношении квартиры, расположенной по адресу: /__/, незаконным, возложении обязанности передать указанную квартиру в собственность по договору о приватизации жилого помещения направить в суд первой инстанции для решения вопроса о его принятии к производству суда.
Председательствующий
Судьи: