ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5507/18 от 14.08.2018 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Коржикова Л.Г. дело № 33а-5507/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 августа 2018 года г.Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

Председательствующего Волкова А.Е.

судей Погорельцева Т.В. и Степанова М.Г.

при секретаре Калининой Д.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Мегионского городского суда ХМАО-Югры от 21 мая 2018 года по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО1, действующих в интересах несовершеннолетнего ФИО3, к администрации г.Мегиона о признании незаконным постановления территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в г.Мегионе, которым административные исковые требования ФИО2 и ФИО1 оставлены без удовлетворения,

Заслушав доклад судьи Волкова А.Е., судебная коллегия

установила:

ФИО2 и ФИО1, действуя в интересах своего несовершеннолетнего сына (ФИО)3, (дата) года рождения, обратились в суд с административным иском к администрации г.Мегиона о признании незаконным постановления территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее Комиссия) от 01 марта 2018 года №139, которым отказано в направлении несовершеннолетнего ФИО3 в Казенное общеобразовательное учреждение ХМАО-Югры для детей и подростков с девиантным поведением «Специальная учебно-воспитательная школа №2» г.Сургута. Постановлено включить несовершеннолетнего ФИО3 в межведомственный реестр учета несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, для организации и проведения межведомственной индивидуальной профилактической работы. Этим же постановлением БУ ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония» поручено внести информацию о несовершеннолетнем ФИО3 путем ввода личного дела в «Единый банк данных семей и детей, проживающих в ХМАО-Югре, находящихся в социально опасном положении». Полагали, что оспариваемое постановление основано на недостоверных материалах, представленных ОМВД России по г.Мегиону, по причине допущения следователем ФИО4 и социальным педагогом ФИО5 существенных нарушений норм уголовно-процессуального права. По мнению административных истцов представление, вынесенное заместителем начальника ОМВД России по г.Мегиону в отношении несовершеннолетнего ФИО3, также является незаконным. При обосновании обстоятельств того, что оспариваемым постановлением нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административных истцов, действующих в интересах несовершеннолетнего, Н-вы указали, что факт применения в отношении несовершеннолетнего ФИО3 действий административного надзорного характера несет для последнего негативные правовые последствия, и может стать причиной ограничения его законного права на выбор своей будущей профессии, кроме этого оспариваемое постановление порочит имя сына и семьи.

В судебном заседании административные истцы и их представитель поддержали требования административного иска.

Представитель административного ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, просил в иске отказать.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого указана выше.

С решением суда административный истец ФИО1 не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований. Не согласен с выводами суда первой инстанции, поскольку постановлением Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в г.Мегионе №137-ИПР от 04 мая 2018 года были отменены не все пункты постановления Комиссии №139 от 01 марта 2018 года. Полагает, что при таких обстоятельствах права административных истцов продолжают нарушаться со стороны административного ответчика.

Административным ответчиком представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых заместитель председателя Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в г.Мегионе просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в соответствии с которым комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории субъекта РФ в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта РФ.

Законом субъекта РФ полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона ХМАО-Югры N 74-оз от 12 октября 2005 года "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в ХМАО-Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» органы местного самоуправления на неограниченный срок наделяются государственными полномочиями, в том числе:

по созданию территориальных комиссий при органах местного самоуправления в городских округах и муниципальных районах в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

по осуществлению деятельности территориальных комиссий в городских округах и муниципальных районах при органах местного самоуправления по направлениям, определенным федеральным законодательством и законодательством автономного округа, в том числе по применению (исполнению) законодательства об административных правонарушениях.

Постановлением администрации города Мегиона от 31 августа 2017 года N 1716 утверждено Положение о территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Мегионе.

Судом первой инстанции установлено, что (дата) ст. следователем СО ОМВД России по г.Мегиону ФИО4 в отношении группы несовершеннолетних лиц, включая сына административных истцов (ФИО)3, (дата) года рождения, которые на момент совершения ими преступлений не достигли 14-детнего возраста, вынесено два постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по факту совершения ими хищения чужого имущества.

(дата) с целью предупреждения совершения ФИО3 повторного общественно-опасного деяния, в соответствии с п.4 ч.2 ст.22 ФЗ № 120 от 30 июня 1999 года «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ОМВД России по г.Мегиону в адрес Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Мегионе внесено представление в отношении несовершеннолетнего ФИО3 о рассмотрении вопроса о направлении его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа и помещении его в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по г.Тюмени на время, необходимое для доставления несовершеннолетнего в указанное учреждение.

Постановлением территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Мегионе от 01 марта 2018 года №139 отказано в направлении несовершеннолетнего ФИО3 в КОУ ХМАО-Югры для детей и подростков с девиантным поведением «Специальная учебно-воспитательная школа № 2» г.Сургута; указанный несовершеннолетний включен в межведомственный реестр учета несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, для организации и проведения межведомственной индивидуальной профилактической работы; БУ ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония» поручено внести информацию о несовершеннолетнем ФИО3 путем ввода личного дела в «Единый банк данных семей и детей, проживающих в ХМАО-Югре, находящихся в социально опасном положении».

Полагая, что постановление Комиссии от 01 марта 2018 года №139 является незаконным, Н-вы в порядке ст.218 КАС РФ обратились с настоящим административным иском в суд.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Постановлением территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в г.Мегионе от 04 мая 2018 года №137-ИПР на основании поступившей из прокуратуры г.Мегиона информации, содержащей сведения об отмене 16 апреля 2018 года вышеуказанных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, завершено проведение межведомственной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним ФИО3 и постановлено исключить последнего из межведомственного реестра несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Письмом от 14 мая 2018 № 943 административные истцы Н-вы уведомлены о том, что несовершеннолетний ФИО3 04 мая 2018 года исключен из межведомственного реестра несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Мегионским комплексным центром социального обслуживания населения письмом от 14 мая 2018 года № 15/68-исх-1466 в адрес председателя Комиссии представлена информация о том, что в связи с завершением проведения профилактической работы с несовершеннолетним ФИО3, сведения о нем исключены из единого банка данных семей и детей, проживающих в ХМАО-Югре, находящихся в социально опасном положении, о чем Н-вы также уведомлены (л.д.92), что не оспаривалось ими в судебном заседании суда первой инстанции.

Таким образом, до принятия судом решения по административному делу административным ответчиком оспариваемое постановление от 01 марта 2018 года №139 было отменено, в связи с чем перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административных истцов.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими надлежащую оценку, и соответствующими фактическим обстоятельствам дела. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не установлено.

Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Мегионского городского суда ХМАО-Югры от 21 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий Волков А.Е.

Судьи Погорельцева Т.В.

Степанова М.Г.