ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5439/2016 от 23.12.2016 Томского областного суда (Томская область)

Судья: Чуков Н.С. Дело № 33а-5439/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 декабря 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,

судей Небера Ю.А., Простомолотова О.В.,

при секретаре Пензиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску Максименко А. П. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Стрежевской» Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области о признании незаконным отказа в снятии с регистрационного учета, обязании снять с регистрационного учета по месту жительства

по апелляционной жалобе начальника Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Стрежевской» Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области Казакова Р. Р. на решение Стрежевского городского суда Томской области от 12 октября 2016 года,

заслушав доклад судьи Небера Ю.А., объяснения Максименко А.П., полученные в режиме видеоконференц-связи, возражавшего против удовлетворения жалобы,

установила:

Максименко А.П. обратился в суд с иском к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Стрежевской» Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области о признании незаконным отказа в снятии с регистрационного учета, обязании снять с регистрационного учета по месту жительства.

Требования мотивированы тем, что ответчик незаконно отказал ему в предоставлении государственной услуги по снятию с регистрационного учета в принадлежащей истцу на праве общей долевой собственности квартире № /__/, расположенной по адресу: /__/, мотивировав отказ необходимостью личного присутствия гражданина, что в данном случае невозможно в силу того, что истец отбывает наказание на основании вступившего в законную силу приговора суда. При этом все необходимые для совершения данного действия документы, в том числе и нотариально удостоверенная доверенность на представителя ответчику были предоставлены.

Судебное заседание проведено в отсутствие административного истца Максименко А.П.

Представитель административного истца Максименко А.П. Бурмейстерс Г.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика МО МВД России «Стрежевской» УМВД России по Томской области Лисовая Е.А. в судебном заседании просила административный иск оставить без удовлетворения.

Обжалуемым решением суд на основании статьи 35 Конституции Российской Федерации, статей 209, 288, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», пунктов 31, 33 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, статьи 128 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС от 11.09.2012 г. № 288 административный иск Максименко А.П. удовлетворил. Отказ МО МВД России «Стрежевской» УМВД России по Томской области в снятии Максименко А.П. с регистрационного учета по месту жительства: по адресу /__/ признан незаконным. На МО МВД России «Стрежевской» УМВД России по Томской области возложена обязанность произвести снятие Максименко А.П. с регистрационного учета по месту жительства по адресу /__/.

В апелляционной жалобе начальник МО МВД России «Стрежевской» УМВД России по Томской области Казаков Р.Р. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск Максименко А.П. оставить без удовлетворения. В обоснование жалобы ссылается на то, что действующее законодательство Российской Федерации предусматривает исчерпывающий перечень оснований для снятия гражданина с регистрационного учета без его непосредственного участия. По иным основаниям, не перечисленным в Правилах и Административном регламенте, без непосредственного участия гражданина его снятие с регистрации по месту жительства произведено быть не может. Полагает, что данные требования согласуются с положениями статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, относящей право граждан на свободное передвижение и выбор места жительства и пребывания к непередаваемым и неотчуждаемым конституционным правам.

Обращает внимание на то, что отметка в паспорте гражданина о снятии его с регистрационного учета по месту жительства должна быть проставлена в день поступления в орган регистрационного учета документов.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Максименко А.П. Бурмейстерс Г.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника МО МВД России «Стрежевской» УМВД России по Томской области Казакова Р.Р. – без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 307, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Обсудив доводы жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В силу положений статьи ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ч.2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Требования приведенных положений закона ответчиком выполнены.

Порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации регулируется Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (далее – Правила).

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае: изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа); признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда; смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке; выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда; обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда; выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, - на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

При снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами "г" - "ж" и "к" пункта 31 настоящих Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.

Таким образом, применительно к приведенным положениям закона, с соответствующим заявлением о снятии гражданина с регистрационного учета в отсутствие самого гражданина могут обратиться заинтересованные физические и юридические лица только по основаниям, предусмотренными указанными выше положениями закона.

Таких оснований по данному делу не установлено.

Аналогичным образом статьей 128 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288 предусмотрено, что снятие с регистрационного учета без непосредственного участия гражданина производится в случае: признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда; смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном порядке; выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда; обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда; поступления заявления гражданина, находящегося за пределами Российской Федерации, заверенного в соответствующем российском загранучреждении в стране проживания, либо у нотариуса с последующей легализацией документа в соответствии с Гаагской конвенцией 1961 года, за исключением случаев, когда апостиль не требуется в соответствии с международным договором Российской Федерации (поступившего почтовым отправлением из страны проживания); выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, - на основании решения органа регистрационного учета.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Максименко А.П. зарегистрирован по месту жительства по адресу: /__/. Приговором Стрежевского городского суда Томской области от 20.05.2015 Максименко А.П. осужден к лишению свободы на срок 13 лет, с отбыванием наказания в колонии строго режима.

Максименко А.П. 12.05.2016 обратился в Отделение УФМС по Томской области в г. Стрежевой с заявлением о снятии с регистрации учета по месту жительства по адресу: /__/, подлинность подписи в данном заявлении засвидетельствована нотариусом г. Томска П.

Доверенностью 70 АА 0832360 от 12.05.2016 административный истец уполномочил Бурмейстерс Г.Г. представлять его интересы в миграционных службах, в частности УФМС по Томской области в г. Стрежевой, подписывать и подавать заявления, жалобы, а так же подписывать различного рода документы, которые необходимы для исполнения и (или) документального оформления действий, на совершение которых указанное лицо уполномочено доверенностью.

Вместе с тем, как было уже указано выше, законодательно установлены исчерпывающие основания, позволяющие снять гражданина с регистрационного учета по месту жительства без его непосредственного участия.

Согласно приведенным нормативным положениям, гражданин может подать заявление о снятии его с регистрационного учета по месту жительства лично, путем направления заявления по почте или в форме электронного документа (пункт 31,32 Правил).

Как следует из дела, заявление гражданина и его паспорт не были представлены для совершения ответчиком необходимых действий, в связи с чем оснований для вывода о нарушении ответчиком положений действующего законодательства, не имеется.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Вместе с тем, обжалуемое решение вопреки требованиям указанных норм не содержит выводов о законности либо незаконности отказа ответчика.

При этом вывод суда об удовлетворении иска основан исключительно на нарушении правомочий собственника на распоряжение принадлежащим ему имуществом (правом на продажу принадлежащей ему доли в праве общей собственности на квартиру), что также не нашло подтверждения в ходе судебного разбирательства. Более того, указанный вывод не основан на законе.

Так, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением (статья 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 288 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам.

Исходя из системного толкования положений статей 20, 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца 3 статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация по месту жительства является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации и носит уведомительный характер.

Действующее законодательство не содержит запретов либо ограничений, связанных с распоряжение жилым помещением при наличии зарегистрированных в данном помещении лиц.

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих наличие препятствий для распоряжения недвижимым имуществом, равно как и доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что наличие регистрации Максименко А.П. в жилом помещении существенно снижает его стоимость, административным истцом не представлено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит неверным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца о возложении на ответчика обязанности снять истца с регистрационного учета, поскольку оспариваемое решение принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями законодательства, права и законные интересы административного истца данным решением не нарушены.

Принимая во внимание изложенное, предусмотренных законом оснований для удовлетворения административного иска у суда не имелось, в связи с чем обжалуемое судебное решение подлежит отмене с принятием по делу нового об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Стрежевского городского суда Томской области от 12 октября 2016 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Максименко А. П. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Стрежевской» Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области о признании незаконным отказа в снятии с регистрационного учета, обязании снять с регистрационного учета по месту жительства отказать.

Председательствующий

Судьи: