Судья Соснин К.В. Дело № 33а-5649/2018
Апелляционное определение
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Полушкина А.В.,
судей Соловьева В.А., Машкиной Н.Ф.,
при секретаре Токаревой М.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 19 декабря 2018 года, дело по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Устиновского районного суда г. Ижевска УР от 27 августа 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного иска ФИО3 к Городской Думе города Ижевска об оспаривании решения, возложении обязанности по восстановлению истца в полномочиях депутата Городской Думы города Ижевска.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Соловьева В.А., судебная коллегия,
установила:
ФИО3 обратился в суд с административным иском к Городской Думе города Ижевска о признании незаконным решения Городской думы г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ. №№ «О досрочном прекращении полномочий депутата Городской думы г. Ижевска шестого созыва ФИО3»; возложении на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения и препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов ФИО4 в качестве депутата, восстановив его в полномочиях депутата Городской Думы г. Ижевска.
Исковые требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец избран депутатом Городской думы г. Ижевска УР шестого созыва но Союзному избирательному округу №№. ДД.ММ.ГГГГ Городской думой г. Ижевска принято оспариваемое решение №№, которым досрочно прекращены полномочия депутата ФИО4 Между тем, истец не согласен в принятым решением, поскольку оспариваемое решение нарушает права и законные интересы истца но следующим основаниям. Основанием для принятия оспариваемого решения послужило решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 04.12.2017г. по делу №2а-7683/2017. Апелляционное определение ВС УР от 28.02.2018г. по делу №33а-790/2018, рассмотрение информации Прокурора Октябрьского района г. Ижевска о результатах проверки соблюдения депутатами Городской думы г. Ижевска законодательства о противодействии коррупции в части полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых за ДД.ММ.ГГГГ Конкретных обстоятельств, которые послужили основанием для досрочного прекращения полномочий истца, в оспариваемом решении не приводится. Истец полагает, что основанием для вынесения оспариваемого решения послужило неверное толкование вышеуказанного решения Октябрьского районного суда г. Ижевска от 04.12.2017г., поскольку указанное решение не обязывало административного ответчика принять решение именно о досрочном прекращении полномочий истца. При рассмотрении информации прокурора, административный ответчик был обязан оценить информацию и с учетом характера совершения, тяжести, обстоятельств совершения, принять решение об ответственности за правонарушение, при этом не исключительно в виде досрочного прекращения полномочий. В результате проверки достоверности и полноты представленных ФИО6 II. сведений о его доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ., установлено, что ФИО3 представлены достоверные сведения. В последующем информация прокуратуры Октябрьского района г. Ижевска о непредставлении сведений о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера в отношении несовершеннолетнего ребенка, принята комиссией к сведению, поскольку проверка уже была закончена. В Городскую Думу г.Ижевска ФИО3 была представлена справка за ДД.ММ.ГГГГ. на несовершеннолетнего ребенка, исходя из анализа которой следовало, что несовершеннолетний ребенок не имеет какого-либо имущества, соответственно, в действиях ФИО3 не имеется нарушения требований законодательства и умысла скрывать сведений о несовершеннолетнем ребенке то есть фактически административный ответчик принял решение, основываясь на неверной оценке вынесенного судебного решения. Кроме того, будучи не прошедшим процедуру официального опубликования Решение Городской думы г. Ижевска от 14.04.2016г. №163 «О реализации отдельных требований действующего законодательства в сфере противодействия коррупции» не вступило в силу и не могло применяться до момента его надлежащего официального опубликования. Между тем, ВС РФ указано, что возможность исполнить обязанность по предоставлению сведений о доходах появляется у депутата представительного органа муниципального образования только после вступления в законную силу муниципального правового акта, предусматривающего порядок предоставления сведений о доходах, а также определении органа, уполномоченного на прием таких сведений. Таким образом, у истца юридически отсутствовала возможность предоставления сведений о себе и членах его семьи, ввиду отсутствия утвержденного Порядка предоставления таких сведений, что исключает противоправность поведения истца. К моменту вынесения оспариваемого решения, истцом представлены сведения об имуществе и имущественных обязательствах его несовершеннолетнего сына. Умысла в сокрытии имущества своих супруги и сына у истца не было, все было указано в соответствующих документах, которые были предоставлены административному ответчику до обращения прокуратуры Октябрьского района г. Ижевска в суд. Несовершеннолетнему сыну истца в ДД.ММ.ГГГГ не принадлежало никакого имущества. Соответственно, сложившаяся ситуация не имеет никакого отношения к коррупции. Как указывал ВС РФ, при рассмотрении вопроса об освобождении от должности в связи с утратой доверия учитываются характер совершенного укатанным лицом коррупционного правонарушения, тяжесть, обстоятельства, при которых оно было совершено, соблюдение лицом иных ограничений и запретов, а также предшествующие результаты исполнения лицом этих обязанностей. Кроме того, как установлено апелляционным определением ВС УР, в адрес прокурора направлены материалы проверок, по результатам которых выявленные нарушения ФИО3 признаны малозначительными, кроме того, нарушена сама процедура досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования, установленная действующим законодательством, поскольку правом на обращение с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата в представительный орган муниципального образования наделен в данном случае Глава Удмуртской Республики.