ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5584 от 04.07.2019 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Даниленко А.А. № 33а-5584

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 июля 2019 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.,

судей Бугаевой Е.М., Шмидт Т.Е.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Щеглова М.В. к начальнику отдела по вопросам миграции отдела полиции № 1 в составе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову (далее - ОВМ ОП № 1), ОВМ ОП № 1, ОП № 1, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову (далее – УМВД России по городу Саратову) о признании действий незаконными по апелляционной жалобе Щеглова М.В. на решение Волжского районного суда города Саратова от 25 апреля 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения представителя УМВД России по городу Саратову Макаровой Н.М., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Щеглов М.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать решения ОП № 1 по регистрации иностранных граждан по его месту жительства незаконными, признать саму регистрацию иностранных граждан по месту пребывания недействительной, возложить обязанность на ОП № 1 внести в учетно-регистрационную документацию иностранных граждан сведения о недействительности регистрации по месту пребывания.

Требования мотивированы тем, что 24 марта 2018 года Щеглову М.В. стало известно, что по адресу его места жительства: <адрес>, в период 2016-2018 годов было зарегистрировано значительное количество иностранных граждан, решения о постановке на миграционный учет которых принимались начальником ОВМ ОП № 1 на основании документов, предоставленных его матерью Щегловой Т.С. как принимающей стороной. Вместе с тем указанная квартира находится в общей долевой собственности и является местом проживания Щеглова М.В., Щегловой Т.С. и Сергеевой В.Г. Однако Щеглова Т.С. не предоставляла в ОВМ ОП № 1 документы, подтверждающие наличие между сособственниками соглашения о порядке пользования жилым помещением и отсутствие возражений Щеглова М.В. и Сергеевой В.Г. на регистрацию иностранных граждан, не являющихся членами их семьи, в жилом помещении. По мнению административного истца, отсутствие согласия всех сособственников помещения на регистрацию в нем иностранного гражданина является основанием для отказа в такой регистрации. Щеглов М.В. полагал, что незаконными решениями ОВМ ОП № 1 по регистрации иностранных граждан по его месту жительства, самой регистрацией иностранных граждан по месту пребывания нарушены его права по владению, пользованию и распоряжению принадлежащей долей собственности.

Решением суда в удовлетворении административных исковых требований Щеглова М.В. отказано.

В апелляционной жалобе Щеглов М.В., ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, нарушение норм процессуального и материального права, просит решение суда отменить. В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные доводам административного иска. Указывает, что судом не дана оценка договору на приватизацию жилого помещения, которое находится в долевой собственности. Административные исковые требования заявлены в целях защиты жилищных прав путем пресечения в дальнейшем угрозы нарушения прав.

На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частями 2 - 4 статьи 7 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Закон о миграционном учете) постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания, а временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания; иностранные граждане, отбывающие уголовное или административное наказание, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из части 1 статьи 8 Закона о миграционном учете, правила и порядок осуществления миграционного учета устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным законом.

Частью 1 статьи 20 названного закона определено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с данным законом или международным договором Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации во исполнение предоставленных ему федеральным законодателем полномочий постановлением от 15 января 2007 года № 9 утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (далее – Правила).

Закон о миграционном учете определяет миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства как государственную деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных этим законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства (пункт 1 части 1 статьи 2).

При этом Закон о миграционном учете, устанавливая обязательность миграционного учета иностранных граждан по месту пребывания, определяет также порядок постановки и снятия с учета по месту пребывания иностранных граждан, лиц, ответственных за извещение органов миграционного учета о прибытии и об убытии иностранных граждан по месту пребывания, ответственность за несоблюдение миграционного законодательства лицами, на которых возложена обязанность по осуществлению такого учета.

В соответствии с частью 4 статьи 4 названного закона миграционный учет включает в том числе регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных данным законом.

Постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания являются необходимыми элементами единой системы миграционного учета и предполагают возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую сторону.

Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 приведенной статьи, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета (часть 3 статьи 21).

Постановка на учет иностранных граждан по месту пребывания осуществляется в соответствии со статьей 22 Закона о миграционном учете. Для постановки на учет по месту пребывания иностранный гражданин предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления (пункт 1 части 2). Принимающая сторона, в свою очередь, представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи и передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания (пункт 2 части 2).

Порядок осуществления постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания изложен в Правилах, а форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в соответствии с частью 8 статьи 22 Закона о миграционном учете утверждена приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 ноября 2017 года № 881 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметки о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания» (далее – Регламент).

Пунктом 27 Правил установлено, что принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания.

Для постановки на учет по месту пребывания иностранный гражданин предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

Принимающая сторона на основании предъявленных иностранным гражданином документов заполняет бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и представляет указанный бланк, копии документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, и его миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) в территориальный орган МВД России непосредственно либо направляет по почте, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В Уведомлении о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, форма которого утверждена приказом МВД России от 23 ноября 2017 года № 881, предусмотрена графа для заполнения адреса пребывания - заполняется согласно документу, подтверждающему право.

Заявитель для предоставления государственной услуги вправе представить правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, миграционную карту, а также документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за регистрацию по месту жительства.

Непредставление заявителем указанных документов не является основанием для отказа заявителю в предоставлении услуги. (пункт 47 Регламента)

При предоставлении государственной услуги запрещается требовать от заявителя: представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги (пункты 48, 48.1 Регламента).

Основанием для отказа в приеме заявления о регистрации или уведомления о прибытии и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является: нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации или уведомления о прибытии, в том числе, если текст заявления о регистрации или уведомления о прибытии не поддается прочтению; отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом (пункты 49,49.1, 49.2 Регламента).

Из материалов дела следует, что на основании договора на приватизацию жилого помещения от <дата> 1997 года собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>, в равных долях являются Щеглова Т.С. (мать административного истца), Сергеева В.Г., Щеглов М.В.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости право собственности названных выше лиц на указанное жилое помещение до настоящего времени не зарегистрировано.

Приговором мирового судьи судебного участка от 21 июня 2018 года, вступившим в законную силу 04 сентября 2018 года, Щеглова Т.С. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного статьей 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) за фиктивную постановку на учет в период с 2009 года по 2018 год 41 иностранного гражданина по месту пребывания в жилом помещении по адресу: <адрес>.

При этом наличие неправомерности действий сотрудников ОВМ ОП № 1, установлено не было.

Отказывая Щеглову М.В. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, установив приведенные выше обстоятельства, имеющие значение для разрешения административного дела и оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, руководствуясь приведенными положениями действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии со стороны должностных лиц ОВМ ОП № 1 совершения незаконных действий и принятия необоснованных решений, оспариваемых административным истцом. Доказательств наличия оснований, предусмотренных Регламентом, для отказа административным ответчиком в предоставлении государственной услуги Щегловой Т.С. не имелось. Регламент, статья 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не возлагают обязанность на отделы миграционного учета истребовать сведения о собственниках жилого помещения, а предоставление правоустанавливающих документов на жилое помещение не является обязательным. Нарушения прав административного истца не установлено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Согласно ответу ОП № 1 от 26 ноября 2018 года ранее состоявшие на миграционном учете иностранные граждане сняты с регистрации по месту пребывания на основании статьи 322.3 УК РФ.

Довод апелляционной жалобы Щеглова М.В. о том, что регистрация иностранных граждан в жилом помещении, долевым сособственником которого является, нарушает его права на владение, пользования и распоряжение принадлежащей долей имущества, не может быть признан обоснованным.

Уведомительная, формальная регистрация иностранных граждан в спорном жилом помещении в целях миграционного учета была произведена на основании представленных собственником Щегловой Т.С. сведений, в настоящее время все иностранные граждане сняты с регистрационного учета, в спорное жилое помещение иностранные граждане никогда не вселялись, прав на жилое помещение не заявляли, дополнительных расходов по содержанию жилья с учетом лиц, временно поставленных на миграционный учет, административный истец не нес, а соответственно, право на владение и пользование не нарушено. Доказательств нарушения прав Щеглова М.В. на распоряжение принадлежащей ему долей собственности, чему препятствовала регистрация иностранных граждан, материалы дела также не содержат.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы, по сути, выражают несогласие заявителя с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, оснований к отмене решения не содержат, направлены на иную оценку имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда города Саратова от 25 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щеглова М.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: