Судья – Медоева Е.Н. Дело № <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«02» марта 2017 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Агибаловой В.О.
судей Диянова С.П., Якубовской Е.В.
при секретаре Кравченко М.Е.
рассмотрела в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сомплавской Л.М. к администрации муниципального образования город Краснодар (далее – АМО Краснодар) с привлечением третьего лица: Краснодарского краевого отделения инвалидов, бывших несовершеннолетних узников фашистках концлагерей Общероссийской общественной организации «Российский Союз бывших несовершеннолетних узников фашистках концлагерей» о признании отказа незаконным
по апелляционной жалобе представителя Каплун Ж.П., действующей по доверенности АМО Краснодар, на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 01 декабря 2016 г.
Заслушав доклад судьи Диянова С.П., объяснения представителя административного ответчика Княжевского Р.В., действующего по доверенности АМО Краснодар, поддержавшего доводы апелляционной жалобы в полном объеме, и административный истец - Сомплавская Л.М., возражавшей относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Сомплавская Л.М. обратилась в суд с названным выше административным исковым заявлением к АМО Краснодар с привлечением третьего лица: Краснодарского краевого отделения инвалидов, бывших несовершеннолетних узников фашистках концлагерей Общероссийской общественной организации «Российский Союз бывших несовершеннолетних узников фашистках концлагерей» о признании отказа незаконным.
В обоснование заявленных требований указала, что она является бывшим несовершеннолетним узником фашистского концлагеря, что подтверждается удостоверением серии <...> от <...>
На протяжении 12 лет административный истец проживает в хозяйственном блоке литер Г1, площадью <...> кв.м, при доме, расположенном по адресу: <...>
Согласно акту проверки жилищных условий от <...>., указанное помещение не пригодно для жизни, отсутствует ремонт, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, также канализация и водостоки, система отопления.
Сомплавская Л.М. обратилась в АМО Краснодар с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку ветеранов войны и приравненных к ним лиц. По результатам рассмотрения заявления, постановлением АМО Краснодар № <...> от <...>. Сомплавской Л.М. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Административный истец считает обжалуемый отказ незаконным, нарушающим ее права и законные интересы.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца, действующая на основании доверенности Пушкина Е.А., уточнила административные исковые требования, просит признать незаконным постановление № <...> от 12 <...> об отказе Сомплавской Л.М., <...> рождения, в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях отдельных категорий граждан (по категории ветеранов (участников) Великой Отечественной войны), признать Сомплавскую Л.М., нуждающейся в улучшении жилищных условий по отдельной категории граждан (по категории ветеранов (участников) Великой Отечественной войны), обязать АМО Краснодар принять Сомплавскую Л.М. на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях по отдельной категории граждан (по категории ветеранов (участников) Великой Отечественной войны).
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 01 декабря 2016 г. заявленные Сомплавской Л.М. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Каплун Ж.П., действующая по доверенности АМО Краснодар, просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда - незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Сомплавская Л.М. просит решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 01 декабря 2016 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Княжевский Р.В., действующий по доверенности АМО Краснодар, доводы апелляционной жалобы поддерживал в полном объеме. Считает решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 01 декабря 2016 г. незаконным и необоснованным. Объяснил, что члены Общества не уполномочены составлять акт проверки жилищных условий. Кроме того, в акте указан адрес места проживания административного истца. Просил обжалуемое судебное постановление отменить, а апелляционную жалобу – удовлетворить и принять новое решение об отказе в иске.
Сомплавская Л.М. поддержала возражения на апелляционную жалобу в полном объеме. Считает решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 01 декабря 2016 г. законным и обоснованным. Объяснила, что акт проверки жилищных условий был подписан Заместителем Председателя Общества Васильевой Г.В. в присутствии членов некоммерческой организации, для того, чтобы обратить внимание государственных органов на тяжелое положение бывшего несовершеннолетнего узника, так как АМО Краснодар при вынесении обжалуемого Постановления даже не обратили внимание на эти обстоятельства и не осуществили выезд к Сомплавской Л.М. для обследования ее жилищных условий. Так же, необходимо отметить, что в указанном акте допущена опечатка, указана <...>, Это связано с тем, что в общественной организации административную и организационную деятельность осуществляют ее члены, которые являются пожилыми людьми и инвалидами. Просила обжалуемое судебное постановление оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в апелляционную инстанцию не явились, извещались судом апелляционной инстанции надлежащим образом, о причинах не сообщили и об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, проверив материалы настоящего дела, заслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда находит решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 01 декабря 2016 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом при рассмотрении вышеуказанного заявления не было допущено такого рода нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела.
Так, удовлетворяя заявленные требования, суд, прежде всего, исходил из того, что доводы оспариваемого отказа в постановке на учет заявителя по основаниям обеспеченности жилой площадью свыше учетной нормы не могут быть признаны обоснованными. Данным отказом нарушены права и законные интересы административного истца.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства и соответствуют материалам дела.
В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. По смыслу данной нормы органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; а также граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Как следует из материалов дела, Сомплавская Л.М. является бывшим несовершеннолетним узником фашистского концлагеря, что подтверждается удостоверением серии <...> от <...> (л.д. <...>).
Согласно части 2 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что административный истец обратилась в АМО Краснодар с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку ветеранов войны и приравненных к ним лиц.
