ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5647/2017 от 14.08.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Быстрякова Д.С. Дело №33а-5647/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 14 августа 2017 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Кураповой З.И.,

судей Мостовенко Н.Р., Кагитиной И.В.,

при секретаре Османовой М.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по апелляционной жалобе Администрации г. Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 12 апреля 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено

по административному исковому заявлению прокурора г. Феодосии Республики Крым Степанова В.А., в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействий Администрации г. Феодосии Республики Крым

Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., объяснения помощника прокурора г. Феодосии Республики Крым Карпова А.Г., представителя Администрации г. Феодосии Республики Крым Волошенко В.И., судебная коллегия,

установила:

Прокурор г. Феодосии Республики Крым Степанов В.А., в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с вышеуказанным исковым заявлением в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В обоснование указал, что в марте 2015 г. прокуратурой г. Феодосия Республики Крым, с привлечением специалистов Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования г. Феодосии, ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному Федеральному округу» проведен отбор проб, в том числе, в месте сброса сточных вод в городской ливневой канализации, расположенной возле КНС №3 ГУП РК «Вода Крыма» на городской набережной г. Феодосии, из которой круглосуточно происходит сброс в Черное море, по результатам исследования которых установлено превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ. 12 августа 2015 г. повторно проведен отбор проб, в том числе, в месте сброса сточных вод в городской ливневой канализации, расположенной возле КНС №3 ГУП РК «Вода Крыма», по результатам исследования которых вновь установлено превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ. По результатам проверок, прокуратурой г. Феодосия Республики Крым, 7 мая 2015 г. и 7 ноября 2015 г. в адрес Администрации г. Феодосии Республики Крым внесены представления для принятия мер по устранению нарушений законодательства об охране окружающей природной среды, которые были рассмотрены и к дисциплинарной ответственности привлечено 2 должностных лица. В июне 2016 г. специалистами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования г. Феодосии, с привлечением специалистов ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному Федеральному округу» был произведен отбор пробы сточных вод в районе КНС №3, по результатам исследования которых установлено, что концентрация загрязняющих веществ в отобранных пробах превышает предельно допустимые концентрации вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов, утвержденные Приказом Росрыболовства от 18 января 2010 г. №20. Таким образом, по мнению прокурора, с 2015 г. Администрацией г. Феодосии Республики Крым не принимается действенных мер по проведению мероприятий, направленных на выявление несанкционированных врезок в ливневую канализацию, а также на очистку сточных вод, сбрасываемых в Черное море, в соответствии с требованиями нормативов допустимого воздействия на водные объекты, выделению денежных средств из местного бюджета для этих целей.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 12 апреля 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.

Признано незаконным бездействие Администрации г. Феодосии Республики Крым по неисполнению обязанностей, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 марта 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по содержанию наружной системы ливневой канализации, обеспечивающей отведение дождевой воды в акваторию Черного моря, которые выходят на городскую набережную в районе КНС №№ и в районе причала №14 (15) на территории ГУП РК «КМП» «Феодосийский торговый порт» со стороны железнодорожного вокзала.

На Администрацию г. Феодосии Республики Крым, МБУ муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Городское благоустройство», МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации г. Феодосии Республики Крым» возложена обязанность принять меры по санитарной очистке сточных вод, сбрасываемых в акваторию Черного моря по ливневым канализациям в районе КНС №3 (набережная г. Феодосии, в районе причала №14 (15) на территории на территории ГУП РК «КМП» «Феодосийский торговый порт» со стороны железнодорожного вокзала, и приведению этих ливневых канализаций в соответствие с нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ, установленными Приказом Росрыболовства от 18 января 2010 г. №20 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».

В апелляционной жалобе Администрации г. Феодосии Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что жалобе Администрацией г. Феодосии Республики Крым с 2014 г. принимаются исчерпывающий комплекс мер, направленных на борьбу с незаконными врезками в систему ливневой канализации. В рамках социально-экономического развития городского округа Феодосия проводятся работы по восстановлению и замене изношенных систем ливневой канализации, выделены средства на строительство очистных сооружений. ГУП РК «Вода Крыма» совместно с Администрацией г. Феодосии Республики Крым ведутся работы по тампонированию незаконных врезок в систему ливневой канализации с последующим отключением нарушителей от инженерных сетей водоснабжения. По мнению подателя апелляционной жалобы, именно незаконные врезки физических и юридических лиц в систему ливневой канализации послужили основанием для сброса нечистот в акваторию Черного моря, однако орган местного самоуправления не обладает достаточным количеством полномочий на пресечение подобных нарушений. В данном случае, с учетом обстоятельств административного дела, вывод о бездеятельности Администрации г. Феодосии Республики Крым является неверным, поскольку органом местного самоуправления принимаются все необходимые законные меры для разрешения возникшего вопроса. Кроме того, нормами действующего законодательства Российской Федерации не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления осуществлять очистку ливневой канализации.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации г. Феодосии Республики Крым по доверенности от 9 января 2017 г., Волошенко В.И. поддержал доводы апелляционной жалобы.

