РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33а-544(33а-9640)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Коноплевой И.А.
судей Поздняковой О.Ю., Герасимовой О.В.
при секретаре Павловой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 23 января 2019 года дело по административному исковому заявлению ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, начальнику ОНИВП и АНО УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Рябову О. Б. о признании незаконным предписания,
по апелляционной жалобе врио начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта В.Л. Кравцова на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 18 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Герасимовой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (далее ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») обратилось в суд вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указало, что по результатам проверки Сахалинского Центра обслуживания воздушного движения Российской Федерации филиала «Аэронавигация Дальнего востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», УГАН НОТБ Ространснадзора выдано предписание об устранении нарушений законодательства РФ от 22.03.2018 №. Согласно пп. 2-6 указанного предписания, выявлены нарушения п.24 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138, п.3.37 Федеральных национальных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128, п.п.5.3.12, 3.2.2, 3.2.3, 12.4, 12.4.1, подп. «г» п.12.4.2, п.3.2.10, подп. «а» подп.1 п.12.3.4, п.п.3.2.11, 3.2.4, подп.«а,б» подп.3 п.12.3.4 Федеральных авиационных правил «Организация воздушного движения в Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 25.11.2011 № 293, п.4, абз.3 подп.1 п.35 Федеральных авиационных правил «Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам», утвержденных приказом Минтранса России от 26.11.2009 № 216. На директора филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» возложена обязанность провести комплекс мероприятий по устранению факторов-причин, приведших к несоответствиям воздушного законодательства РФ в области гражданской авиации с принятием первоочередных мер по снижению уровня риска в соответствии с принятой в предприятии системой управления безопасности полетов в срок до 01.11.2018. Вместе с тем, 12.09.2016 административным истцом проведена оценка обеспечения приемлемого уровня безопасности полетов в организационной структуре службы движения Сахалинского Центра обслуживания воздушного движения Российской Федерации филиала «Аэронавигация Дальнего востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», по результатам которой эксперты пришли к выводу о том, что действующая структура органа ОМВД Сахалинского Центра ОВД соответствует и обеспечивает приемлемый уровень безопасности. На основании оценки уровня безопасности по согласованию с Дальневосточным МТУ Росавиации, административным истцом утверждена Схема организационной структуры службы движения Сахалинского Центра ОВД, согласно которой в Сахалинском Центре ОВД имеется стартовый диспетчерский пункт (СДП) и диспетчерский пункт круга (ДПК), иных диспетчерских пунктов не имеется. Функции диспетчера посадки и диспетчера руления осуществляет диспетчер СДП, осуществляющий непосредственное управление воздушным движением Сахалинского Центра ОВД в соответствии с Технологией работы диспетчера СДП. В свидетельствах диспетчеров службы УВД руководителя полетов ФИО1 и диспетчера СДП Сахалинского Центра ОВД ФИО2, квалификационные отметки о допуске работы на диспетчерском пункте СДП и ДПК имеются, иных диспетчерских пунктов в Сахалинском Центре ОВД не имеется. Просил суд признать п.п.2-6 предписания об устранении нарушений законодательства РФ от 22.03.2018 № незаконными.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 18 июля 2018 года требования ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» удовлетворены.
Признаны незаконными п.п.2-6 предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.03.2018 №
В апелляционной жалобе врио начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта В.Л. Кравцов с постановленным по делу решением не согласился, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что в ходе проверки аэродромного диспетчерского обслуживания на аэродроме Южно-Сахалинск (Хомутово) Сахалинским Центром ОВД проверялись обязательные требования, установленные воздушным законодательством РФ. Судом не учтено, что в ходе внеплановой документарной проверки Сахалинского центра ОВД выявлены нарушения обязательных требований. Разрешая заявленные требования, судом были учтены документы, которые содержат нарушения обязательных требований воздушного законодательства РФ. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Согласно ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей УГАН НОТБ ДФО Ространснадзор Колобаева В.Б., Рябова О.Б., доводы апелляционной жалобы поддержавших, представителя ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Абакаровой Е.С., с доводами апелляционной жалобы не согласившейся, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что 18.02.2018 при выполнении рейса SHU 6891 по маршруту <данные изъяты> на №, принадлежность АО «Авиакомпания «Аврора», при выруливании на предварительный старт со стоянки МС2 (аэродром Южно-Сахалинск (Хомутово) произошло столкновение правой плоскости воздушного судна с ограждением строительной площадки.
УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Сахалинского центра ОВД филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», предметом которой явилось соблюдение Сахалинским центром в процессе осуществления аэродромного диспетчерского обслуживания, требований международных договоров РФ, воздушного законодательства РФ, в соответствии с п.4 ст.28 Воздушного кодекса РФ.
В ходе проверки были выявлены нарушения, о чем 22.03.2018 УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора составлен акт № и выдано предписание.
На директора филиала «Аэронавигация Дальнего востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» возложена обязанность провести комплекс мероприятий по устранению факторов-причин, приведших к несоответствиям воздушного законодательства РФ в области гражданской авиации с принятием первоочередных мер по снижению уровня риска в соответствии с принятой в предприятии системой управления безопасности полетов в срок до 01.11.2018.
Признавая незаконным пункты оспариваемого предписания, суд исходил из того, что административным истцом определено количество диспетчерских пунктов (секторов) и рабочих мест в организационной структуре Сахалинского Центра ОВД с учетом обоснования обеспечения приемлемого уровня безопасности полетов при обслуживании воздушного движения, интенсивности или сложности воздушного движения аэродрома Южно-Сахалинск (Хомутово), местных условий и местных особенностей обслуживания воздушного движения, Схема организационной структуры службы движения согласована с руководящим органом Единой системы; действующая структура органа ОВД Сахалинского Центра ОВД соответствует и обеспечивает приемлемый уровень безопасности; в Сахалинском Центре ОВД имеется стартовый диспетчерский пункт (СДП) и диспетчерский пункт круга (ДПК), иных диспетчерских пунктов не имеется; функции диспетчера старта, посадки, руления осуществляет диспетчер СДП.
Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда первой инстанции, ввиду следующего.
Согласно пункту 2 статьи 28 Воздушного кодекса РФ государственный надзор в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предметом проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Воздушного кодекса РФ является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области гражданской авиации требований международных договоров Российской Федерации, воздушного законодательства Российской Федерации.
Из предписания следует, что выявлены нарушения п.3.2.2, 3.2.3, 12.4, 12.4.1, пп.г. п.12.4.2 Федеральных авиационных правил «Организация воздушного движения в РФ», утвержденных приказом Минтранса России от 25 ноября 2011г. № 293. В нарушение указанных положений в протоколе от 12.09.2018, утвержденном начальником Сахалинского Центра ОВД филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» (т.2 л.д.138-140) отсутствуют: выявление факторов опасности связанных с нарушением обязательных требований пункта 3.3.8 Федеральных авиационных правил «Организация воздушного движения в РФ»; анализ факторов опасности; оценка связанных с ними рисков; разработка мер по снижению рисков до допустимых уровней; не установлен контроль остаточных рисков.
Оценка обеспечения приемлемого уровня безопасности полетов при обслуживании воздушного движения (протокол от 12.09.2018, утвержденный начальником Сахалинского Центра ОВД филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» (т. 2 л.д. 138-140), согласование и утверждение организационной структуры службы движения Сахалинского Центра ОВД филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», приведены с нарушением обязательных требований пункта 3.3.8 Федеральных авиационных правил «Организация воздушного движения в РФ». В организационной структуре Аэродромного диспетчерского центра Сахалинский центр ОВД филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» отсутствует диспетчерский пункт руления для предоставления аэродромного диспетчерского обслуживания движения на аэродроме Южно-Сахалинск (Хомутово).
В соответствии с п.3.3.8. Федеральных авиационных правил "Организация воздушного движения в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.11.2011 N 293 аэродромное диспетчерское обслуживание в зависимости от интенсивности или сложности воздушного движения осуществляется, как правило, с диспетчерского пункта "Вышка", в организационной структуре которого могут находиться секторы (направления) с определенной для каждого из них зоной ответственности, либо осуществляется с самостоятельных диспетчерских пунктов: диспетчерский пункт круга (далее - ДПК); стартовый (вспомогательный стартовый) диспетчерский пункт (далее - СДП, ВСДП); пункт диспетчера посадки (далее - ПДП); диспетчерский пункт руления (далее - ДПР); пункт диспетчера старта и руления (далее - ПДСР); диспетчерский пункт системы посадки (далее - ДПСП), объединяющий зоны ответственности ДПК и ПДП, либо при необходимости в сочетании с диспетчерского пункта "Вышка" и с самостоятельных диспетчерских пунктов, перечисленных в настоящем пункте, для обслуживания воздушного движения:
по аэродромному кругу полетов;
на предпосадочной прямой и/или взлетно-посадочной полосе (далее - ВПП);
на площади маневрирования, исключая ВПП.
В протоколе от 09.04.2018, утвержденного начальником Сахалинского Центра ОВД филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» (т.2 л.д.141-143) отсутствуют положения нормативно-правовых документов, не содержится: выявление факторов опасности связанных с нарушением обязательных требований п.3.3.8 Федеральных авиационных правил «Организация воздушного движения в РФ»; анализ факторов опасности; оценка связанных с ними рисков; разработка мер по снижению рисков до допустимых уровней; не установлен контроль остаточных рисков, что является нарушением требований п.3.2.2., 3.2.3., 12.4., 12.4.1., пп.г п.12.4.2 раздела XII «Обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного движения» Федеральных авиационных правил «Организация воздушного движения в РФ». Также является нарушением п.2.2.1. «Выявления факторов опасности», п.2.2.2. «Анализ факторов и оценка, связанных с ним рисков», п.2.2.3. «Разработка мер по снижению рисков до допустимых уровней», п.2.2.4. «Контроль остаточных рисков» Руководства по системе управления безопасностью полетов при АНО ФГУП «Госкорпорация ОрВД», утвержденное Генеральным директором ФГУП «Госкорпорация ОрВД» ФИО3 от 27.10.2014.
Кроме того, согласно приложения № 1 к приказу Дальневосточного МТУ Росавиации № 252-П от 30.07.2018 «О состоянии безопасности полетов в авиапредприятиях, подконтрольных Дальневосточному межрегионального территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта за первой полугодие 2018 года» (т.2 л.д.144-147) причиной инцидента 18.02.2018 с воздушным судном DHC-8-201 RA-67259 одним из факторов опасности указывается: неудовлетворительная организация воздушного движения на аэродроме Южно-Сахалинск (Хомутово).
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности п.2-6 предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.03.2018 №, также отмечает, что невыполнение ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» обязательных требований воздушного законодательства Российской Федерации может привести к созданию факторов опасностей при аэродромном диспетчерском обслуживании, созданию угрозы жизни и здоровью граждан.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое предписание принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем, решение суда перовой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу врио начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта В.Л. Кравцова – удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 18 июля 2018 года – отменить, принять по делу новое решение, которым:
В удовлетворении административного искового заявления ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, начальнику ОНИВП и АНО УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Рябову О. Б. о признании незаконным предписания – отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий И.А. Коноплевой
Судьи О.Ю. Поздняковой
О.В. Герасимовой