Обжалуемым постановлением АМО Краснодар № <...> от <...> г. Сомплавской Л.М. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении со ссылкой на то, что заявитель зарегистрирована по месту жительства в жилом доме общей площадью <...> кв.м, в том числе жилой - <...> кв.м, расположенном по адресу: <...>. Собственником указанного жилого помещения является Скибин А.И. Всего на указанной площади зарегистрировано 4 человека. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет <...> кв.м. Сомплавская Л.М. является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью на одного человека более учетной нормы (л.д. <...>).
Данный отказ нельзя признать законным.
Согласно Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с пунктом 5 разъяснения от 07 июля 1999 г. «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 07 июля 1999 г. № 20, при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь ввиду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы статьями 14 и 15 названного закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы. Постольку бывшие несовершеннолетние узники фашизма приравнены к участникам Великой Отечественной войны, нормативные акты, устанавливающие правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в целях обеспечения условий, обеспечивающих им достойную жизнь, распространяются и на несовершеннолетних узников фашизма.
В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» закреплено, что участникам Великой Отечественной войны предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено, что обеспечение жильем лиц указанной категории осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В силу статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации), по своему выбору, такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства по личному формализованному заявлению гражданина на имя главы местной администрации (главы муниципального образования), подаваемому в уполномоченный орган по учету, при наличии всех надлежаще оформленных документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Решением городской Думы Краснодара от 15 декабря 2005 г. № 4 п. 7 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого гражданам по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан (общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 10 и менее квадратных метров площади жилого помещения на одного члена семьи.
Как правильно установлено судом первой инстанции, административный истец фактически проживает в нежилом здании хозяйственном блоке Литер Г1, площадью <...> кв.м, при жилом доме по адресу<...>, которое не пригодно для проживания, что подтверждается актом проверки жилищных условий от <...>
Судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что отказ административного ответчика в постановке на учет по указанным выше основаниям является незаконным, противоречащим положениям действующего законодательства Российской Федерации, поскольку при расчете обеспеченности административного истца жилой площадью за основу была принята площадь нежилого помещения, является правомерным.
При таких обстоятельствах судом правильно установлено, что оспариваемое постановление АМО Краснодар № <...> от <...> в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» не может быть признано законным и обоснованным.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений закона в системном их толковании, суд первой инстанции имел достаточные основания для вынесения обжалуемого судебного акта.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Выводы суда мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Довод, указанный в апелляционной жалобе о том, что акт проверки жилищных условий от <...> г., имеющий подписи лиц без расшифровки и указания должностного положения, не может быть принят в качестве относимого и допустимого доказательства, а также составлен лицами, которыми не уполномочены на такие действия, нельзя признать обоснованным.
В пункте 2.1 Устава Краснодарское краевое отделение инвалидов, бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей Общероссийской общественной организации «Российский Союз бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей» от 2010 г. (далее по тексту «Устав») закреплено, что Краснодарское краевое отделение инвалидов, бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей Общероссийской общественной организации «Российский Союз бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей» является общественной организацией, созданной на основе общности интересов и совместной деятельности для защиты законных прав бывших несовершеннолетних узников, обеспечения их достойного положения в обществе и удовлетворения духовных потребностей.
На основании абзаца 2-4 статьи 6 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (в редакции от 02 июня 2016 г.) «Об общественных объединениях», членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.
Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.
Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.
Согласно пункту 3.1 Устава, основной целью организации является представление и защита прав и социальных интересов граждан, протеснявшихся за колючей проволокой концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, в том числе обращение внимания всех структур государства и общества на положение бывших несовершеннолетних узников, объясняя, что это детьми патриотов, что они представляют собой особую категорию участников борьбы с фашизмом, понесли огромные потери, став инвалидами.
Из материалов дела следует, что акт проверки жилищных условий от <...>. был подписан Заместителем Председателя Краснодарского краевого отделение инвалидов, бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей Общероссийской общественной организации «Российский Союз бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей» Васильевой Г. В. в присутствии членов некоммерческой организации.
Судебная коллегия полагает, что указанный акт был составлен лишь для того, чтобы обратить внимание государственных органов на тяжелое положение бывшего несовершеннолетнего узника, поскольку должностными лицами АМО Краснодар до вынесения обжалуемого Постановления № <...> от <...> не осуществлялся выезд к Сомплавской Л.М. для обследования ее действительных жилищных условий.
Довод, указанный в апелляционной жалобе, о том, что в данном акте указан адрес места проживания Сомплавской Л.М., как <...>, также несостоятелен.
Судебная коллегия полагает, что в указанном акте допущена опечатка и это связано с тем, что в общественной организации административную и организационную деятельность осуществляют ее члены, которые являются пожилыми людьми и инвалидами.
О том, что это опечатка также свидетельствуют ссылки на Свидетельство о государственной регистрации права 23-АЖ 469245 от 11 марта 2010 г. и многочисленные справки, на которые ссылаются в акте, имеющиеся в материалах дела, в которых указан правильный адрес.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции при разбирательстве настоящего дела и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, отвергаются, как необоснованные.
Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, поскольку существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению вышеуказанного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 01 декабря 2016 г. следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 01 декабря 2016 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Каплун Ж.П., действующей по доверенности АМО Краснодар, без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи