ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5707/2018 от 19.02.2018 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Гришакова Н.Б.<данные изъяты>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Варламовой Е.А., Редченко Е.В.,

при секретаре Саховаровой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 февраля 2018 года апелляционную жалобу Администрации городского округа <данные изъяты> на решение Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Мешалкина С. Г. к администрации городского округа <данные изъяты> о признании незаконным решения администрации городского округа об изменении вида разрешенного использования земельного участка,

заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,

объяснения представителя Мешалкина С.Г.Козлова С.О.,

установила:

Мешалкин С.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, просил признать незаконным решение администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> возложить на администрацию городского округа <данные изъяты> обязанность в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для личного подсобного хозяйства» на «малоэтажная жилая застройка», расположенного по адресу: <данные изъяты>, мкр. Салтыковка, <данные изъяты> кадастровым номером 50:15:0060107:332, площадью 1100 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца по доверенности Козлов С.О. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель администрации г/о Балашиха в судебное заседание явился, против удовлетворения требований возражал, представил письменные возражения.

Решением Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оспариваемый отказ признан незаконным, на администрацию г.о. Балашиха возложена обязанность в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для личного подсобного хозяйства» на «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» код 2.1.1., согласно классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утверждённого приказом Министерства экономического развития РФ от <данные изъяты><данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, мкр. Салтыковка, <данные изъяты> кадастровым номером 50:15:0060107:332, площадью 1100 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов.

В апелляционной жалобе администрация г.о. <данные изъяты> ставит вопрос об отмене решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене, по следующим основаниям.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В силу пункта 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление строительства осуществляется на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план является одним из видов градостроительной документации - документом территориального планирования, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий поселений, городских округов, установление и изменение границ населенных пунктов в составе поселений и городских округов, функциональное зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.

Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Под функциональными зонами понимаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

Генеральный план на основании статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации должен содержать в себе графический материал - карту функциональных зон поселения или городского округа.

К функциональным зонам могут быть отнесены общественно-деловые зоны, жилые зоны, рекреационные зоны, производственные и коммунальные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, пригородные и иные функциональные зоны.

В силу статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон при подготовке правил землепользования и застройки устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.

В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав жилых зон могут включаться:

1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;

2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;

3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;

4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;

5) зоны жилой застройки иных видов.

Как установлено судом, Мешалкину С.Г., на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:15:0060107:332, площадью 1100 кв.м, расположенный по адресу: <данные изъяты>, мкр. Салтыковка, <данные изъяты>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <данные изъяты>, запись регистрации в ЕГРП за <данные изъяты>.

Испрашиваемый земельный участок является сформированным, кадастровый учет в отношении него произведён <данные изъяты>.

Мешалкин С.Г. в 2016 году обратился в Администрацию г.о. <данные изъяты> с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «малоэтажная жилая застройка».

<данные изъяты> администрация г.о. Балашиха направила Мешалкину С.Г. ответ о том, что для изменения вида разрешенного использования земельного участка необходима процедура публичных слушаний.

Заочным решением Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу <данные изъяты> отказ администрации был признан незаконным, и суд обязал администрацию городского округа Балашиха рассмотреть заявление Мешалкина С.Г. об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:15:0060107:332 без проведения публичных слушаний.

Указанное решение вступило в законную силу в соответствии с апелляционным определением Московского областного суда <данные изъяты> (дело <данные изъяты>).

<данные изъяты>Мешалкиным С.Г. было повторно подано заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:15:0060107:332 (регистрационный номер заявления М<данные изъяты> в МБУ г.о. Балашиха «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению городского округа Балашиха».

Вышеуказанное заявление администрация городского округа Балашиха не рассмотрела в установленный законом срок.

<данные изъяты>Мешалкин С.Г. обратился в МБУ г.о. Балашиха «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению городского округа Балашиха» за получением результата государственной услуги. Им был получен ответ о том, что по состоянию на <данные изъяты> результат на запрос № М<данные изъяты>4815653 от <данные изъяты> в МБУ «МФЦ городского округа Балашиха» не поступал.

