ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5600/2023 от 29.08.2023 Саратовского областного суда (Саратовская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 августа 2023 года

город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Горбуновой А.В.,

судей Дементьева А.А., Шмидт Т.Е.,

при секретаре Стерликовой К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Степанян Амали Арцруниковны к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным заключения о признании паспорта выданным с нарушениями по апелляционной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области на решение Кировского районного суда города Саратова от 13 марта 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Дементьева А.А., объяснения административного истца Степанян А.А., представителя административного ответчика Вождаевой Е.В., изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Степанян А.Р. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указано следующее.

19 мая 2016 года было вынесено заключение о признании паспорта 63 14 147274 на имя Степанян А.А., выданным в нарушение установленного порядка. Административный истец полагает указанное заключение незаконным, поскольку до получения паспорта гражданина РФ прошла все необходимые процедуры для итогового получения гражданства РФ.

8 мая 2015 года Степанян А.А. был выдан паспорт гражданина РФ, и на момент принятия такого решения у исполнительного органа не было сомнений в гражданстве административного истца. Полагает необоснованным вывод административного ответчика о том, что Степанян А.А. никогда не состояла в гражданстве РФ, только на том основании, что в информационных базах данных отсутствуют записи о приобретении ею гражданства, поскольку информация могла быть утеряна по вине должностных лиц.

Также считает, что срок на обращение в суд не пропущен, поскольку были предприняты попытки узнать решение административного ответчика после получения 27 мая 2016 года акта изъятия паспорта гражданина РФ, в том числе были направлены обращения Президенту РФ и в Прокуратуру Саратовской области. Только в январе 2022 года был получен ответ о решении, принятом по этому вопросу.

Просила суд признать незаконным и отменить заключение ГУ МВД России по Саратовской области от 19 мая 2016 года о признании паспорта гражданина РФ 63 14 147274 на имя Степанян А.А., выданным в нарушение установленного порядка; возложить на ГУ МВД России по Саратовской области обязанность выдать Степанян А.А. паспорт гражданина Российской Федерации.

Решением Кировского районного суда города Саратова от 13 марта 2023 года административные исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обосновании жалобы указывает, что решение о выдаче паспорта гражданина РФ Степанян А.А. было принято начальником ОУФМС России по Саратовской области в ш. Пугачёве Коротковым А.В., который приговором Пугачевского районного суда Саровской области от 16 сентября 2016 года признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. <данные изъяты> УК РФ в том числе по эпизоду незаконной выдачи паспорта Степанян А.А., при этом в ходе проверке было выявлено запись о подтверждении гражданства, содержит отсылку к заключении УФМС России по Саратовской области от № 69923 от 9 апреля 2015 года, которое давалось не в отношении Степанян А.А., а в отношении иного лица. Заявление Степанян А.А. о принятии ее в гражданство РФ отсутствует, соответствующая проверка не проводилась, документально факт приобретения гражданства не подтверждается.

В судебном заседании представитель Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации Вождаева Е.В. доводы жалобы поддержала, административный истец ФИО1 полагала решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, их представители, извещенные надлежащим образом, не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайства в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, заключением УФМС России по Саратовской области по результатам проверки определения принадлежности к гражданству Российской Федерации и обоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации серия , выданного ОУФМС России по Саратовской области в г. Пугачеве на имя Степанян А.А., утвержденным 19 мая 2016 года, установлено, что Степанян А.А., <дата> года рождения, уроженка <адрес> Республики Армения, гражданкой Российской Федерации не является, паспорт серия , оформленный на её имя, признан выданными в нарушение установленного порядка.

В ходе проверки установлено, что в журнале о приобретении Российского гражданства запись о приобретении (восстановлении, подтверждении» гражданства Российской Федерации Степанян А.Д. отсутствует. В заявлении о замене (выдаче) паспорта гражданина РФ формы 1П серии в графе № 8 «состоял ли ранее в иностранном гражданстве, и когда принят в Российское гражданство» указана статья 14, ч. 7 п. А, Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации) имеется запись, подтверждающая принадлежность Степанян А.А. к гражданству Российской Федерации на основании заключения УФМС России но Саратовской области от 09 апреля 2015 года, однако, данный факт не нашел своего подтверждения, так как при проверке по базе данных АИС «Гражданство» УФМС России по Саратовской области, установлено, что сведений в отношении Степанян А.А., как о лице приобретшем Российское гражданство, не имеется. Заключение УФМС России по Саратовской области по приобретению гражданства было вынесено на другое лицо, а именно на имя Святодух ФИО18.

Таким образом, проверкой не установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии гражданства РФ у Степанян А.А., в связи с чем на момент выдачи ей паспорта гражданина Российской Федерации Степапян А.А. не имела приобретенного в законном порядке гражданства Российской Федерации.

Решение о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации на имя Степанян А.А. было принято бывшим начальником ОУФМС России по Саратовской области в городе Пугачеве капитаном внутренней службы Коротковым А.В. без имеющихся на то оснований. В настоящее время Коротков А.В. из органов внутренних дел уволен.

Приговором Пугачевского районного суда Саратовской области от 16 сентября 2016 года по делу № 1-112(1)/2016 Коротков А.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. <данные изъяты> УК РФ (также и по эпизоду незаконной выдачи паспортов, в том числе, Степанян А.А.).

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе рассмотрения дела бесспорных фактов неправомерных и (или) виновных действий административного истца при выдаче администратору истцу паспорта гражданина Российской Федерации, не установлено, и стороной административного ответчика не представлено. При этом отсутствие соответствующих сведений в отношении административного истца в информационных базах данных о приобретении ею гражданства Российской Федерации не опровергает факт наличия либо отсутствия оснований для выдачи ей российского паспорта.

С указанным выводом суда судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда согласиться не может в силу следующего.

Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года № 232 в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.

Утвердив Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пункте 7 постановления от 8 июля 1997 года № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» определило основания изъятия у гражданина паспорта, каковыми являются выдача паспорта в нарушение установленного порядка или оформление паспорта на утраченном (похищенном) бланке.

В целях реализации пункта 7 указанного постановления приказом ФМС России от 11 марта 2014 года № 178 утверждено Положение об организации деятельности территориальных органов ФМС России по изъятию паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации, и предоставлению информации о паспортах граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации, пунктами 3, 4 которого установлено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию территориальным органом ФМС России, выявившим такой паспорт. Решение о признании паспорта выданным в нарушение установленного порядка принимается на основании заключения по результатам служебной проверки руководителем (начальником) территориального органа ФМС России (уполномоченным им заместителем руководителя территориального органа ФМС России) либо лицом, исполняющим его обязанности.

На дату документирования административного истца паспортом гражданина Российской Федерации также действовала Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 года № 605 (далее Инструкция), которой было предусмотрено, что выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан; гражданам, не имеющим места жительства, - по месту их пребывания или по месту фактического проживания; для получения паспорта гражданин должен представить лично им заполненное заявление о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П, а также документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (пункты 13, 14.1, 14.4).

В соответствии с пунктами 51, 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325, при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Согласно статьи 11 Федерального закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 62-ФЗ) гражданство Российской Федерации приобретается: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В силу статьи 13 Федерального закона № 62-ФЗ (здесь и далее в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений) иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом «а» части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство.

В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона № 62-ФЗ ностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица: а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации; б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства; в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее образование в созданных в Российской Федерации организациях, осуществляющих образовательную деятельность, после 1 июля 2002 года.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица: а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР; б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации; г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах; д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в», «г» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

Выполняя указание суда кассационной инстанции о необходимости проверке обстоятельств, связанных с наличием у Степанян А.А. оснований для приобретения гражданства, судебной коллегией установлено следующее.

Из материалов дела усматривается, что административный истец Степанян А.А., являясь гражданкой республики Армения, с февраля 2010 года периодически въезжала на территорию РФ на срок до 3х месяцев. 11 января 2012 года ею было получено разрешение на временное проживание со сроком действия до 11 января 2015 года и 29 октября 2013 года ей выдан вид на жительство. Паспорт ей был выдан 8 мая 2015 года, т.е. до истечения предусмотренного законом пятилетнего срока со дня получения вида на жительство.

При этом наличие оснований для сокращения указанного срока, предусмотренных частями 2, 3, 4 ст. 13 Федерального закона № 62-ФЗ, материалами дела не подтверждается, и сама Степанян А.А. на них не ссылается.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Степанян А.А. указывала, что обращалась с заявлением об отказе от гражданства республики Армения в 2009 году к нотариусу нотариального округа г. Пугачев и Пугачёвский район Куспановой Д.Б., в связи с чем судом апелляционной инстанции были сделаны соответствующие запросы.

Из ответов нотариусов нотариального округа г. Пугачев и Пугачёвский район, следует, что в 2009 году, а также в период с 2013 по 2015 года Степанян А.А. с заявлением об отказе от гражданства республики Армения не обращалась.

Кроме того из материалов дела следует, что 17 марта 2010 года срок действия заграничного паспорта гражданки республики Армения, выданного на имя Степанян А.А., продлен до 15 июня 2015 года.

На основании изложенного доводы административного истца о том, что она отказалась от гражданства республики Армения в 2009 году опровергается представленными материалами дела.

Так же в заявлении о замене (выдаче) паспорта гражданина РФ формы 1П серии в графе № 8 «состоял ли ранее в иностранном гражданстве, и когда принят в Российское гражданство» указано на часть 7 статьи 14 Федерального закона № 62-ФЗ, в соответствии с которой в случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой либо состоят на учете по месту пребывания на территории указанного субъекта Российской Федерации, они вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

При этом согласно ответу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области Степанян А.А. не является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Наличие иных оснований, предусмотренных статьёй 14 Федерального закона № 62-ФЗ, для предоставления Степанян А.А. гражданства РФ в упрощенном порядке материалами дела не подтверждается и Степанян А.А., также на них не ссылается.

Таким образом в ходе рассмотрения дела установлено, что по состоянию на 8 мая 2015 года отсутствовали, предусмотренные действующим законодательством основания для приема Степанян А.А. в гражданство РФ как в общем, так и в упрощенном порядке, и соответственно отсутствовали основания для выдачи паспорта гражданина РФ.

В связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о правомерности вынесенного административным ответчиком заключения, учитывая, заключение дано правомочными на то должностными лицами, в рамках компетенции соответствующего органа государственной власти и проведенной проверкой было установлено отсутствие оснований для выдачи Степанян А.А. паспорта гражданина Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Саратова от 13 марта 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Степанян А.А. к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Саратовской области, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Пугачёвский», Отделению УФМС России по Саратовской области в г. Пугачёве оставить без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через районный суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи