ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5690/18 от 31.07.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья: Гордиенко О.А. дело № 33а-5690/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 31 июля 2018 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Хожаиновой О.В.,

судей Терентьевой Н.А., Юсуповой Л.А-В.,

при секретаре Колесник Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Писковой Виктории Анатольевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Мирошниченко Анне Владимировне, заинтересованные лица: Бойко Руслана Анатольевна, Бойко Тамара Васильевна, о признании незаконным решения, обязании совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе Писковой Виктории Анатольевны на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 4 апреля 2018 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., объяснения административного истца и представителя Горбачева П.А., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

установила:

Писковая В.А. обратилась в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Мирошниченко А.В., заинтересованные лица: Бойко Р.А., Бойко Т.В., в котором просила признать незаконным отказ в государственной регистрации, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 5 февраля 2018 г. № 90/016/005/2017-2286/167; возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность обеспечить перевод на русский язык договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, реестровый , удостоверенного нотариусом ФИО1, и зарегистрировать за Писковой В.А. ранее возникшее право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , в сроки, предусмотренные статьёй 16 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на основании заявления о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 26 октября 2017 г. № 90/016/005/2017-2286 и поданных с ним документов.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что с целью регистрации ранее возникшего права на земельный участок, расположенный по указанному выше адресу, Писковой В.А., посредством представителя, было подано соответствующее заявление и предоставлен нотариально удостоверенный договор купли-продажи жилого дома и земельного участка от 20 июня 2011 г., реестровый , и кадастровый паспорт земельного участка от 31 октября 2016г. Договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, представленный на регистрацию, заключён в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества в момент заключения сделки, заверен в установленном законом порядке нотариусом, и является документом, подтверждающим ранее возникшее право согласно пункту 18 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 № 264. Однако, в государственной регистрации перехода права собственности было отказано. Указанный отказ, со ссылками на законодательство Украины, мотивирован тем, что административным истцом не представлен документ, подтверждающий ранее возникшее право. Также в приведённом отказе сообщено о невыполнении требований о переводе поданного договора. Писковая В.А. считает, что оспариваемый отказ не обоснован, противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации и Республики Крым, и создаёт препятствия к осуществлению прав Писковой В.А. и реализации законных интересов по государственной регистрации объекта недвижимости. Также Писковая В.А. указывает, что обязанность обеспечить перевод документов, подтверждающих ранее возникшее право, возложена на государственный орган, уполномоченный в сфере регистрации прав и государственного кадастрового учёта, у заявителя такая обязанность отсутствует. Кроме того, по мнению административного истца, ссылки государственного регистратора на законодательство Украины при реализации гражданкой Писковой В.А. своих прав на территории Республики Крым являются неуместными, поскольку с 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым действует законодательство Российской Федерации.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 4 апреля 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления Писковой В.А. отказано.

В апелляционной жалобе административного истца ставится вопрос об отмене судебного акта и о принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления в полном объёме.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что оспариваемое решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

Писковая В.А. и её представитель Горбачев П.А. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объёме и просили её удовлетворить.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Мирошниченко А.В., заинтересованные лица - Бойко Р.А., Бойко Т.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием к удовлетворению требований административного истца может служить нарушение требований законодательства относительно полномочий на принятие решения или совершение действия, соблюдения порядка принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), несоответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В силу положений части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ), части 1 статьи 9 Договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Согласно статьи 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьёй 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. № 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Согласно указанному выше Положению основными задачами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учёта недвижимого имущества на территории Республики Крым, а также предоставление услуг в данной сфере.

Таким образом, вопросы проведения регистрации прав на недвижимое имущество возложены на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, который является ответчиком по настоящему делу.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав относятся, в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (пункт 2, 3, 8 части 3 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, в силу части 2 названной выше статьи, являются, в частности, 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершённые в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2).

Частью 1 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что заявление о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав.

Перечень необходимых для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав документы указан в части 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определённых законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ Государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав (пункт 3).

Частью 9 названной статьи предусмотрено, что в случае, если осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостановлено по основанию, указанному в пункте 6 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственный регистратор прав обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается, в том числе: если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); по решению государственного регистратора прав в случае, если представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны (пункт 6); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).

В соответствии со статьёй 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 20 июня 2011 г. между Бойко Т.В. и Бойко Р.А. (продавцы) и Писковой В.А. (покупатель) заключён договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, согласно которому Писковая В.А. купила жилой дом с надворными строениями и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.

В пункте 1.4 приведённого выше договора указано, что земельный участок находится в общей совместной собственности покупателей и принадлежит им на основании Государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯЛ , выданного 16 июня 2011 г. на основании решения исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 17 апреля 1998 г. № 485.

В пункте 7.8 данного договора указано, что он является основанием для выдачи собственнику государственного акта на право собственности на землю.

Данный договор удостоверен частным нотариусом Симферопольского городского нотариального округа АР Крым ФИО1, зарегистрирован в реестре за .

26 октября 2017 г. Писковая В.А. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с целью регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, кадастровый , общей площадью 569 кв.м., расположенный адресу: <адрес>.

К данному заявлению были приложены следующие документы: договор купли-продажи жилого дома и земельного участка от 20 июня 2011 г; извлечение из Государственного реестра сделок от 20 июня 2011 г.; государственный акт на право собственности на земельный участок от 16 июня 2011 года серии ЯЛ ; выписка из ЕГРН от 10 апреля 2017 г.; кадастровый паспорт земельного участка от 31 октября 2016 г.

3 ноября 2017 г. государственным регистратором в адрес административного истца направлено уведомление № 90/016/005/2017-2286 о приостановлении государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества до 3 февраля 2018 года. Писковой В.А., со ссылками на положения статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ, статьи 182, 334 Гражданского кодекса Украины, указано на необходимость в целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, в установленные сроки представить документ, подтверждающий переход права собственности на земельный участок к заявителю, а именно государственный акт с отметкой соответствующего органа о регистрации права нового правообладателя; перевод на русский язык договора купли-продажи. При отсутствии документа, подтверждающего переход права собственности на земельный участок, указано на возможность регистрации права путём подачи заявления совместно с продавцом.

По истечении установленного государственным регистратором срока сообщением от 5 февраля 2018 г. № 90/016/005/2017-2286 административному истцу было отказано в осуществлении государственной регистрации прав в связи с не устранением причин, которые послужили основанием для приостановления государственной регистрации.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение об отказе в государственной регистрации от 5 февраля 2018 г. № 90/016/005/2017-2286/167 принято уполномоченным должностным лицом, в рамках компетенции и в соответствии с нормами законодательства.

С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 1206 Гражданского кодекса Российской Федерации возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновение либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.

Как указывалось выше, административным истцом для регистрации права на объект недвижимого имущества (земельный участок) был представлен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, заключённый между продавцами Бойко Т.В., Бойко Р.А. и покупателем Писковой В.А. в городе Симферополе 20 июня 2011 г., то есть в период действия на территории Республики Крым законодательства Украины.

Также Писковой В.А. был представлен Государственный акт на право собственности на земельный участок, серии ЯЛ , выданный Бойко Р.А. 16 июля 2011 г. на основании решения исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 17 апреля 1998 г. № 485.

В соответствии со статьёй 125 Земельного кодекса Украины (в редакции на момент заключения договора купли-продажи) право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав.

Согласно части 1, части 2 статьи 126 Земельного кодекса Украины право собственности на земельный участок удостоверяется государственным актом, кроме случаев, определённых частью второй настоящей статьи. Право собственности на земельный участок, приобретённый в собственность из земель частной собственности без изменения его границ, целевого назначения, удостоверяется: гражданско-правовым соглашением об отчуждении земельного участка, заключённым в порядке, установленном законом, в случае приобретения права собственности на земельный участок по такому соглашению; свидетельством о праве на наследство.

Статьёй 132 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что соглашения о переходе права собственности на земельные участки заключаются в письменной форме и нотариально удостоверяются.

Приложением к соглашению, в соответствии с которым осуществляется отчуждение земельного участка частной собственности, является государственный акт на право собственности на земельный участок, который отчуждается (или отчуждался). Соглашения о переходе права собственности на земельный участок подлежат нотариальному удостоверению и государственной регистрации.

Согласно части 6 статьи 126 Земельного кодекса Украины при приобретении права собственности на земельный участок на основании гражданско-правового соглашения об отчуждении земельного участка, государственный акт о праве собственности на отчуждаемый земельный участок, прилагается к документу, на основании которого состоялся переход права собственности на земельный участок, в каждом таком случае отчуждения земельного участка.