<данные изъяты> Балашихинским городским судом вынесено решение по делу <данные изъяты> которым иск мешалкина С.Г. был удовлетворен. Суд обязал рассмотреть заявление от <данные изъяты> в установленный законом срок.

<данные изъяты> администрацией г.о. Балашиха на личном приеме была вручена копия ответа на заявление, которым Мешалкину С.Г. отказано об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «малоэтажная жилая застройка».

Усматривается, что мотивами отказа послужило указание на следующие обстоятельства:

изменение вида разрешенного использования земельного участка приведет к чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам;

согласно информации ИСОГД <данные изъяты> земельный участок расположен в составе земель лесного фонда – 100% наложение на лесничество Ногинское, участковое лесничество Салтыковское;

земельный участок частично расположен в полосе отвода обычной автомобильной дороги регионального значения «<данные изъяты>», планируемой к расширению, а также на расстоянии 50 м от планируемой к строительству транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог регионального значения «<данные изъяты>» и «М-7Волга».

Кроме того, указано, что наименование вида разрешенного использования – «малоэтажная жилая застройка», как указано в заявлении, не предусмотрено классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвер. Приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты><данные изъяты>;

вид разрешенного использования «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» не предусмотрен зоной Ж-2 (Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами), в которой находится земельный участок согласно проекту Генерального плана и проекту правил землепользования и застройки; размер земельного участка меньше предельного минимального размера земельного участка, на котором возможно с соблюдением параметров строительства размещение малоэтажного многоквартирного жилого дома (дома, пригодного для постоянного проживания, высотой до 4 этажей, включая мансардный) и разведение деревьев, размещение гаражей, вспомогательных объектов и иных объектов с обустройством площадок (л.д. 10, 11).

Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что доказательств невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего административному истцу с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «малоэтажная жилая застройка» административным ответчиком, в соответствии с требованиями ст. 59 КАС РФ не представлено.

Как указал суд, согласно сведениям государственного кадастра недвижимости испрашиваемый земельный участок и участки, расположенные в непосредственной близости, относятся к группе видов разрешенного использования земельных участков, а именно «Жилая застройка» согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утверждённого приказом от <данные изъяты><данные изъяты> Министерства экономического развития Российской Федерации., земельный участок не попадает ни в одну из зон с особыми условиями использования территории.

Согласно ответу администрации г.о. Балашиха от <данные изъяты>, испрашиваемый земельный участок, принадлежащий на праве собственности Мешалкину С.Г., в соответствии со схемой планируемых границ функциональных зон расположен в жилой зоне на основании Генерального плана г.о. Балашиха, разработанного НИиПИ генплана <данные изъяты>, утвержденного постановлением от <данные изъяты><данные изъяты>, принятого решением Совета депутатов <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>.

Кроме того, суд исходил из того, что в ответе Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха от <данные изъяты><данные изъяты> указан размер земельного участка равный 110 кв.м. и то, что указанная площадь меньше предельного минимального размера земельного участка, на котором возможно размещение малоэтажного многоквартирного жилого дома, использование земельного участка для «малоэтажной жилой застройки» соответствует функциональному назначению конкретной территориальной зоны и заявление об изменении разрешенного вида использования указанных земельных участков на вид разрешенного использования: для «малоэтажной жилой застройки» соответствует утвержденным документам территориального планирования городского округа Балашиха.

Согласиться с выводами суда о незаконности отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка судебная коллегия не может.

На основании статьи 4 Федерального закона от <данные изъяты> N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) вплоть до утверждения в установленном ГрК порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве, к <данные изъяты>, к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на <данные изъяты> правила землепользования и застройки не утверждены, до <данные изъяты> решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 4 и статьей 4.1 Закона N 191-ФЗ, с учетом результатов публичных слушаний.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК) виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - классификатор) утвержден приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты> N 540.

Судом не учтены положения административного регламента предоставления государственной услуги "Принятие решения об изменении (установлении), установлении соответствия одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования", утв. постановлением администрации городского округа Балашиха МО от <данные изъяты> N 1037/5-ПА.

Как установлено п. 7.1.3, 7.1.4 регламента, заявитель обращается в администрацию для предоставления Услуги в следующих случаях:

7.1.3. Изменения вида разрешенного использования земельного участка в связи с желанием изменить деятельность, которая будет осуществляться на участке.

7.1.4. Изменения вида разрешенного использования земельного участка с целью приведения его в соответствие с существующим положением, осуществляемой на земельном участке деятельностью, при этом испрашиваемых видов разрешенного использования может быть один или несколько с указанием в одном Заявлении.

Согласно п. 12.1 регламента, основаниями для отказа в предоставлении Услуги по основаниям, указанным в п. 7.1, являются:

12.1.1. Выявление в заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной, искаженной или неполной информации, в том числе представление заявителем документов, срок действительности которых на момент поступления в администрацию в соответствии с действующим законодательством истек.

12.1.2. Подача заявления и прилагаемых к нему документов лицом, не входящим в перечень лиц, указанных в пункте 2.2 настоящего Регламента.

12.1.3. Несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования категории земель, содержащейся в государственном кадастре недвижимости.

12.1.4. Отсутствие сведений о категории земель в государственном кадастре недвижимости.

12.1.5. Несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты> N 540.

12.1.6. Отсутствие согласия одного из правообладателей (сособственника) земельного участка согласно п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации.

12.1.7. Отсутствие полномочий по заявленным действиям в доверенности.

12.1.8. В случае обращения с заявлением об изменении вида разрешенного использования (далее - ВРИ) заявителя, являющегося арендатором земельного участка, право аренды на который возникло на основании проведенного Администрацией аукциона.

12.1.9. Несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка основным видам разрешенного использования ПЗЗ, ППТ, ПМТ (координаты территориальных зон которых не внесены в государственный кадастр недвижимости).

<данные изъяты>. Невозможность размещения земельного участка с испрашиваемым ВРИ в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия (информация о вхождении/невхождении участка в зону содержится в выписке из ИСОГД).

<данные изъяты>. Наличие наложения границ земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности, на земли государственного лесного фонда (ИСОГД).

<данные изъяты>. В случае несоответствия испрашиваемого ВРИ видам, возможным к использованию в придорожной полосе существующих и проектируемых дорог, территорий общего пользования (информация о вхождении/невхождении участка в зону содержится в выписке из ИСОГД).

<данные изъяты>. В случае несоответствия испрашиваемого ВРИ видам, возможным к использованию в зоне режима охраны объектов культурного наследия (информация о вхождении/невхождении участка в зону содержится в выписке из ИСОГД).

<данные изъяты>. В случае несоответствия испрашиваемого ВРИ видам, возможным к использованию в водоохраной/прибрежной полосе (информация о вхождении/невхождении участка в зону содержится в выписке из ИСОГД).

<данные изъяты>. В случае отказа от оплаты изменения ВРИ.

<данные изъяты>. В случае неустранения причин, указанных в п. 8.2 Регламента, явившихся основанием для приостановки оказания Услуги.

<данные изъяты>. Несоответствие испрашиваемого ВРИ целевому назначению земельного участка.

Суд не учел, что классификатором установлен вид разрешенного использования земельных участков – «малоэтажная многоквартирная жилая застройка», однако с заявлением об изменении вида разрешенного использования с вида «для личного подсобного хозяйства» на указанный вид разрешенного использования, Мешалкин с.Г. не обращался.

Тот вид разрешенного использования земельного участка, на который Мешалкин С.Г. просил изменить существующий вид разрешенного использования, классификатором не предусмотрен.

Таким образом, учитывая, что изменение вида разрешенного использования земельного участка является прерогативой главы администрации органа местного самоуправления, отказ в предоставлении услуги должен быть мотивированным, свой отказ администрация мотивировала, при этом приведенные основания к отказу в изменении вида разрешенного использования соответствуют регламенту.

При таких обстоятельствах оснований считать отказ незаконным и обязывать администрацию изменить вид разрешенного использования земельного участка на тот вид, о котором Мешалкин С.Г. не испрашивал, у суда не имелось, поскольку администрация дала ответ на то заявление, которой ей поступило.

Следовательно, выводы суда об удовлетворении административного иска основаны на неверном толковании норм материального закона, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении административного иска Мешалкина С. Г. отказать.

Председательствующий

Судьи