ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5668/2016 от 30.11.2016 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Шелапуха Ю.В. Дело № 33а – 5668/2016 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 ноября 2016 года г. Калининград

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

Председательствующего: Костикова С.И.,

судей: Кулешовой Е.А., Науменко Б.И.,

при секретаре Евлаховой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционное представление прокурора г.Советска на решение Советского городского суда Калининградской области от 12 октября 2016 года, которым прокурору г. Советска отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконным п. 2 постановления администрации Советского городского округа от 02 ноября 2015 года № 1109 «О проверке антитеррористической защищенности и разработке паспортов безопасности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), находящихся на территории Советского городского округа», в редакции от 25 июля 2016 года №821.

Заслушав доклад судьи Науменко Б.И, объяснения прокурора Таранец А.А., поддержавшего апелляционное представление, представителя администрации МО «Советский городской округ» ФИО1, возражавшего против апелляционного представления, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Советска обратился в Советский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации Советского городского округа в части. В обоснование своей позиции прокурор указал, что п. 2 постановления администрации Советского городского округа от 02 ноября 2015 года № 1109 «О проверке антитеррористической защищенности и разработке паспортов безопасности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), находящихся на территории Советского городского округа» (в ред. постановления от 25 июля 2016 года № 821) (далее – постановление № 1109) противоречит федеральному законодательству. Указанным пунктом утвержден состав межведомственной комиссии по обследованию и категорированию места массового пребывания людей (далее – комиссия), находящихся на территории Советского городского округа, которую возглавляет заместитель главы администрации Советского городского округа по социальным вопросам. Однако п. 8, 9 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)») (далее – Требования) установлено, что такая комиссия создается решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей. Комиссию возглавляет руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (глава муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, либо уполномоченное им должностное лицо. Прокурор полагает, что оспариваемое постановление принято за пределами полномочий главы администрации Советского городского округа, а проведенные комиссией обследования и категорирования мест массового пребывания людей незаконны. Изложенное свидетельствует о нарушении федерального законодательства о противодействии терроризму, что в свою очередь приводит к снижению уровня защищенности мест массового пребывания людей на территории г. Советска и нарушает гарантированное Конституцией российской Федерации право граждан на охрану жизни и здоровья. В связи с этим прокурор просил суд признать незаконным п. 2 постановления № 1109.

Суд, рассмотрев заявление, постановил изложенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор г.Советска просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные им требования, приводит те же доводы, что и в административном исковом заявлении, ссылается на то, что суд неправильно применил материальный закон и вынес незаконное решение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, письменные возражения на апелляционное представление администрации МО «Советский городской округ», суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» 02 ноября 2015 года и.о. главы администрации Советского городского округа было принято постановление №1109, пунктом 2 которого был утвержден состав комиссии, перечисленный в приложении № 2 к постановлению. Указанную комиссию возглавил заместитель главы администрации городского округа по социальным вопросам. Постановлением от 25 июля 2016 года № 821 были внесены изменения в приложение № 2 к постановлению № 1109 – изменен состав комиссии.

Оспаривая указанный пункт постановления, прокурор исходит из того, что он принят за рамками компетенции главы администрации Советского городского округа с нарушением федерального законодательства, в частности п. 8, 9 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)») (далее – Требования) которыми установлено, что такая комиссия создается решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей. Комиссию возглавляет руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (глава муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, либо уполномоченное им должностное лицо.

Суд обоснованно не согласился с такими требованиями прокурора по следующим основаниям.

Согласно п. 8, 9 Требований, утвержданных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272, для проведения категорирования места массового пребывания людей решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей. Комиссию возглавляет руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (глава муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, либо уполномоченное им должностное лицо.

Поскольку указанные Требования утверждены Постановлением Правительства РФ, и в них установлено, что комиссия для проведения категорирования места массового пребывания людей создается решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, не смотря на буквальное указание – «глава муниципального образования», суд правильно исходил из того, что оспариваемое прокурором постановление принято в пределах компетенции главы администрации Советского городского округа, который возглавляет исполнительную власть в МО «Советский городской округ».

Такой вывод вытекает из действующего законодательства.

Как установлено ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В ч. 1 ст. 36 названного закона определено, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (п. 1 ч. 2 названной статьи).

В свою очередь в силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (ч. 2 ст. 37 Федерального закона).

Как установлено ч. 6.1 той же статьи, глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:

1)подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;

2)представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

3)обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Статьей 24 Устава муниципального образования «Советский городской округ» определено, что глава городского округа избирается окружным Советом депутатов из своего состава <данные изъяты> голосованием на первом заседании окружного Совета депутатов. Полномочия главы городского округа соответствуют объему, определенному ч. 4 ст. 36 Федерального закона.

В статьях 31, 31 Устава муниципального образования «Советский городской округ» определено, что администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом городского округа, которым руководит глава администрации городского округа на принципах единоначалия. Главой городского округа является лицо, назначаемое на должность главы администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности. Глава администрации городского округа издает в пределах своих полномочий правовые акты: постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий; распоряжения – по вопросам организации работы администрации. Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Из приведенных положений Федерального закона следует, что решение вопросов местного значения, в том числе в сфере противодействия терроризму, возложено на исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, то есть администрацию городского округа, а обязанность по обеспечению решения указанным органом вопросов местного значения – на главу администрации городского округа. Устав муниципального образования «Советский городской округ» содержит в указанной части положения, аналогичные установленным Федеральным законом. При этом суд учитывал, что Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «Опротиводействии терроризму» специальных норм, разграничивающих полномочия главы муниципального образования и главы местной администрации в сфере противодействия терроризму, не содержит.

Ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным при наличии одновременно двух оснований: он должен не соответствовать нормам действующего законодательства, а также нарушать права, свободы и лица, обжалующего его, или группы лиц. Прокурор в своем административном исковом заявлении, и в апелляционном представлении ссылался лишь на несоответствие постановления в оспариваемой части вышестоящему законодательству, но не указывал, в чем выражается нарушение прав, свобод или законных интересов субъектов административных правоотношений, при том, что постановление в оспариваемой части носит внутренний, организационный характер.

При таких обстоятельствах судом принято законное и обоснованное решение, оснований к отмене которого суд апелляционной инстанции не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского городского суда Калининградской области от 12 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: