Судья Успун И.И. Дело № 33а-553/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 25 апреля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В.,
судей Егорова А.А., Таргына А.О.,
при секретаре Чимит Е.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО к мэрии г.Кызыла Республики Тыва о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - мэрии г. Кызыла ФИО2 на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 февраля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Таргына А.О., представителя административного ответчика ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы,
У С Т А Н О В И Л А :
ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО обратилась в суд с административным иском к мэрии г.Кызыла о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, указывая на то, что её сын ФИО., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учёте на получение места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла с 06 апреля 2017 года в общегородской очереди под номером 8468, в льготной очереди под номером 3857. В настоящее время ребенку отказано в предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении с указанием на отсутствие свободных мест, тем самым нарушены права ребенка на общедоступное бесплатное дошкольное образование. Она является многодетной матерью, просила суд обязать мэрию г.Кызыла предоставить в первоочередном порядке место в дошкольном образовательном учреждении г.Кызыла.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 февраля 2019 года на мэрию г.Кызыла возложена обязанность предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г.Кызыла ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в первоочередном порядке.
Не согласившись с решением суда, представитель административного ответчика - мэрии г.Кызыла ФИО2 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда изменить и возложить обязанность предоставить место в дошкольном образовательном учреждении на Департамент по образованию мэрии г. Кызыла, ссылаясь на Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденный решением Хурала представителей города Кызыла № 324 от 29 марта 2017 года.
Представитель административного ответчика - мэрии г. Кызыла ФИО2 в суде апелляционной инстанции жалобу поддержала, просила изменить решение суда.
Административный истец ФИО1, представитель заинтересованного лица – Департамента по образованию мэрии г. Кызыла в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя ответчика Мэрии г. Кызыла, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является матерью несовершеннолетнего ФИО., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который состоит на учёте на получение места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении с 06 апреля 2017 года в общегородской очереди под номером 8468, в льготной очереди под номером 3857.
До настоящего времени место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ФИО не предоставлено.
Разрешая спор и удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции указал на то, что сын административного истца имеет право на первоочередное определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение, первоочередное предоставление места не повлечёт нарушение прав других детей, поставленных на очередь.
Судебная коллегия с таким выводом согласна по следующим основаниям.
Суд первой инстанции исходил из того, что государство и муниципальные образования в силу положений статьи 43 Конституции Российской Федерации обязаны гарантировать конституционное право ребёнка на доступное дошкольное образование.
В Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование.
В соответствии с положениями, указанными в статье 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Решением Хурала представителей города Кызыла № 324 от 29 марта 2017 года утвержден Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».
Согласно п. 3.12 вышеназванного Порядка, правом на первоочередное зачисление ребенка в дошкольную организацию имеют право, в том числе дети из многодетных семей, имеющих 3 и более несовершеннолетних детей.
Кроме того, исходя из подпункта «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен для многодетных семей установлена льгота в виде приема детей в дошкольные учреждения в первую очередь.
Из справки № от 6 апреля 2017 года, выданной Департаментом по социальной политике мэрии г. Кызыла, следует, что семья ФИО1, проживающая по адресу: **, является многодетной.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ребенок административного истца обладает правом на получение места в дошкольном образовательном учреждении в первоочередном порядке, и вопреки доводам апелляционной жалобы правильно возложил на мэрию города Кызыла обязанность по обеспечению ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении, что не противоречит положениям статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку мэрия г. Кызыла является органом местного самоуправления к полномочиям которого в силу названного закона отнесены полномочия по предоставлению обеспечения местами в дошкольных образовательных учреждениях. При этом Департамент по образованию мэрии города Кызыла является отраслевым органом мэрии города Кызыла Республики Тыва, реализующим вопросы местного значения городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» в пределах своих полномочий, ведет муниципальную политику в области образования с учетом Программ развития образования Республики Тыва и города Кызыла, обеспечивающим создание условий развития муниципальной образовательной системы города Кызыла и осуществляющим руководство и контроль за ее функционированием.
При решении вопросов организации предоставления дошкольного образования органы местного самоуправления должны учитывать соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к обеспечению равного права на получение дошкольного образования.
Фактически доводы жалобы касаются вопросов исполнения решения суда и не влияют на законность судебного акта по существу, поэтому основанием для его отмены не являются.
Вместе с тем, частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции не учел положения пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, согласно которому в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в связи с чем резолютивная часть решения суда подлежит изменению путем дополнения 3 абзацем о возложении обязанности на Мэрию г.Кызыла сообщить об исполнении решения суда в течение одного месяца административному истцу и в Кызылский городской суд Республики Тыва, с оставлением в остальной части решения без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 февраля 2019 года изменить, дополнив резолютивную часть абзацем 3 следующего содержания: «Обязать Мэрию г.Кызыла сообщить об исполнении решения суда в течение одного месяца административному истцу и в Кызылский городской суд Республики Тыва».
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 апреля 2019 года.
Председательствующий
Судьи: