ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5460 от 11.10.2018 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Дело № 33а-5460

Судья Азизов С.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 октября 2018 г. г.Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Хираева Ш.М., судей Гомленко Н.К. и Джарулаева А.-Н.К.

при секретаре судебного заседания Яхъяеве Т.Т

при рассмотрении апелляционной жалобы главы МО «село Аксай» Хасавюртовского района Байсангурова А.А. на решение Хасавюртовского районного суда от 7 августа 2018 г., которым постановлено:

«Административное исковое заявление прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «село Аксай» Хасавюртовского района Республики Дагестан о признании бездействия администрации МО «село Аксай» Хасавюртовского района, выразившееся в не опубликовании ежеквартальных сведений о численности муниципальных служащих администрации и о фактических затратах на их содержание за 1 и 2 кварталы 2018 года в средствах массовой информации незаконным и обязании администрацию МО «село Аксай» Хасавюртовского района опубликовать ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих администрации и о фактических затратах на их содержание ежеквартально в средствах массовой информации, удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «село Аксай» Хасавюртовского района Республики Дагестан, выразившееся в не опубликовании ежеквартальных сведений о численности муниципальных служащих администрации и о фактических затратах на их содержание за 1 и 2 кварталы 2018 года в средствах массовой информации незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «село Аксай» Хасавюртовского района Республики Дагестан опубликовать ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих администрации и о фактических затратах на их содержание за 1 и 2 кварталы 2018 года в средствах массовой информации в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда».

Заслушав доклад судьи Верховного суда республики Дагестан Гомленко Н.К., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Хасавюртовского района обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «село Аксай» Хасавюртовского района Республики Дагестан о признании незаконным бездействия администрации МО «село Аксай» Хасавюртовского района, выразившееся в не опубликовании ежеквартальных сведений о численности муниципальных служащих администрации и о фактических затратах на их содержание за 1 и 2 кварталы 2018 года в средствах массовой информации, просил обязать администрацию МО «село Аксай» Хасавюртовского района опубликовать ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих администрации и о фактических затратах на их содержание ежеквартально в средствах массовой информации.

В обоснование иска ссылался на то, что прокуратурой Хасавюртовского района РД проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере противодействия коррупции, а также бюджетного законодательства в деятельности муниципального образования «село Аксай» Хасавюртовского района, в ходе проверки выявлены нарушения федерального законодательства. Согласно ст. 1, ст. 14, п. 6.1 ст. 37, ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273"- ФЗ «О противодействии коррупции», требования действующего законодательства администрацией муниципального образования «село Аксай» Хасавюртовского района не исполняются, административным ответчиком сведения о численности муниципальных служащих администрации с указанием фактических затрат на их денежное содержание за 1 и 2 кварталы 2018 года на публикацию в печатное издание «Вести Хасавюртовского района», не предоставлялись, на официальном сайте муниципального образования «село Аксай» указанные сведения отсутствуют. Не опубликование указанных сведений может создать коррупционное проявление путём внесения изменений в неопубликованный для всеобщего сведения правовой акт, создают предпосылки для нецелевого расходования бюджетных средств, произвольного изменения сведений о доходной и расходной части бюджета, а также фактических затрат на денежное содержание муниципальных служащих, отсутствия контроля за неисполнением местного бюджета, росту недоверия к органам местного самоуправления со стороны жителей муниципального образования и района.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе глава администрации МО « село Аксай» просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что он не отрицает результатов проверки, однако для опубликования сведений о бюджете и количестве муниципальных служащих не были выделены денежные средства, в местном бюджете их также не имелось.

В возражениях на жалобу помощник прокурора Хасавюртовского района и на заседании судебной коллегии прокурор Прокуратуры РД Магомедов А. просят решение суда оставить без изменения.

Извещенный надлежащим образом глава администрации МО «село Аксай» в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, поэтому дело рассмотрено без его участия.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда не имеется.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что в ходе проведения прокуратурой Хасавюртовского района проверки исполнения требований законодательства в сфере противодействия коррупции, а также бюджетного законодательства в деятельности муниципального образования «село Аксай» Хасавюртовского района были выявлены нарушения требований закона, а именно официально не были опубликованы ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих администрации и сведения о фактических затратах на их содержание за 1 и 2 кварталы 2018 года в средствах массовой информации «Вести Хасавюртовского района».

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.

В силу ст. 5 Бюджетного кодекса РФ, решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.

Согласно ст. 36 Бюджетного кодекса РФ, принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией).

Согласно ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года 131-ФЗ, порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений - с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Согласно п.п. «б» п. 7 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», к информации о деятельности органа местного самоуправления, подлежащей размещению в сети «Интернет», отнесены сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» к одному из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение ее в сети «Интернет».

Согласно ст. 10 названного закона, организация доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», осуществляется путем размещения данной информации в созданных официальных сайтах с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информации может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, перечисленных в ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», в число которых входят, в частности, принципы публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Применяя указанные нормы права, суд пришел к правильному выводу, что главой администрации МО « село Аксай» требования указанных законов не исполняются, информация о численности муниципальных служащих администрации с указанием фактических затрат на их денежное содержание за 1 и 2 кварталы 2018 года на публикацию в печатное издание «Вести Хасавюртовского района» не предоставлялась, на официальном сайте муниципального образования сельского поселения указанная информация не размещалась. Такое бездействие является незаконным, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку не исполняются принцип прозрачности бюджетной системы, а также требования о противодействии коррупции, поскольку ограничивает установленное законом право граждан на получение официальной информации о численности муниципальных служащих администрации муниципального образования «село Аксай» Хасавюртовского района с указанием расходов на оплату их труда из местного бюджета.

Суд пришел к правильному выводу, что устранение нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц подлежит путем возложения на администрацию муниципального образования «село Аксай» Хасавюртовского района обязанности опубликовать ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих администрации и о фактических затратах на их содержание за 1 и 2 кварталы 2018 г. в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Доводы главы администрации МО « село Аксай» о том, что в бюджете не имеется средств для такой публикации, не могут быть приняты во внимание, поскольку формировать бюджет с учетом затрат на публикацию бюджета и денежных средств для оплаты труда муниципальных служащих следовало со дня принятия указанного выше закона, однако несмотря на значительное время эти требования закона не исполняются.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 308-309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Хасавюртовского районного суда от 7 августа 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации МО « Село Аксай» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи