ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5627/18ГОРОД от 15.08.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-5627/2018 город Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Поздняковой О.Ю.,

судей Бузыновской Е.А., Унтевской Е.Л.,

при секретаре Павловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 августа 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Соловей С. П. к заместителю председателя комитета, Комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, о призвании незаконным отказа в государственной регистрации самоходной машины, по апелляционной жалобе Соловей С.П. на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 9 апреля 2018 года.

заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения административного истца Соловей С.П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Соловей С.П. обратился в суд с административным иском о признании незаконным отказа председателя Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в государственной регистрации, приобретенной им у ФИО2 на основании договора купли-продажи от 8.02.2018 года самоходной машины - снегохода «Scandic 11-503R», 1993 г.выпуска с ДВС , заводской . Полагает отказ 20.02.2018 г. в регистрации на основании того, что предыдущий собственник данной самоходной машины не поставил, а в последствии, не снял ее с регистрационного учета является необоснованным, противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает его права. Все необходимые документы, в том числе и справки о том, что ранее снегоход стоял на регистрационном учете и был снят с такового предшественником продавца им были представлены в регистрирующий орган.

Решением Кировского районного суда г.Хабаровска в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе Соловей С.А. приводя доводы, положенные в основу иска просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Обязать гостехнадзор зарегистрировать снегоход и выдать ему государственный регистрационный знак.

В судебном заседании Соловей С.А. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям просил отменить обжалуемое решение и внести новое решение об удовлетворении заявленных им требований.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о его времени и месте извещены, сведения о причинах неявки не представили. На основании ст.150 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене, на основании следующего.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что 8.02.2018 года на основании договора купли-продажи транспортного средства Соловей С.П. приобрел у ФИО2 снегоход «Scandic 11-503R», 1993 г.выпуска с ДВС , шасси (рама) , цвет черный, паспорт от 02.02.2012 г., заводской . Передача ТС осуществлена по акту приема-передачи от 08.02.2018 г.

14.02.2018 года Соловей С.П. обратился в Комитет регионального государственного контроля и лицензирования <адрес> с заявлением о регистрации снегохода, предоставив договор купли-продажи от 8.02.2018 г., паспорт самоходной машины ВЕ 524515, квитанции об оплате за осмотр, госпошлины, акт приема-передачи от 8.02.2018 г.

Решением заместителя председателя комитета ФИО1 от 20.02.2018 г. Соловей С.П. отказано в государственной регистрации снегохода, поскольку предыдущим собственником ФИО3 был нарушен пп.1.10 правил государственной регистрации тракторов, самоходных строительных машин и прицепов к ним от 12.08.194 г. №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ», а именно не исполнена обязанность по постановке на регистрационный учет и снятию снегохода с учета. Наличие указанной отметки о снятии снегохода с учета в обязательном порядке предусмотрена п.2.8.6. «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ», утвержденных Минселхозпродом РФ 16.01.1995 г.

Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции исходил из тог, что административным истцом для государственной регистрации снегохода был представлен не полный пакет документов, поскольку из паспорта самоходной машины усматривается, что прежним собственником снегохода ФИО2 не были осуществлены регистрационные действия, регистрационные знаки на снегоход не получены.

Между тем с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

Государственная регистрация автотранспортных средств на территории РФ производится в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 « О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", п.2 которого установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют: в том числе и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее – органы гостехнадзора).

Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска, …., снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке. (п.3 постановления).

Согласно п.4 Постановления, регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (гостехнадзора), утвержденными первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия РФ 16.01.1995 г.

В силу пункта 2.8.6. Правил регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в п.2.8.2 настоящих Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.

Документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются:

2.8.6.1. Выписка из учредительного документа или документа о государственной регистрации юридического лица (прежнего владельца), подтверждающая право, или совместное право, или его право как соответствующего органа управления распоряжаться машинами, номерными агрегатами и вытекающие из этого решение и разрешение об отчуждении (продаже, передаче), а также акт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1) и квитанция к приходному кассовому ордеру (форма КО-1) или банковские платежные документы.

2.8.6.2. Документы, подтверждающие совершение сделок в простой письменной форме в соответствии с частью первой п.2 ст.161 Гражданского кодекса РФ гражданами между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от общей суммы сделки.

Пунктом 2.6.1.1, действующего в период принятии оспариваемого решения, Административного регламента предоставления управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним", утвержденного Приказом Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 16.05.2016 № 15-П, установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемый заявителем при регистрации машины: 1) заявление; 2) документы, удостоверяющие личность заявителя (представителя заявителя); 3) ПСМ; 4) документы, подтверждающие владение Заявителем машиной на праве собственности или на ином законном основании; 5) свидетельство о регистрации машины с отметкой о снятии с учета по прежнему месту регистрации (при регистрации машины, ранее состоявшей на учете в органах Гостехнадзора); 6) полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (далее - полис ОСАГО) - в случаях, когда обязанность по страхованию гражданской ответственности установлена законодательством Российской Федерации.

При этом каких-либо указаний на то, что паспорт самоходной машины и свидетельство о регистрации машины должны содержать сведения о каждом собственнике данной машины с отметками о постановке и снятии машины на учет каждым из них, данный административный регламент не содержит, как не содержат таких указаний и иные вышеприведенные нормативные акты.

Между тем как следует из материалов дела, из копии свидетельства о регистрации машины следует, что такая отметка о снятии машины с гос. рег. учета в связи с ее продажей имеется. Имеется такая отметка и в паспорте самоходной машины - снегоход «Scandic 11-503R», 1993 г.выпуска с ДВС , заводской . что свидетельствует, о том, что ранее данная машина стояла на регистрационном учете в гостехнадзор по Оренбургской области и была снята с учета в связи с ее продажей ФИО3, которым вновь была поставлена на учет 2.02.2012 года и снята с учета 25.11.2014 года.

Таким образом, административным истцом административному ответчику были представлены документы, указанные в п.2.6.1.1 Административного регламента, в связи с чем, оснований для отказа в предоставлении указанной услуги у административного ответчика не имелось.

Доводы административного ответчика и суда о том, что Соловей С.П. был предоставлен недостоверный паспорт самоходной машины, является несостоятельными, поскольку не содержат оснований для признания его таковым.

Принимая во внимание, что отсутствие сведений о постановке снегохода на регистрационный учет прежним собственником являлось единственным основанием для отказа в регистрации снегохода, при наличии сведений, что ранее данное транспортное средство стояло на регистрационном учете в гостехнадзоре и в установленном порядке было снято с такого учета, что подтверждается представленными административным истцом в Комитет документами, судебная коллегия приходит к выводу о неправомерности оспариваемого отказа, обоснованности заявленных административным истцом требований и наличии оснований для их удовлетворения.

Кроме того, неисполнение обязанности по постановке и снятию снегохода на регистрационный учет в регистрирующем органе прежним собственником самоходной машины, не может являться условием для ограничения прав нового собственника данной самоходной машины, предоставившего в регистрирующий орган как само транспортное средство, так и все необходимые документы необходимые для предоставления ему государственной услуги по постановке данного транспортного средства на регистрационный учет.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права и подлежит отмене на основании п.п.3, 4 с. 310 КАС РФ с принятием нового решения об удовлетворении заявленных Соловей С.П. требований.

Руководствуясь статьями 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу Соловей С. П. удовлетворить

Решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 9 апреля 2018 года. по административному исковому заявлению Соловей С. П. к заместителю председателя комитета, Комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, о призвании незаконным отказа в государственной регистрации самоходной машины отменить, вынести по делу новое решение.

Требования Соловей С. П. удовлетворить.

Признать незаконным решение Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 20.02.2018 г. об отказе в регистрации принадлежащей Соловей С.П. самоходной машины - снегохода «Scandic 11-503R», 1993 г.выпуска с ДВС , заводской , ввиду отсутствия сведений о регистрации и снятии ее с регистрационного учета предыдущим собственником.

Возложить на Комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края обязанность осуществить государственную регистрацию указанной самоходной машины, принадлежащей Соловей С. П..

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий Позднякова О.Ю.

Судьи Бузыновская Е.А.

Унтевская Е.Л.