На государственном акте о праве собственности на земельный участок нотариус, удостоверяющий (выдающий) документ, и орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и их обременений, делают отметку об отчуждении земельного участка с указанием документа, на сновании которого произошло отчуждение.

Орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и их обременений, делает отметку о регистрации прав на земельный участок на основании документа о его отчуждении, составленного и удостоверенного в порядке, установленном законом, в течение 14 календарных дней со дня предоставления в этот орган указанного документа. Запрещается требовать для осуществления отметки и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений документы, не предусмотренные этой статьёй.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 6 мая 2009 г. № 439 «О некоторых вопросах удостоверения права собственности на земельный участок» (в редакции, действовавшей на момент соответствующих правоотношений) утверждён порядок проставления отметки про переход права собственности на земельный участок (далее Порядок), которым установлена процедура проставления отметки о переходе права собственности на земельный участок, приобретённый в собственность из земель частной собственности без изменения его границ и целевого назначения, на государственном акте о праве частной собственности на землю, государственном акте о праве собственности на землю, государственном акте о праве собственности на земельный участок (далее - государственный акт).

В соответствии с пунктами 2-4 указанного Порядка отметка о переходе права собственности на земельный участок проставляется на страницах государственного акта, где находится план внешних границ земельного участка, план границ земельного участка, начиная с верхнего левого угла сверху вниз, слева направо. Нотариус в случае удостоверения гражданско-правового договора об отчуждении земельного участка, выдачи свидетельства о праве на наследство на земельный участок, а также изъятия государственного акта в предусмотренных законом случаях из своих дел при наличии выписки из государственного реестра земель проставляет на государственном акте отметку о переходе права собственности на земельный участок.

Территориальный орган Госкомзема по месту нахождения земельного участка в течение 14 календарных дней со дня подачи ему документа о переходе права собственности на земельный участок проставляет на государственном акте отметку о регистрации права собственности на него такого содержания: «Зарегистрировано в Поземельной книге (дата) за реестровым номером №______». Ниже указываются фамилия и инициалы начальника и наименование территориального органа Госкомзема, указанное скрепляется печатью.

Таким образом, законодательство, действовавшее на территории Республики Крым на момент заключения административным истцом договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, предусматривало обязательную регистрацию прав в уполномоченном органе посредством проставления на правоподтверждающем документе, а именно на государственном акте, отметки про переход права собственности на земельный участок.

Данные положения законодательства были разъяснены сторонам договора купли-продажи нотариусом в пункте 7.7, 7.8 договора купли-продажи от 20 июня 2011 г.

Государственный акт на право собственности на земельный участок, серии ЯЛ , представленный Писковой В.А. для государственной регистрации, не содержит необходимой отметки о переходе права собственности на земельный участок, предусмотренной указанным выше Порядком.

Материалы дела не содержат доказательств обращения Писковой В.А. в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и их обременений, с соблюдением требований Порядка.

В связи с указанным, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствие соответствующей отметки Госкомзема, подтверждающей регистрацию перехода права собственности на государственном акте, представленном Писковой В.А. на государственную регистрацию права собственности на земельный участок, кадастровый , общей площадью 569 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, приобретённый последней на основании договора купли-продажи от 20 июня 2011 г., действительно свидетельствует о несоблюдении истцом действующего на момент возникновения указанных правоотношений законодательства о регистрации такого права.

Судебная коллегия также считает правильным вывод суда первой инстанции об обоснованном применении государственным регистратором при проведении правовой экспертизы правоустанавливающих и правоподтверждающих документов положений законодательства Украины, учитывая что закон обратной силы не имеет (ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Доводы административного истца о том, что договор купли-продажи в силу пункта 18 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. № 264, является документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества, в рассматриваемом случае и, принимая во внимание установленные выше фактические обстоятельства, в том числе установленные несоответствия государственного акта на право собственности на земельный участок, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.

С учётом вышеизложенного и обстоятельств, установленных по делу, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о правомерности отказа административного ответчика в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, оформленного соответствующим уведомлением от 5 февраля 2018 г.

При указанных обстоятельствах также не имеется правовых оснований для удовлетворения требований в части понуждения административного ответчика в целях устранения допущенных нарушений осуществить государственную регистрацию за административным истцом ранее возникшего права собственности.

Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы, по сути, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 4 апреля 2018 г. по административному делу № 2а-803/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Писковой Виктории Анатольевны – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий: О.В. Хожаинова

Судьи: Н.А. Терентьева

Л.А-В. Юсупова