ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-550/2022 от 24.03.2022 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Бардина Е.Е. дело № 33а-550/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 марта 2022 года город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Циркуновой О.М.,

судей Георгиновой Н.А., Сабаевой И.Н.,

при секретаре Трухановой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело №2а-3189/2021 по административному исковому заявлению администрации города Орла к судебному приставу - исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

по апелляционной жалобе административного истца администрации города Орла на решение Советского районного суда города Орла от 9 ноября 2021 года, которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи областного суда Георгиновой Н.А., объяснения представителя администрации города Орла ФИО2, действующей на основании доверенности, поддержавшей апелляционную жалобу, доводы представителя заинтересованного лица муниципального казенного учреждения «Управление коммунальным хозяйством города Орла» ФИО3, действующего на основании доверенности, полагавшего апелляционную жалобу удовлетворить, исследовав новые доказательства, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

администрация города Орла обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее - УФССП России по Орловской области) об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование заявленных требований указывалось, что на исполнении в Межрайонном отделении судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее - МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области) находится исполнительное производство № 42817/21/57024-ИП от 23 июня 2021 года, возбужденное в отношении администрации города Орла, предмет исполнения: возложение обязанности на администрацию города Орла, муниципальное казенное учреждение «Управление коммунальным хозяйством города Орла» (далее- МКУ «УКХ г.Орла»), Управление городского хозяйства и транспорта администрации города Орла в пределах их компетенции в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда оборудовать место (площадку) накопления твердых бытовых отходов в районе дома № 11 по улице Металлургов в городе Орле водонепроницаемым покрытием, ограничить бордюром по периметру, предусмотреть подъездной путь для автотранспорта, соблюсти расстояние размещения площадки накопления твердых бытовых отходов до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом.

Постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником постановления, получено администрацией города Орла 28 июня 2021 года.

17 сентября 2021 года судебным приставом - исполнителем МОСП по ОИП УФССП ФИО1 вынесено постановление о взыскании с администрации города Орла исполнительского сбора в размере 50000 рублей ввиду неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения.

По мнению административного истца, администрация города Орла подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора ввиду объективной невозможности исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе, в установленный для добровольного исполнения срок, обусловленной необходимостью соблюдения процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Указывает, что по результатам торгов 2 августа 2021 года МКУ «УКХ г.Орла» заключило муниципальный контракт на обустройство контейнерной площадки с обществом с ограниченной ответственностью «Ситистрой», которым 24 сентября 2021 года выполнены работы по оборудованию места накопления отходов.

Поскольку администрация города в пределах своей компетенции совершила действия, направленные на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, ее вина в неисполнении этих требований в срок, предоставленный для добровольного исполнения, отсутствует, то административный истец просил суд освободить его от уплаты исполнительского сбора.

В процессе судебного разбирательства данного дела к участию в нем в качестве административного соответчика привлечена судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП ФИО1, в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Роспотребнадзора по Орловской области (взыскатель по исполнительному производству), МКУ «УКХ г.Орла», Управление городского хозяйства и транспорта администрации города Орла.

Решением Советского районного суда города Орла от 9 ноября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе администрация города Орла ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, ввиду неправильного применения норм материального права, просит принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Приводит доводы о том, что администрацией города Орла в пределах компетенции предпринимались все меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.

Административные ответчики УФССП России по Орловской области, судебный пристав-исполнитель ФИО1, представители заинтересованных лиц Управления Роспотребнадзора по Орловской области, Управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, об отложении разбирательства дела не просили, в связи с чем, судебная коллегия на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав новые доказательства, свидетельствующие о выделении администрацией города Орла 12 апреля 2021 года необходимого финансирования для организации и проведения МКУ «УКХ г.Орла» конкурсных процедур в целях исполнения судебного акта, судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения Советского районного суда города Орла от 9 ноября 2021 года и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 2 статьи 309 КАС РФ.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов закреплены в Федеральном законе от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве).

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (части 1 и 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Как видно из материалов дела, вступившим в законную силу решением Советского районного суда города Орла от 10 сентября 2020 года удовлетворены исковые требования Управления Роспотребнадзора по Орловской области к администрации города Орла, МКУ «УКХ г.Орла», Управлению городского хозяйства и транспорта администрации города Орла об оборудовании места (площадки) накопления твердых бытовых отходов.

В соответствии с указанным судебным актом на администрацию города Орла, МКУ «УКХ города Орла», Управление городского хозяйства и транспорта администрации города Орла возложена обязанность в пределах их компетенции в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.3550-19 оборудовать место накопления твердых бытовых отходов в районе дома № 11 по улице Металлургов в городе Орле водонепроницаемым покрытием, ограничить бордюром по периметру, предусмотреть подъездной путь для автотранспорта, соблюсти расстояние размещения площадки накопления твердых бытовых отходов до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом.

Поскольку в установленный срок решение суда исполнено не было, то на основании исполнительного листа серии ФС № 035575920, выданного Советским районным судом города Орла 29 октября 2020 года по гражданскому делу №2-1289/2020, по заявлению Управления Роспотребнадзора по Орловской области, 23 июня 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области в отношении администрации города Орла возбуждено исполнительное производство № 42816/21/57024-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства.

Указанное постановление получено должником 28 июня 2021 года.

2 июля 2021 года первый заместитель главы администрации города Орла ФИО7 проинформировал службу судебных приставов о включении вопроса обустройства контейнерной площадки в перечень мероприятий ведомственной целевой программы «Создание и ремонт контейнерных площадок в городе Орле в 2019-2021 годах» на 2021 год, а также сообщил, что аукцион, объявленных в целях определения подрядной организации на выполнение работ 7 июня 2021 года, не состоялся ввиду отсутствия заявок, в связи с чем, МКУ «УКХ г.Орла» готовится конкурсная документация для повторного проведения конкурсной процедуры.

17 сентября 2021 года судебным приставом - исполнителем МОСП по ОИП ФИО1 вынесено постановление о взыскании с администрации города Орла исполнительского сбора в размере 50000 рублей и назначении нового срока для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, до 11 октября 2021 года.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора, суд первой инстанции сослался на неисполнение должником решения суда в установленный для добровольного исполнения срок, а также на отсутствие доказательств, подтверждающих уважительность причин нарушения данного срока в связи с непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения.

С указанными выводами согласиться нельзя ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Неправильным применением норм материального права является неправильное истолкование закона, в том числе без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Верховного Суда Российской Федерации (пункт 3 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 78 постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее - постановление Пленума № 50) указал, что по смыслу части 1 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

С учетом положений части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ и пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (пункт 75 постановления Пленума № 50).

Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении Пленума от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ), что означает принятие судом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 КАС РФ).

Между тем, доводы административного истца о совершении в пределах компетенции действий, направленных на своевременное исполнение судебного акта, надлежащим образом не проверены.

Согласно Уставу МКУ «УКХ г.Орла», названное казенное учреждение создано с целью осуществления управленческих функций в сфере обеспечения функционирования коммунального хозяйства, и в рамках бюджетного финансирования осуществляет размещение муниципальных заказов, осуществляет контрольные функции за исполнением муниципального заказа.

Исходя из доказательств, представленных в суд апелляционной инстанции, администрацией города Орла 12 апреля 2021 года в пределах ее компетенции доведены бюджетные ассигнования до получателя денежных средств - МКУ «УКХ г.Орла» в целях исполнения судебного акта, выделено необходимое финансирование для закупки выполнения работ по устройству контейнерных площадок на территории города Орла.

То обстоятельство, что МКУ «УКХ г.Орла» заключило контракт по результатам конкурсных процедур на денежные средства, выделенные администрацией города до возбуждения исполнительного производства, только 2 августа 2021 года, не указывает на наличие вины административного истца в неисполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, и не могло являться основанием для взыскания с администрации исполнительского сбора, поскольку из содержания судебного решения усматривается, что обязанность по обустройству места накопления твердых бытовых отходов возлагалась на каждого из должников исходя из их компетенции, при этом, к компетенции органа местного самоуправления было отнесено финансирование работ по обустройству площадки накопления отходов.

Таким образом, вина администрации города Орла в неисполнении требований исполнительного документа отсутствует.

При установленных обстоятельствах, выводы суда об отсутствии правовых оснований для освобождения администрации города Орла от уплаты исполнительского сбора, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела и основаны на неправильном истолковании закона.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым решение Советского районного суда города Орла от 9 ноября 2021 года отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования администрации города Орла, освободить администрацию города Орла от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области ФИО1 от 17 сентября 2021 года по исполнительному производству № 42817/21/57024-ИП.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Советского районного суда города Орла от 9 ноября 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования администрации города Орла, освободить администрацию города Орла от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО1 от 17 сентября 2021 года по исполнительному производству № 42817/21/57024-ИП.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи