Судья: Головань Р.М. дело № 33а-5709/2022
УИД 61RS0003-01-2021-007414-18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 апреля 2022 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда
в составе:
председательствующего Яковлевой Э.Р.,
судей: Последова А.Ю., Медведева С.Ф.,
при помощнике судьи Вороной Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Губернатору Ростовской области ФИО2, Правительству Ростовской области, заинтересованное лицо: министерство транспорта Ростовской области, об оспаривании решения, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Последова А.Ю., судебная коллегия по административным делам
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Губернатору Ростовской области ФИО2 и Правительству Ростовской области об оспаривании решения.
В обоснование заявленных требований административного иска указано, что на праве собственности принадлежат: с 13 мая 2016 года земельный участок с кадастровым номером .., расположенный по адресу: ..; с 21 сентября 2020 года земельный участок с кадастровым номером .., расположенный по адресу: ..
На основании распоряжения Правительства Ростовской области от 6 апреля
2020 года № 212 у ФИО1 изъяты земельные участки для государственных нужд Ростовской области, а именно: для размещения автомобильной дороги обход территории Украины автомобильной дорогой общего пользования г. Миллерово -
г. Луганск (до границы Украины).
Однако автомобильная дорога была построена еще до вынесения указанного распоряжения. Автомобильная дорога «Обход территории Украины автомобильной дорогой общего пользования «г. Миллерово - г. Луганск (до границы Украины)» включена в инвестиционную программу Ростовской области на 2014 года, утвержденную постановлением Правительства Ростовской области от 30 апреля 2014 года № 303.
В 2014 году министерством транспорта Ростовской области выдано разрешение №1-С от 28 октября 2014 года для строительства, реконструкции автомобильной дороги общего пользования г. Миллерово - г. Луганск (длина 5, 3 км, категория - III), расположение - Ростовская область, Миллеровский район, срок действия разрешения - до 31 декабря 2015 года.
12 ноября 2014 года между .. (сейчас ..») и Министерством транспорта Ростовской области заключен государственный контракт № 257- ГК на выполнение работ по строительству автомобильной дороги.
30 мая 2016 года первым заместителем министра транспорта Ростовской области утвержден Акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченной строительством автомобильной дороги обход территории Украины автомобильной дорогой общего пользования г. Миллерово - г. Луганск (до границы Украины).
В соответствии с государственной программой Ростовской области «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 17 октября 2018 года № 645, министерство транспорта Ростовской области осуществляло процедуру изъятия земельных участков по объекту «Строительство автомобильной дороги обход территории Украины автомобильной дорогой общего пользования г. Миллерово - г. Луганск (до границы Украины)».
Постановлением Правительства Ростовской области от 19 декабря 2019 года
№ 951 утвержден Проект планировки и проект межевания территории размещения автомобильной дороги обход территории Украины автомобильной дорогой общего пользования г. Миллерово - г. Луганск (до границы Украины).
Распоряжением Правительства Ростовской области от 6 апреля 2020 года № 212 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Ростовской области» установлено, что земельные участки ФИО1 подлежат изъятию.
Таким образом, имело место нарушение порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, установленных Земельным кодексом РФ, поскольку в период с 2016 года по настоящее время ФИО1 фактически была лишена возможности и права пользоваться указанными земельными участками, а с
2020 года - также лишена возможности распоряжаться ими.
С учетом изложенного, ФИО1 просила суд признать незаконным распоряжение Правительства Ростовской области от 6 апреля 2020 года № 212 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Ростовской области» в части земельных участков с кадастровым номером .. - площадью 2201 кв.м., и кадастровым номером .., площадью 89950 кв.м, расположенных по адресу: .., в связи с несоответствием порядку изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд нормам, установленным ст. ст. 49, 56 (3), 56 (6), 56 (7), Главы VII. 1 - Земельного кодекса Российской Федерации, обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 ноября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
В обоснование доводов жалобы ФИО1 ссылается на обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд первой инстанции и отмечает, что выводы, положенные в основу решения суда, не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку со стороны административных ответчиков фактически имеет место нарушение порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, установленных нормами ст.ст. 49, 56.3, 56.6, 56.7 Главы VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку строительство дороги было окончено еще в мае 2016 года, с указанного времени по настоящее время ФИО1 фактически была лишена возможности и права пользоваться земельными участками, однако указанным доводам судом оценка не была дана.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО3 апелляционную жалобу поддержал по доводам, в ней изложенным, просил решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Правительства Ростовской области и Губернатора Ростовской области ФИО4, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Дело рассмотрено в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в отсутствие административного истца ФИО1 и представителя заинтересованного лица Министерства транспорта Ростовской области, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия по административным делам не усматривает предусмотренных положениями ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и п. 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и п. 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого распоряжения незаконным. Суд также пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченными лицами в соответствии с требованиями действующего законодательства и прав административного истца не нарушает.
Самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований суд признал пропуск ФИО1 установленного ст. 219 КАС РФ срока для обращения в суд.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В силу п. 2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно п. 1 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в т.ч. для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Положениями п. 1 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
На основании п. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
Согласно п. 10.1 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе резервирования земель, изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации.
Положениями Областного закона Ростовской области от 22 июля 2003 года № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» принятие решений о резервировании земель и изъятии земельных участков для государственных нужд Ростовской области (региональных нужд) в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, отнесено к компетенции Правительства Ростовской области (ст. 4).
В соответствии со ст. 1 Областного закона Ростовской области от 1 августа
2011 года № 635-ЗС «О Правительстве Ростовской области», Правительство Ростовской области является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти Ростовской области общей компетенции. Правительство Ростовской области возглавляет систему органов исполнительной власти Ростовской области и осуществляет на всей территории Ростовской области исполнительно-распорядительную деятельность по реализации полномочий Ростовской области по предметам ведения Ростовской области и полномочий Ростовской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, а также отдельных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ (ч. 1 – ч. 3).
В силу ст. 13 Областного закона Ростовской области от 1 августа 2011 года № 635-ЗС «О Правительстве Ростовской области», Правительство Ростовской области осуществляет свои полномочия на заседаниях, если иное не предусмотрено Регламентом Правительства Ростовской области. Заседания Правительства Ростовской области проводятся в порядке и в сроки, предусмотренные Регламентом Правительства Ростовской области. Заседание Правительства Ростовской области считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Правительства Ростовской области.
На основании ст. 14 Областного закона Ростовской области от 1 августа 2011 года № 635-ЗС «О Правительстве Ростовской области», правовые акты, не имеющие нормативного правового характера, принимаются в форме распоряжений Правительства Ростовской области (ч. 2).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, истице на праве собственности принадлежат: с 13 мая 2016 года земельный участок с кадастровым номером .., расположенный по адресу: ..; с 21 сентября 2020 года земельный участок с кадастровым номером .., расположенный по адресу: ..
На основании распоряжения Правительства Ростовской области от 6 апреля
2020 года № 212 у правообладателей, в частности у ФИО1, изъяты земельные участки для государственных нужд Ростовской области, а именно для размещения автомобильной дороги общего пользования г. Миллерово - г. Луганск (до границы Украины).
До вынесения указанного распоряжения были совершены следующие административные действия.
Так, автомобильная дорога обход общего пользования «г. Миллерово - г. Луганск (до границы Украины)» включена в инвестиционную программу Ростовской области на 2014 года, утвержденную постановлением Правительства Ростовской области от
30 апреля 2014 года № 303. ..;
В 2014 году министерством транспорта Ростовской области выдано разрешение №1-С от 28 октября 2014 года для строительства, реконструкции автомобильной дороги обход территории Украины автомобильной дорогой общего пользования
г. Миллерово - г. Луганск (длина 5, 3 км, категория - III), расположение - Ростовская область, Миллеровский район, срок действия разрешения - до 31 декабря 2015 года.
12 ноября 2014 года между .. (сейчас .. и Министерством транспорта Ростовской области заключен государственный контракт № 257- ГК на выполнение работ по строительству автомобильной дороги.
30 мая 2016 года первым заместителем министра транспорта Ростовской области утвержден Акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченной строительством автомобильной дороги обход территории Украины автомобильной дорогой общего пользования г. Миллерово - г. Луганск (до границы Украины).
В соответствии с государственной программой Ростовской области «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 17 октября 2018 года № 645, министерство транспорта Ростовской области осуществляло процедуру изъятия земельных участков по объекту «Строительство автомобильной дороги обход территории Украины автомобильной дорогой общего пользования г. Миллерово - г. Луганск (до границы Украины)».
Постановлением Правительства Ростовской области от 19 декабря 2019 года
№ 951 утвержден Проект планировки и проект межевания территории размещения автомобильной дороги обход территории Украины автомобильной дорогой общего пользования г. Миллерово - г. Луганск (до границы Украины).
На основании полученного поручения (разрешения) Губернатора Ростовской области от 2 марта 2020 года № 15/1021 инициирована подготовка оспариваемого распоряжения от 6 апреля 2020 года в Правительстве Ростовской области состоялось заседание в режиме видеоконференции, на котором присутствовали 23 члена Правительства (из 26). На данном заседании принято соответствующее решение об изъятии земельных участков для государственных нужд Ростовской области, о чем в материалы дела представлен протокол от 06 апреля 2020г. № 14.
Распоряжением Правительства Ростовской области от 6 апреля 2020г. № 212 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Ростовской области» у правообладателей, в том числе, у ФИО1, изъяты земельные участки для государственных нужд Ростовской области, а именно для размещения автомобильной дороги общего пользования г. Миллерово - г. Луганск (до границы Украины).
9 апреля 2020г. указанное распоряжение № 212 опубликовано на официальном сайте Правительства Ростовской области (pravo.donland.ru).
Также в рамках судебного разбирательства установлено, что копия оспариваемого распоряжения № 212 и проект соглашения об изъятии земельного участка с кадастровым номером .. направлены ФИО1 согласно письму министерства транспорта Ростовской области от 28 августа 2020 года № 15.3/1374 и получены адресатом 20 сентября 2020 года; копия оспариваемого Распоряжения № 212 и проект соглашения об изъятии земельного участка с кадастровым номером .. (ранее ..) были направлены предыдущему собственнику .. согласно письму министерства транспорта Ростовской области от 28 августа 2020 года
№ 15.3/1375.
Таким образом, с учетом доводов сторон административного дела и представленных ими доказательств, выводы суда первой инстанции о соблюдении требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок вынесения оспариваемого распоряжения, представляются судебной коллегии правильными.
Вынесение оспариваемого распоряжения входило в полномочия Правительства Ростовской области, определенных положениями что следует из положений Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Областного закона Ростовской области от 22 июля 2003 года № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области».
Процедура принятия указанного распоряжения, предусмотренная Областным законом Ростовской области от 1 августа 2011 года № 635-3C «О Правительстве Ростовской области», в том числе, в части наличия кворума на заседании Правительства Ростовской области, также соблюдена.
Суд первой инстанции обоснованно обратил внимание на то обстоятельство, что процедура изъятия земельных участков с кадастровыми номерами .. и .. была инициирована в 2014 году, т.е. до того, как ФИО1 стала собственником указанных земельных участков.
Следовательно, доводы ФИО1 о нарушении ее прав и законных интересов оспариваемым распоряжением, нельзя признать обоснованными, поскольку приобретая указанные земельные участки она была осведомлена о предстоящим их изъятии и невозможности их использования по назначению.
Кроме того, обоснованным представляется вывод суда первой инстанции о пропуске административным истцом процессуального срока для обращения в суд с данным иском, как самостоятельном основаниии для отказа в его удовлетворении.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно п. 14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельного участка может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии.
Судом установлено, что копия оспариваемого распоряжения № 212 и проект соглашения об изъятии земельного участка с кадастровым номером .. получены ФИО1 20 сентября 2020 года.
В отношении земельного участка с кадастровым номером .. копия распоряжения и проект соглашения об изъятии были направлены предыдущему собственнику - ..
Таким образом, приобретая данный земельный участок 21 сентября 2020 года, ФИО1 не могла не знать о том, что он подлежит изъятию и не может ею быть использован по назначению.
Обстоятельства получения распоряжения № 212 и проекта соглашения об изъятии земельного участка именно 20 сентября 2020 года представителем административного истца не оспаривались.
Однако, несмотря на указанные обстоятельства, ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением 21 сентября 2021 года, т.е. спустя
9 месяцев после истечения предусмотренного законом 3-х месячного срока на обжалование данного распоряжения и фактически спустя 1,5 года после его вынесения.
Судебная коллегия отмечает, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, судом не допущено.
Таким образом, предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда, в том числе, по доводам апелляционной жалобы, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Э.Р. Яковлева
Судьи: С.Ф. Медведев
А.Ю. Последов
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 апреля 2022 года