Помощник прокурора г. Феодосии Республики Крым Карпов А.Г. (служебное удостоверение ТО ) в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представители МБУ муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Городское благоустройство», МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации г. Феодосии Республики Крым» о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.

На основании статьи 226 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения помощника прокурора г. Феодосии Республики Крым Карпова А.Г., представителя Администрации г. Феодосии Республики Крым Волошенко В.И., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии со статьей 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как усматривается из материалов дела, в марте 2015 г. прокуратурой г. Феодосия Республики Крым, с привлечением специалистов Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования г. Феодосии, ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному Федеральному округу» проведен отбор проб, в том числе, в месте сброса сточных вод в городской ливневой канализации, расположенной возле КНС №3 ГУП РК «Вода Крыма» на городской набережной г. Феодосии, из которой круглосуточно происходит сброс в Черное море, по результатам исследования которых установлено превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ.

12 августа 2015 г. повторно проведен отбор проб, в том числе, в месте сброса сточных вод в городской ливневой канализации, расположенной возле КНС №3 ГУП РК «Вода Крыма», по результатам исследования которых вновь установлено превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ.

По результатам проверок, прокуратурой г. Феодосия Республики Крым, 7 мая 2015 г. и 7 ноября 2015 г. в адрес Администрации г. Феодосии Республики Крым внесены представления для принятия мер по устранению нарушений законодательства об охране окружающей природной среды, которые были рассмотрены и к дисциплинарной ответственности привлечено 2 должностных лица.

21 июня 2016 г. специалистами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования г. Феодосии, с привлечением специалистов ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному Федеральному округу», в ходе проведения проверки, для определения концентрации загрязняющих веществ, произведен отбор пробы сточных вод в районе КНС № 3 (набережная г. Феодосии, проба № 644, 645, 647), в районе причала № 14 (15) на территории ГУП РК «КМП» «Феодосийский торговый порт» со стороны железнодорожного вокзала (проба 648, 649, 650), в том числе: природной воды в месте выхода сточных вод из ливневых коллекторов, в месте смешения сточных вод с природными водами, а также фоновая проба природной морской воды.

Протоколами количественного химического анализа морской воды от 28 июня 2016 г. №289, 290 установлено, что концентрация загрязняющих веществ в отобранных пробах превышает предельно допустимые концентрации вредных веществ (далее – ПДК) для рыбохозяйственных водоемов, утвержденные Приказом Росрыболовства от 18 января 2010 г. №20 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».

Так, результатами исследования пробы №644, отобранной в водах при сбросе их городской ливневой канализации в Черное море в районе КНС № 3 (набережная г. Феодосии), установлено, что концентрация взвешенных веществ превышает ПДК в 7,4 раза, концентрация иона аммония - в 44 раза, концентрация азота аммонийного в 42,5 раза, концентрация азота нитридного в 1,5 раза, по показателю БПК - в 38 раз; концентрация фосфат-иона в 21 раз; концентрация анионоактивных ПАВ - в 3,9 раз, концентрация нефтепродуктов в 20 раз.

Отобранные пробы в 50 м. справа и слева от места сброса сточных (ливневых) вод в районе КНС № 3 (пробы 645, 646) показали, что концентрация иона аммония превышает норму ПДК в 3 раза, концентрация азота аммонийного - в 2 раза, концентрация азота нитридного в пробе №645 превышает норму ПДК в 3,1 раза, в пробе № 646 - в 4,3 раза; по показателю БПК в пробах № 645,846 - в 2 раза, концентрация нефтепродуктов в пробе №645 - в 40 раз, в пробе №646 - в 20 раз.

Аналогично превышение ПДК установлено в месте сброса сточных (ливневых) вод на причал № 14 (15) в акваторию Черного моря со стороны ж/д вокзала (проба № 648), а именно: концентрация взвешенных веществ превышает ПДК в 9,2 раза, концентрация иона аммония - в 26 раз, концентрация азота аммонийного в 25 раз, концентрация азота нитридного в 1,5 раза, по показателю БПК - в 48,7 раза; концентрация фосфат-иона в 11,5 раз; концентрация анионоактивных ПАВ - в 3,7 раз, концентрация нефтепродуктов в 60 раз.

Согласно анализа, отобранным пробам в 70 м. слева и справа от места сброса сточных (ливневых) вод на причал № 14 (15) в акваторию Черного моря (пробы №649, 650) установлены следующие превышения ПДК: концентрация иона аммония - в 2 раза, концентрация азота аммонийного в 2 раза, концентрация азота нитридного в пробе №649 в 3,7 раза, в пробе №650 - 4,6 раза, по показателю БПК - в пробе №649 - в 2,4 раза, в пробе № 650 - 2,1 раза; концентрация нефтепродуктов в 20 раз.

Суд первой инстанции, удовлетворяя административное исковое заявление, пришёл к правильному выводу о том, что поскольку Администрация г. Феодосии Республики Крым до настоящего времени действенные меры по локализации выбросов неочищенных сточных вол не приняла, а в акваторию Черного моря продолжают попадать сточные, не подвергшиеся санитарной очистке, обезвреживанию, которые превышают нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно п. 1 ст. 43.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

Частью 1 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ч. 6 ст. 56, п.1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Пунктом 4.7 СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5 «Водоотведение населенных пунктов, санитарная охрана водных объектов» предусмотрено, что отведение поверхностного стока с промплощадок и жилых зон через дождевую канализацию должно исключать поступление в нее хозяйственно-бытовых сточных вод и отходов.

На момент возникновения спорных правоотношений и рассмотрения дела судом первой инстанции действовал Приказ Росрыболовства от 18 января 2010 г. №20 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентрации вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения», которым по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, были утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» К вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктами 1,3,4 ч.1ст.6, п.7 ст.7 Устава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым к вопросам местного значения городского округа отнесены аналогичные полномочия.

К сооружениям инженерной защиты, в силу абз. 3 п.1.1 разд.1 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства строительства Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №17-139, относятся: береговые укрепления, набережные, дренажные устройства и штольни, закрытые водостоки и водовыпуски, насосные станции.

Исходя из положений п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №3020-1 о разграничении государственной собственности в Российской Федерации и приложения 3 к постановлению, объекты инженерной инфраструктуры городов отнесены к муниципальной собственности, и независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Учитывая изложенное судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку согласно ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоотведения, Администрация г. Феодосии Республики Крым несет ответственность за принятие необходимых мер по очистке сточных вод и их отведению в соответствии с санитарным и природоохранным законодательством.

Администрация города Феодосии Республики Крым является собственником городских систем ливневой канализации в городе Феодосия, инвентаризация которых проведена в 2000 г. и которые до июля 2016 г. находились в хозяйственном ведении Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосии Республики Крым «Комплексное благоустройство 2000».

На основании Постановления Администрации города Феодосии Республики Крым от 14.07.2016 № 2264 «Об изъятии имущества и закреплении на праве оперативного управления» из хозяйственного ведения Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосии Республики Крым «Комплексное благоустройство 2000» изъято имущество, в том числе городские ливневые канализационные сети, которые переданы муниципальному бюджетному учреждению муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Городское благоустройство».

Согласно правил благоустройства городского округа Феодосия, утвержденного Решением сессии 1 созыва Феодосийского городского совета от 16 марта 2015 г. №247, профилактическое обследование коллекторов дождевой канализации и их очистка производятся специализированной организацией, в чьей собственности, хозяйственном ведении, эксплуатации или оперативном управлении находятся, указанные в данном пункте объекты. Во избежание засорения сети дождевой канализации запрещается сброс смета и бытового мусора в колодцы ливневой канализационной сети (п. 2.1.12 правил).

Правила устанавливают единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов внешнего благоустройства, надлежащему содержанию территорий городского округа для всех юридических (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц. Координацию и организацию деятельности по благоустройству и надлежащему содержанию территории городского округа, сбросу, вывозу, утилизации и переработке отходов, озеленению территории городского округа, освещению улиц городского округа осуществляют: управление городского хозяйства и природопользования - уполномоченный отраслевой (функциональный) орган, территориальные органы городского округа (п. 1.2.1 и п. 1.2. правил).

Доводы Администрации г. Феодосии Республики Крым, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.

Доводы сводятся к порядку исполнения судебного акта, которые не могут являться предметом оценки в настоящем деле.

Вопреки положениям части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным ответчиком не доказаны обстоятельства, указанные в пунктах 3, 4 части 9 настоящей статьи.

Мотивы принятого решения подробно изложены в обжалуемом судебном акте, выводы соответствуют нормам, регулирующим возникшие отношения, а также материалам административного дела.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что Приказ Росрыболовства от 18 января 2010 г. №20 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентрации вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» в соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2016 г. №857 (введен в действие 16 апреля 2017 г.) признан утратившим силу. Новые нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентрации вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2016 г. №552.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,

определила:

Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 12 апреля 2017 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Феодосии Республики Крым - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий З.И. Курапова

Судьи Н.Р. Мостовенко

И.В. Кагитина