ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-552/20 от 02.01.2019 Томского областного суда (Томская область)

Судья Лысых Е.Н. Дело № 33а-552/2020

70RS0002-01-2019-003604-89

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 марта 2020 г.

Апелляционная инстанция Томского областного суда в составе

председательствующего Петровского М.В.

судей Простомолотова О.В., Бондаревой Н.А.

при секретаре и

помощнике судьи Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №2а-1909/2019 по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о признании незаконным решения

по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО2 на решение Ленинского районного суда г.Томска от 5 декабря 2019 г.,

заслушав доклад председательствующего, объяснения административного истца ФИО1 и ее представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей административного ответчика ФИО3 и ФИО4,

установила:

ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд г.Томска с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенное наименование– Управление Росреестра) по Томской области, в котором просила:

признать незаконным решение Управления Росреестра по Томской области об отказе во внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, отраженное в уведомлении от 19сентября 2019 г. №КУВД-001/2019-10801985/1;

обязать Управление Росреестра по Томской области внести изменения в сведения ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, путем дополнения видами разрешенного использования на: «для эксплуатации жилого дома со встроенными помещениями; для размещения элементов благоустройства территории, в том числе: 1) малые архитектурные формы; 2) ограждения территории; 3) усовершенствованные покрытия и сопряжения поверхностей; 4) объекты санитарной очистки территории (бункеры, контейнеры и иные накопительные емкости, предназначенные для сбора (накопления) отходов; контейнерные площадки, площадки сбора крупногабаритных отходов; специализированные площадки для складирования снега и льда (снежные отвалы, сухие снежные свалки); 5) площадки (для игр детей, отдыха взрослых, занятий спортом, установки мусоросборников, выгула и дрессировки собак, стоянок транспортных средств, хозяйственные площадки); 6) игровое и спортивное оборудование, не являющееся объектами "Капитального строительства и размещаемое на соответствующих площадках; 7) озеленение и отдельные зеленые насаждения, за исключением озелененных территорий и зеленых насаждений, режим эксплуатации которых определяется действующим федеральным законодательством; 8) осветительное оборудование для целей функционального, архитектурного и информационного освещения; 9) некапитальные нестационарные объекты: сооружения, выполненные из легких конструкций, не предусматривающих устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений, в том числе нестационарные торговые объекты, объекты попутного бытового обслуживания и питания, наземные туалетные кабины, другие объекты некапитального характера; 10) иные составные части благоустройства, предусмотренные в качестве таковых действующим законодательством и муниципальными правовыми актами муниципального образования «Город Томск».

В обоснование требований указано, что собственниками помещений вышеназванного многоквартирного дома 21 июня 2019г. принято решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка путем дополнения в соответствии с основными понятиями Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Томск», и административный истец, избранная председателем правления ТСЖ «Строитель-2», 30 августа 2019г. обратилась в регистрирующий орган с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН; оспариваемым решением регистрирующего органа отказано во внесении изменений в ЕГРН в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером: /__/ расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1), а решением общего собрания от 21 июня 2019г. выбраны виды разрешенного использования, которые отсутствуют в перечне основных и вспомогательных видов разрешенного использования, определенном Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» для территориальной зоны Ж-1; данное решение препятствует реализации собственниками помещений права на внесение сведений о дополнительных видах разрешенного использования земельного участка в ЕГРН и использованию участка.

Дело рассмотрено в отсутствие административного истца, являющейся также представителем заинтересованного лица ТСЖ «Строитель-2», надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 требования поддержал по изложенным выше основаниям; представитель административного ответчика ФИО3 с административным иском не согласилась, поддержав доводы, изложенные в оспариваемом решении административного органа.

Заинтересованным лицом ТСЖ «Строитель-2» представлен письменный отзыв о согласии с требованиями.

Обжалуемым решением суда в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить, указав в обоснование, что в силу пункта 9 статьи 3 решения Думы Города Томска от 27 ноября 2007г. №687 «О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» (в редакции решения Думы Города Томска от 6 сентября 2016г. №334 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск»), пункта 25 статьи 34 названного решения, а также пунктов 1.12, 1.35 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Томск», утвержденных решением Думы Города Томска от 1 марта 2016 г. №161, те изменения, которые собственники помещений многоквартирного дома намерены внести в существующий вид разрешенного использования земельного участка путем дополнения видами разрешенного использования, имеются в перечне основных и вспомогательных видов разрешенного использования, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» для территориальной зоны Ж-1.

В возражениях представитель административного ответчика ФИО3 просит оставить решение суда без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно-разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета, с соблюдением установленных законодательством требований.

Государственный кадастровый учет недвижимости осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Единый государственный реестр недвижимости (сокращенное наименование– ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 указанного закона).

Согласно пункту 4 части 5 статьи 8 этого закона в кадастр недвижимости вносится информация о виде или видах разрешенного использования земельного участка.

В силу подпунктов 2 и 3 статьи 13 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия и в уведомительном порядке.

В соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок по адресу: /__/, имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации жилого дома со встроенными помещениями; для размещения элементов благоустройства территории».

Собственниками помещений многоквартирного дома 21 июня 2019г. принято решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка путем дополнения вышеуказанным способом, в связи с чем председатель правления ТСЖ «Строитель-2» ФИО5 30 августа 2019 г. обратилась в регистрирующий орган с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН; оспариваемым решением регистрирующего органа отказано во внесении изменений в ЕГРН в связи с тем, что земельный участок расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1), решением общего собрания от 21 июня 2019г. выбраны виды разрешенного использования, которые отсутствуют в перечне основных и вспомогательных видов разрешенного использования, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» для этой территориальной зоны.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал те же основания, что приведены в оспариваемом решении административного органа.

Оснований для несогласия с такими выводами нет, поскольку таковые соответствуют фактическим обстоятельствам, постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.

При проведении правовой экспертизы по заявлению ТСЖ «Строитель-2» административным ответчиком установлено, и материалами настоящего дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 70:21:0100039:138 расположен в территориальной зоне Ж-1 (зоне застройки многоэтажными жилыми домами).

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Думы Города Томска от 27 ноября 2007 г. №687 «О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» объекты, предусмотренные пунктом 25 раздела «Перечень градостроительных регламентов по видам использования земельных участков и объектов капитального строительства» статьи 34 данных Правил, являются основным видом разрешенного использования земельных участков и (или) объектов капитального строительства применительно ко всем территориальным зонам, установленным Правилами (за исключением территориальных зон Р1/1 (Зона городских скверов и бульваров), ООТ-1 (Зона особо охраняемой средообразующей территории), ООТ-2 (Зона особо охраняемой спортивно-рекреационной территории), ООТ-3 (Зона особо охраняемой территории культуры и отдыха)), и считаются включенными в соответствующие градостроительные регламенты. Размещение объектов, предусмотренных пунктом 25 раздела «Перечень градостроительных регламентов по видам использования земельных участков и объектов капитального строительства» статьи 34 указанных Правил, осуществляется при условии соблюдения требований, предъявляемых к их размещению действующим законодательством и муниципальными правовыми актами муниципального образования «Город Томск».

Согласно пункту 25 раздела «Перечень градостроительных регламентов по видам использования земельных участков и объектов капитального строительства» статьи 34 названных выше Правил к объектам, предназначенным для обеспечения благоприятной и комфортной жизнедеятельности и нормальной эксплуатации объектов недвижимости, относятся в числе прочих элементы благоустройства территории.

В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8сентября 2014г. №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который устанавливает наименование вида разрешенного использования земельного участка, его описание и числовое обозначение в виде кода.

Данный классификатор содержит лишь один вид, в соответствии с которым дозволяется размещать элементы благоустройства,– «Благоустройство территории» (код 12.0.2); в соответствии с опиcанием данного вида разрешенного использования, таковой включает: размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов.

Заявленное административным истцом уточнение не согласуется ни с наименованием вида разрешенного использования, предусмотренного классификатором, ни с его описанием, на что обоснованно указано в оспариваемых решениях административного органа и суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы судебной коллегии.

Вопреки этим доводам изменения, внесенные решением Думы Города Томска от 6 сентября 2016г. №334 в пункт 9 статьи 3 решения Думы Города Томска от 27ноября 2007г. №687, применены судом первой инстанции и судебной коллегией.

Ссылка апеллянта на Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Томск», утвержденные решением Думы Города Томска от 1марта 2016г. №161, несостоятельна, поскольку согласно преамбуле этих Правил таковые определяют общеобязательные требования лишь в области благоустройства территории муниципального образования «Город Томск». Соответственно, данный нормативный правовой акт не регулирует вопросы изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Аналогично, Федеральный закон от 28 декабря 2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» имеет иной предмет регулирования– согласно частям 1 и 3 статьи 1 данного нормативного правового акта он определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

В связи с этим не опровергает выводы суда и судебной коллегии ссылка представителя административного истца на пункт 38 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а равно на пункт 1.4 методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13 апреля 2017г. №711/пр, согласно которым элементы благоустройства- декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории, и которым торговые объекты к элементам благоустройства не отнесены.

Ссылка представителя административного истца на пункт 6.10.2 вышеназванных методических рекомендаций также несостоятельна.

Согласно данному пункту некапитальные нестационарные сооружения рекомендуется размещать на территориях муниципального образования, таким образом, чтобы не мешать пешеходному движению, не ухудшать визуальное восприятие среды населенного пункта и благоустройство территории и застройки. Сооружения предприятий мелкорозничной торговли, бытового обслуживания и питания рекомендуется размещать на территориях пешеходных зон, в парках, садах, на бульварах населенного пункта. Сооружения рекомендуется устанавливать на твердые виды покрытия, оборудовать осветительным оборудованием, урнами и малыми контейнерами для мусора, сооружения питания - туалетными кабинами (при отсутствии общественных туалетов на прилегающей территории в зоне доступности).

Ответ заместителя начальника Управления Росреестра по Томской области от 25 мая 2019 г. на заявление ТСЖ «ФИО6» от 26 апреля 2020г. не свидетельствует об обоснованности жалобы, поскольку содержит разъяснения, соответствующие приведенным выше выводам судебной коллегии.

Факт привлечения ТСЖ «Строитель-2» Управлением Росреестра по Томской области к административной ответственности не свидетельствует об обоснованности апелляционной жалобы, а равно о противоречивости позиции административного органа, поскольку указанное выше заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка не влечет устранение обстоятельств, составивших объективную сторону вмененных товариществу правонарушений.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда; безусловные основания отмены решения суда, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлены.

В связи с изложенным, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Томска от 5 декабря 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи