Дело № 33а-5562/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург | 15 сентября 2022 года |
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Павловой О.Н.,
судей Тумановой О.В., Шулындиной С.А.,
при секретаре Склядневой А.Э.,
рассмотрела административное дело № 2а-2439/2022 (УИД 47RS0005-01-2022-001311-60) по апелляционной жалобе административного ответчика администрации муниципального образования «Советское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 14 апреля 2022 года по административному исковому заявлению Выборгского городского прокурора к администрации муниципального образования «Советское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области о признании незаконным бездействия администрации, об обязании совершить действия для постановки на учет недвижимого имущества – автомобильной дороги общего пользования местного значения.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Павловой О.Н., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Выборгский городской прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с административным иском к администрации муниципального образования «Советское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области (далее также – МО «Советское городское поселение»), в котором просил:
признать незаконным бездействие администрации МО «Советское городское поселение», выразившееся в неиспользовании комплекса действий, направленных на постановку на кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования местного значения, протяженностью 1 977 п.м. по автомобильной дороге ул. Набережная в пос. Советский Выборгского района Ленинградской области;
обязать администрацию МО «Советское городское поселение» совершить все необходимые действия для постановки на кадастровый учет, с последующей регистрацией права собственности на недвижимое имущество - автомобильной дороги общего пользования местного значения, протяженностью 1 977 п.м. по автомобильной дороге ул. Набережная в пос. Советский Выборгского района Ленинградской области, в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что вышеуказанная автомобильная дорога включена в реестр муниципального имущества МО «Советское городское поселение» и в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, но право собственности на нее не зарегистрировано и автомобильная дорога на кадастровом учете не состоит. Указанное приводит к тому, что содержание автодорог не осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов. Данное обстоятельство приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц (пользователей автодорог) на безопасность дорожного движения.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 14.04.2022 указанное административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит указанное решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, без учета того, что в соответствии с действующим законодательством объект – дорога с грунтовым покрытием, не является объектом капитального строительства и не подлежит постановке на кадастровый учет, в связи с чем решение суда не исполнимо.
Явившийся в суд апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации МО «Советское городское поселение» Малащенко Е.О., действующая также в качестве предстаивтеля заинтересованного лица администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области, поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного истца – прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Ленинградской областной прокуратуры Чубукова А.С., возражала против удовлетворения жалобы, полагала решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Представители заинтересованного лица Управления Росреестра по Ленинградской области в суд апелляционной инстанции не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со статьями 150, 307 КАС РФ неявка лиц, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, определив рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, выслушав присутствующих участников судебного разбирательства, оценив материалы административного дела и проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под дорожной деятельностью, согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ст. 6 закона).
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
При этом согласно ст. 51 данного закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.08.2011 №424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
Частью 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации МО «Советское городское поселение» от 04.02.2013 №31 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Советское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области.
В соответствии с указанным перечнем на территории МО «Советское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, в границах населенного пункта г.п. Советский расположена автомобильная дорога общего пользования протяженностью 1 977 п.м. по автомобильной дороге ул. Набережная в пос. Советский Выборгского района Ленинградской области.
По сведениям администрации автомобильная дорога общего пользования местного значения 1977 п.м. по автомобильной дороге ул.Набережная в пос. Советский Выборгского района Ленинградской области не поставлена на кадастровый учет.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования, создает препятствие в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и в применении мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, а также влечет нарушение прав и законных интересов жителей данных улиц и других граждан.
Судебная коллегия полагает вывод суда обоснованным и правомерным.
Довод жалобы о том, что спорная автомобильная дорога имеет грунтовое покрытие, в связи с чем в силу Гражданского кодекса РФ не может являться самостоятельным объектом недвижимости и регистрации не подлежит, судебная коллегия полагает несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права.
На основании пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В пункте 2 статьи 8 указанного Федерального закона закреплено, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, к которым согласно пункту 4 также отнесены: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид), описание местоположения объекта недвижимости.
В пункте 2 статьи 14 указанного Федерального закона установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; вступившие в законную силу судебные акты.
В силу статьи 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Согласно пункту 1 статьи 130 Кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Соответственно, право собственности, в том числе право собственности на сооружение - дорогу как на самостоятельный объект гражданских прав, может возникнуть в том случае, если она создана именно как объект недвижимости в установленном порядке, индивидуализирована в качестве объекта недвижимости.
В материалах дела представлен технический паспорт автомобильной дороги п. Советский, ул. Набережная (л.д. 59-65), который включает технические, экономические, характеристики дороги, протяженность покрытий, наличие подъездов, дорожных сооружений и другие характеристики, необходимые для эксплуатации дороги, что позволяет определить спорную дорогу в качестве индивидуально определенной вещи и отнести дорогу к объектам недвижимости.
При этом действующее законодательство не содержит каких-либо исключений или оговорок в отношении дорог, имеющих грунтовое покрытие.
Указание в жалобе на то, что Управление Росреестра по Ленинградской области отказывает в постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности дорог с грунтовым покрытием, основанием для отмены решения суда не является.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Иных доводов, влекущих безусловную отмену решения суда в апелляционных жалобах не приводится, такие основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ по материалам административного дела также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Советское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.
Председательствующий:
Судьи:
(судья Грачева Ю.С.)