Дело № 33а-5427/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Чемякиной И.А.,
судей Герасимовой О.В., Унтевской Е.Л.
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства 20 июля 2018 года частную жалобу ФИО1, ФИО2 на определение судьи Солнечного районного суда Хабаровского края от 25 мая 2018 года об отказе в принятии коллективного административного искового заявления собственников жилых помещений дома <адрес>, общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Перспектива» к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края о признании действий незаконными, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Е.Л. Унтевской,
УСТАНОВИЛА:
Собственники жилых помещений дома <адрес>, ООО Управляющая организация «Перспектива» обратились в суд с коллективным административным исковым заявлением к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края об оспаривании действий административного ответчика по направлению некоммерческой организации «Хабаровский краевой фонд капитального ремонта» уведомления о необходимости информирования собственников помещений в МКД о наличии задолженности по уплате взносов на капительный ремонт, превышающей 50% от суммы, начисленной к оплате, и требованию погашения собственниками данной задолженности в течение пяти месяцев с момента получения уведомления; возложении на административного ответчика и заинтересованное лицо – НО «Хабаровский краевой фонд капитального ремонта» обязанности признать обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт фактически исполненными собственниками помещений МКД и признать право административных истцов на зачет средств фонда капитального ремонта для оплаты работ (услуг) по капитальному ремонту общего имущества МКД, выполненных управляющей организацией в течение 2014 г., в счет уплаты взносов на капитальный ремонт в последующих периодах.
Определением судьи Солнечного районного суда Хабаровского края от 25 мая 2018 года в принятии административного искового заявления отказано.
В частной жалобе ФИО1, ФИО2, которые в административном исковом заявлении указаны как лица, которым поручено ведение дела в интересах группы лиц, просят определение судьи отменить.
В обоснование жалобы указывают на несогласие с выводом судьи о необходимости рассмотрения дела в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле, в порядке упрощенного (письменного) производства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 128 Кодекса административного судопроизводства РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается в ином судебном порядке, в том числе в порядке гражданского или уголовного судопроизводства.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья исходил из того, что оспариваемое административными истцами действие административного ответчика фактически свидетельствует о наличии спора по вопросу производства оплаты содержания общего имущества в жилом доме, в связи с чем, заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Судебная коллегия считает данный вывод судьи ошибочным по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в том числе, путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закрепляет право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти или местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Конкретизируя указанные правовые нормы, Верховный Суд Российской Федерации в абзаце 4 пункта 1 постановления Пленума от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В соответствии с Федеральным законом от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в числе иного относится решение вопросов осуществления государственного жилищного надзора, регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункт 61 части 2 статьи 26.3).
Согласно части 1 статьи 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми в числе иного:
создается региональный оператор (пункт 3);
устанавливаются порядок предоставления региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанным лицом, и порядок предоставления таких сведений (пункт 6);
устанавливается порядок выплаты региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных Кодексом (пункт 7);
устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств (пункт 8).
В силу положений части 2 статьи 172 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах.
Статьей 173 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если на основании сведений, полученных в соответствии с частью 3 статьи 172 Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок (часть 8).
Региональный оператор, избранный решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в качестве владельца специального счета и получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, указанное в части 8 данной статьи, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, и собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение (часть 9.1).
Во исполнение вышеуказанных положений Жилищного кодекса РФ принят Закон Хабаровского края от 24.07.2013 № 296 «О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края», частью 1 статьи 10 которого предусмотрено, что региональный оператор обязан ежеквартально, до 13 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в орган государственного жилищного надзора края сведения о многоквартирных домах (адрес, год постройки, физический износ, общая площадь многоквартирного дома), собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 2.09.2013 № 260-пр учреждена некоммерческая организация «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае».
В соответствии с п. 3.1.2.10 Положения, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 № 371-пр (с изменениями и дополнениями), Комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края является органом государственной власти, осуществляющим на территории края региональный государственный жилищный надзор.
В силу изложенного административные истцы и Комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в данном случае не являются участниками правоотношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности.
Действия Комитета по направлению некоммерческой организации «Хабаровский краевой фонд капитального ремонта» уведомления о необходимости информирования собственников помещений в МКД о наличии задолженности по уплате взносов на капительный ремонт, превышающей 50% от суммы, начисленной к оплате, и требованию погашения собственниками данной задолженности в течение пяти месяцев с момента получения уведомления – результат осуществления данным органом властных полномочий, который не привел к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей административных истцов.
Требования о возложении на административного ответчика и заинтересованное лицо обязанности признать обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт фактически исполненными собственниками помещений МКД и признать право административных истцов на зачет средств фонда капитального ремонта для оплаты работ (услуг) по капитальному ремонту общего имущества МКД, выполненных управляющей организацией в течение 2014 г., в счет уплаты взносов на капитальный ремонт в последующих периодах заявлены административными истцами в качестве способа по восстановлению нарушенных, по их мнению, прав.
Таким образом, требования административных истцов вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера.
При таких обстоятельствах избранный административными истцами способ защиты нарушенного права следует признать правильным, а вывод судьи районного суда о наличии между сторонами спора о праве, разрешаемого в порядке гражданского судопроизводства, - не основанным на законе, в связи с чем, обжалуемое определение подлежит отмене, а административное исковое заявление - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии его к производству в порядке административного судопроизводства.
Руководствуясь статьей 316 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Солнечного районного суда Хабаровского края от 25 мая 2018 года об отказе в принятии коллективного административного искового заявления отменить.
Материал по административному исковому заявлению собственников жилых помещений дома <адрес>, общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Перспектива» к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края о признании действий незаконными, возложении обязанности направить в Солнечный районный суд Хабаровского края для решения вопроса о принятии к производству с порядке административного судопроизводства.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий И.А. Чемякина
Судьи О.В. Герасимова
Е.Л. Унтевская