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, полагая, что оно не является законным и обоснованным. Считает, что требования должны быть удовлетворены в полном объеме. При вынесении решения суд не учел, что Решение Городской думы г. Ижевска от 14.04.2016г. №163 «О реализации отдельных требований действующего законодательства в сфере противодействия коррупции» не вступило в силу и не могло применяться до момента его надлежащего официального опубликования. Также суд не учел, что оспариваемое решение является явно несоразмерным допущенному нарушению.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика с жалобой не согласилась, просила отказать в ее удовлетворении, полагая, что оспариваемое решение Городской Думы является законным и обоснованным, принятым в соответствии с действующим законодательством, с соблюдением процедуры его принятия.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 226 КАС РФ - Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия (решения) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (решения) нормативным правовым актам и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующее юридически значимые обстоятельства.
По итогам выборов депутатов Городской Думы г. Ижевска шестого созыва, состоявшихся 13 сентября 2015г., депутатом Городской думы г. Ижевска шестого созыва сроком на пять лет был избран по Союзному избирательному округу №20 - ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ депутатом ФИО3 в Городскую думу города Ижевска представлены справки о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера на себя и супругу - ФИО5, при этом не представлены сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера в отношении его несовершеннолетнего сына И.С.С.ДД.ММ.ГГГГ
В ходе проверки, проведенной Прокуратурой Октябрьского района г. Ижевска, выявлены нарушения депутатом Городской думы города Ижевска шестого созыва ФИО6, действующего законодательства о противодействии коррупции в части предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ. прокурор внес в адрес председателя Городской думы г. Ижевска председателя Комиссии представление за №№ об устранении нарушений закона с требованиями об организации проверки в установленном порядке и о решении вопроса об ответственности депутатов, допустивших нарушения антикоррупционного законодательства.
Письмом председателя Городской думы города Ижевска - председателя Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. №№ в адрес Прокурора направлены материалы проверок, по результатам которых выявленные правонарушения признаны малозначительными.
ДД.ММ.ГГГГ. прокурор направил в Городскую думу города Ижевска информацию за №№ о результатах проверки соблюдения депутатами Городской думы города Ижевска законодательства о противодействии коррупции в части полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, представленных за ДД.ММ.ГГГГ в которой просил рассмотреть на заседании Городской думы г. Ижевска и принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО6, в связи с неисполнением обязанностей, установленных законом о противодействия коррупции.
Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 04.12.2017г. вступившим в законную силу 28.02.2018г. были удовлетворены требования прокурора к Городской Думе г. Ижевска о возложении обязанность принять решение по Информации прокурора №№ от ДД.ММ.ГГГГ. в установленном законом порядке.
В целях исполнения решения Октябрьского районного суда г.Ижевска от 04.12.2017г. на очередную сессию Городской думы - ДД.ММ.ГГГГ в Городскую думу ДД.ММ.ГГГГ. был внесен проект решения «О досрочном прекращении полномочий депутатов Городской думы города Ижевска шестого созыва ФИО7, ФИО8, ФИО3 ФИО9.». На данный проект решения поступило заключение Прокуратуры Октябрьского района г. Ижевска №№ от ДД.ММ.ГГГГ которым было предложено внести в проект решения дополнение, указав, что полномочия депутатов прекращаются досрочно в связи с неисполнением ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции»
ДД.ММ.ГГГГ. Городской Думой г. Ижевска было принято решение №№ от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении полномочий депутата Городской думы города Ижевска шестого созыва ФИО3», в котором в качестве основания указано на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 04.12.2017г. по делу №2а-7683/2017, апелляционное определение Верховного Суда УР от 28.02.2018г. по делу №33а-790/2018, по информации прокурора Октябрьского района г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ. №№ о результатах проверки соблюдения депутатами Городской думы г.Ижевска законодательства о противодействии коррупции в части полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных за ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 11 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
На основании части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Статьей 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 12.1). Лица, замещающие муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4 статьи 12.1 Закона, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае: непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений (пункт 2).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, установил нарушение со стороны ФИО3 требований указанных выше Федеральных законов и ограничений, предусмотренных для депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе.
Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559, утвердившим Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Положение), органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться названным указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Пунктом 3 названного Положения установлен срок предоставления указанных сведений - ежегодно, не позднее 30 апреля года.
Решением Городской думы г. Ижевска от 14.04.2016г. №163 «О реализации отдельных требований действующего законодательства в сфере противодействия коррупции» было утверждено, в том числе, Положение о представлении лицом, замещающим муниципальную должность, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи. Опубликовано - официальный сайт муниципального образования "Город Ижевск" <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ (в настоящее время утратило силу - Решение Городской думы г.Ижевска от 21.09.2017г. №405)
Пунктом 6 указанного решения Городской думы установлена обязанность лица, замещающего муниципальную должность, предоставлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, и сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера членов своей семьи не позднее 30.06.2016г.
В силу п. 10 указанного Положения, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются Главе Удмуртской Республики и государственным органам Удмуртской Республики в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 2Э0-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Удмуртской Республики.
Федеральный закон о противодействии коррупции в части 4 статьи 5 предусматривает, что органы местного самоуправления, как и федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения федеральный законодатель отнес к вопросам местного значения городского поселения (пункт 38 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
Как следует из предписаний статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях, указанных в части 10 названной статьи, в иных случаях, установленных этим законом и иными федеральными законами, исключительно решением представительного органа муниципального образования, которое должно быть принято не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11).
Законом Удмуртской Республики от 13.05.2005г. №17-РЗ «Об установлении границ муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории города Ижевска Удмуртской Республики» муниципальное образование - городское поселение «Город Ижевск» наделено статусом городского округа (ст. 1 Закона УР от 13.05.2005г. №17-РЗ, ст. 1 Устава муниципального образования «Город Ижевск», принятого решением Городской думы г.Ижевска от 16.06.2005г. №333
В силу ст.35 Закона N131 –ФЗ, также ст.25 Устава МО «Город Ижевск», Городская дума является представительным органом муниципального образования "Город Ижевск". Городская дума состоит из 42 депутатов, избираемых гражданами па муниципальных выборах па срок 5 лет. Городская дума может осуществлять свои полномочия при условии избрания не менее двух третей от установленной настоящим Уставом численности депу татов Городской думы. Основной формой работы Городской думы является сессия, состоящая из одного или нескольких заседаний.
Согласно ч.1 ст. 50, ст.52 Устава МО «Город Ижевск» муниципальные нормативные правовые акты принимаются Городской думой на сессиях в виде решений.
Компетенция Городской думы установлена ст.26 Устава МО «Город Ижевск», в том числе принятие решений о самороспуске Городской думы и досрочном прекращении полномочий депутатов Городской думы (подп.4 п.2 ст.26). Пунктом 27 ч.2 ст.26 Устава МО «Город Ижевск» предусмотрено, что к компетенции Городской думы также относится осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Регламент работы Городской думы города Ижевска утвержден решением Городской думы города Ижевска от 23.06.2016г. №200.
Правовое положение и принципы деятельности депутата Городской думы города Ижевска регламентированы Положением о статусе депутата городской думы города Ижевска, утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 30.03.2006г. №65.
Согласно ст.26,28 Устава МО «Город Ижевск», Решению Городской думы от 30.03.2006г. №65 «Об утверждении Положения о статусе депутата Городской думы г.Ижевска» к компетенции Городской думы относится, в том числе, принятие решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Городской думы.
Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что решение Городской думы г. Ижевска от 19.04.2018г. №535 «О досрочном прекращении полномочий депутата Городской думы г. Ижевска шестого созыва ФИО3» принято без нарушений установленного порядка принятия оспариваемого решения, нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными, поскольку суд правильно применил и истолковал нормы материального права, при этом все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в судебном постановлении.
Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального и процессуального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют конкретным обстоятельствам данного дела.
Приведенные в обоснование апелляционной жалобы доводы не опровергают правильных выводов суда по обстоятельствам рассматриваемого дела, при этом суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводам административного истца и ответчика, основываясь на совокупности представленных сторонами доказательств. По существу доводы жалобы сводятся к позиции административного ответчика, изложенной в ходе рассмотрения дела, и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, они не опровергают правильность выводов суда и в соответствии со статьей 310 КАС РФ не могут служить основанием к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Устиновского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 27 августа 2018 года оставить без изменения, жалобу ФИО3 – без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
копия верна судья Полушкин А.В.