ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5577/18 от 12.12.2018 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Прохорова Т.В. Дело № 33а-5577/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего Захарчука О.В.,

судей Машкиной Н.Ф.,

Багаутдиновой Г.Р.,

при секретаре Токаревой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 12 декабря 2018 года административное дело по апелляционной жалобе административного истца Аветяна В. на решение Малопургинского районного суда Удмуртской Республики от 19 сентября 2018 года, которым

в удовлетворении административного искового заявления Аветяна В. к Администрации муниципального образования «Киясовский район» о признании незаконным решения исполнительного органа местного самоуправления об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдиновой Г.Р., объяснения представителя административного истца Аветяна В. – Белянкина А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации муниципального образования «Киясовский район» Глушкова Д.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам,

установила:

Аветян В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Киясовский район» (далее по тексту – Администрация МО «Киясовский район»), заявляя следующие требования:

признать незаконным решение исполнительного органа местного самоуправления об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Киясовский район» и Аветян В. заключили договор аренды земельного участка, расположенного на территории МО «Киясовский район» с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м. из земель <данные изъяты>, расположенных в <адрес>, для строительства пункта общественного питания. 14 декабря 2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Удмуртской Республике выдано свидетельство о государственной регистрации права на нежилое здание, назначение: нежилое, 2-этажный, общей площадью <данные изъяты> кв. м., инв. лит. А, адрес объекта: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Удмуртской Республике выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности, на основании разрешения Администрации МО «Киясовский район» на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ. Объект права: <данные изъяты>, назначение: <данные изъяты>, общая площадь <данные изъяты> кв.м., этаж 2, адрес (местонахождение) объекта <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ главе МО «Киясовский район» административным истцом подано заявление о внесении изменений в договор аренды земельного участка, с просьбой изменить статус земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ от имени главы муниципального образования «Киясовский район» был получен ответ, в котором указано, что внести изменения в договор аренды земельного участка возможно только после изменения вида разрешенного использования земельного участка и внесение сведений в единый государственный кадастр недвижимости об изменении характеристик участка, и предложено обратиться с заявлением в Администрацию МО «Киясовский район» об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ главе МО «Киясовский район» административным истцом подано заявление о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, в виду того, что построенное помещение по данному адресу не используется в коммерческих целях, как кафе, а используется как жилое помещение. Коммерческая организация, эксплуатировавшая кафе, согласно выписке ЕГРЮЛ прекратила деятельность в связи с ликвидацией.

ДД.ММ.ГГГГ главе МО «Киясовский район» административным истцом подано заявление об изменении использования земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, с «для строительства кафе» на «Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)».

ДД.ММ.ГГГГ от имени главы муниципального образования «Киясовский район» был получен ответ, в котором указано, изменить вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка на «Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов) не представляется возможным, и для решения возникшей спорной ситуации рекомендовано обратиться в суд.

Административный истец считает Решение главы муниципального образования «Киясовский район» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, с «для строительства пункта общественного питания» на «Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)» незаконным. Просит его отменить и обязать административного ответчика изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером .

В судебном заседании административный истец Аветян В., представитель административного истца Белянкин А. А. требования и доводы административного искового заявления поддержали.

Представитель административного ответчика Глушков Д.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина не явки не сообщил. Ранее в судебном заседании с административными исковыми требованиями был не согласен, считает, что оснований для удовлетворения данного заявления нет.

Согласно статье 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело при данной явке.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Считает решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Доводы жалобы аналогичны доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации МО «Киясвоский район» Глушков Д.С. считает решение районного суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административным истцом срок обращения в суд не пропущен.

Из системного толкования положений части 2 статьи 62, части 9 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав и свобод заявителя.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией МО «Киясовский район» и Аветяном В. был заключен договор аренды , согласно которому Аветяну В. был предоставлен земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, из земель населенных пунктов, расположенный в <адрес>, для строительства пункта общественного питания. Срок аренды с 18 марта 2010 года по 18 марта 2025 года (л.д.5-7).

ДД.ММ.ГГГГ Аветян В. принял в аренду земельный участок с кадастровым номером согласно акту приема-передачи земельного участка, арендуемый земельный участок сторонами осмотрен и претензий у Аветяна В. не имелось (л.д.8).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Аветян В. является собственником комнаты площадью <данные изъяты> кв. м. по адресу: <адрес> (л.д.9).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Аветян В. является собственником нежилого здания площадью <данные изъяты> кв. м. по адресу: <адрес> (л.д.10).

Согласно домовой (поквартирной) книги по адресу <адрес> Аветян В. по данному адресу зарегистрирован до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-13).

ДД.ММ.ГГГГ Аветян В. обратился с заявлением к главе МО «Киясовский район» о внесении изменений в договор аренды земельного участка , расположенного по адресу <адрес> и отменить арендную плату как за коммерческий объект, в связи с тем, что здание используется как жилое помещение (л.д.15).

Согласно письму Администрации МО «Киясовский район» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного Аветяну В.И., вид разрешенного использования земельного участка согласно кадастровому паспорту указан «для строительства кафе». Внести изменения в договор аренды земельного участка возможно только после изменения вида разрешенного использования земельного участка и внесения сведений в единый государственный кадастр недвижимости об изменении характеристик участка. Предложено обратиться с заявлением в Администрацию МО «Киясовский район» об изменении вида разрешенного использования земельного участка. При этом пояснено, что вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать виду разрешенного использования земельного участка территориальной зоны, в которой он расположен. Вышеуказанный земельный участок согласно генеральному плану муниципального образования «Киясовское», утвержденному решением Совета депутатов МО «Киясовское» от 24 декабря 2013 года находится в зоне Д1 - Зона деловой застройки. Для этой зоны согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Киясовское» (далее ПЗЗ), утвержденным решением Совета депутатов МО «Киясовское» от 24 декабря 2013 года № 70 (в редакции распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2016 года № 1960-р) предусмотрены основные виды разрешенного использования земельного участка. (Перечень основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков, вспомогательных видов разрешенного использования зоны Д1 согласно вышеуказанным ПЗЗ прилагается к настоящему письму). В случае если выкупаемый земельный участок используется для осуществления нескольких видов деятельности, кадастровая стоимость устанавливается по наибольшему размеру, при расчете выкупной цены применяется максимально возможная ставка в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 марта 2015 года N 100 «Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и порядка определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых без проведения торгов». Так как на арендуемом им земельном участке расположено нежилое здание с кадастровым номером (в жилое помещение переведена только комната с кадастровым номером ), выкуп земельного участка возможен в размере 25% от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет <данные изъяты> рублей 75 копеек. Дополнительно пояснено, что договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером изначально заключён с ним как с физическим лицом (л.д.16).

ДД.ММ.ГГГГ Аветян В. обратился с заявлением к главе МО «Киясовский район» об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м. по адресу: <адрес>, с «для строительства кафе» на «Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)» (л.д.17).

Согласно письму Администрации МО «Киясовский район» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного Аветяну В.И., вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать одному из видов разрешенного использования земельных участков территориальной зоны, в которой он расположен. Вышеуказанный земельный участок согласно генеральному плану муниципального образования «Киясовское», утвержденному решением Совета депутатов МО «Киясовское» от 24 декабря 2013 года № 69 находится в зоне Д1 - Зона деловой застройки. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Киясовское», утвержденными решением Совета депутатов МО «Киясовское» от 24 декабря 2013 года № 70 (в редакции распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2016 года № 1960-р), для зоны Д1 - Зона деловой застройки вид разрешенного использования земельного участка — «Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов» не предусмотрен (перечень основных видов использования объектов капитального строительства и земельных участков, вспомогательных видов разрешенного использования зоны Д1 направлялся в его адрес приложением к письму от 12 июля 2018 № 284). Учитывая вышеизложенное, изменить вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка на «Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)», не представляется возможным (л.д.18).

ДД.ММ.ГГГГ Аветян В. обратился с заявлением к главе МО «Киясовский район» о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 98 площадью <данные изъяты> кв. м. по адресу: <адрес>, для строительства кафе, ввиду того, что построенное им помещение по данному адресу, не используется в коммерческих целях, как кафе, а часть помещения площадью <данные изъяты> кв. м. используется им как жилое помещение (л.д.19).

Согласно письму Администрации МО «Киясовский район» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного Аветяну В.И., в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных участков в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земельных участков являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) или арендная плата. Расторжение договора аренды возможно при условии приобретения им вышеуказанного земельного участка в собственность с внесением выкупной стоимости земельного участка в размере 25% от кадастровой стоимости, что составляет <данные изъяты> рублей 75 копеек. Дополнительно сообщено, что уменьшение размера как арендной платы за земельный участок, так и выкупной стоимости земельного участка возможно в результате проведения кадастровых работ по уменьшению площади вышеуказанного земельного участка, так как им используется не весь участок (л.д.20).

Согласно протоколу публичных слушаний на тему: «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Киясовское» от 5 декабря 2017, по итогам публичных слушаний решили: земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м. по адресу: <адрес> оставить в зоне деловой застройки (л.д.46).

Согласно письму ПО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному главе МО «Киясовское», в рамках проведения публичных слушаний по заявлению Аветяна В. об изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу; <адрес>, и внесении изменений в генеральный план ПО «<данные изъяты>» сообщает, что владеет на праве собственности земельным участком по адресу; <адрес>. По данному адресу располагаются нежилые объекты недвижимости, используемые по назначению: склад, гараж, котельная и т.п. Изменение вида разрешенного использования земли по адресу <адрес> приведет к невозможности использовать имеющиеся в собственности ПО «<данные изъяты>» здания по их назначению. Кроме того, данные изменения могут негативно сказаться на санитарном состоянии их складов, при условии расположения рядом с ними индивидуальной жилой застройки. Вместе с этим, предлагаемые изменения в генеральный план могут стать препятствием к нормальной и эффективной эксплуатации их зданий, а также невозможности обеспечения противопожарной безопасности (л.д.54).

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством, оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы административного истца, действия административного ответчика соответствуют закону.

У судебной коллегии нет оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на законе и достоверных доказательствах, оценка которым дана в полном объеме.

В силу подпункта 8 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункты 2 и 3 названной выше статьи).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 названного Кодекса под градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно части 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Следовательно, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.

Как видно из письма Администрации МО «Киясовский район», одним из оснований оспариваемого отказа в изменении вида разрешенного использования, является то, что земельный участок административного истца находится в зоне общественно-деловой застройки (Д1), в которой градостроительным регламентом, установленным Правилами землепользования и застройки МО «Киясовское», утвержденными решением Совета депутатов МО «Киясовское» от 24 декабря 2013 года № 70 размещение «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)» не предусмотрено.

Как установлено судом, градостроительным регламентом, установленным Правилами землепользования и застройки МО «Киясовское», в зоне общественно-деловой застройки (Д1) разрешается размещение объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности. Возможность строительства в данной зоне «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)» Правилами не предусмотрена.

Нахождение на арендуемом административным истцом земельном участке одной жилой комнаты с кадастровым номером в нежилом здание с кадастровым номером само по себе не является основанием для изменения вида разрешенного использования на «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)», поскольку согласно части 2 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав жилых зон могут включаться зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов.

Поскольку Правилами землепользования и застройки МО «Киясовское» строительство в вышеуказанной зоне жилого помещения не предусмотрено, основания для вынесения оспариваемого решения об отказе в изменения вида разрешенного использования, принадлежащего административному истцу земельного участка, имелись. Данное решение вынесено компетентным органом, в пределах предоставленных ему полномочий.

Вывод суда о законности и обоснованности принятого Администрацией МО «Киясовский район» решения об отказе изменения вида разрешенного использования земельного участка и об отсутствии оснований для понуждения административного ответчика изменить вид разрешенного использования спорного земельного участка на «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)» является верным, оснований не согласиться с ним, у судебной коллегии не имеется.

Доводы жалобы сводятся, по сути, к переоценке доказательств и иному толкованию закона. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по настоящему делу установлено не было.

Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Малопургинского районного суда Удмуртской Республики от 19 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аветяна В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи