ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5717 от 08.11.2018 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Судья Яралиев Т.М.

Дело № 33а-5717

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 ноября 2018 г. г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Гончарова И.А., судей Гомленко Н.К. и Хаваева А.Г.

при секретаре судебного заседания Яхъяеве Т.Т.

с участием прокурора Магомедова А.И.

при рассмотрении апелляционной жалобы представителя администрации городского округа «город Дербент» ФИО1 (доверенность на л.д. 79) на решение Дербентского городского суда от 6 июля 2018 г., которым постановлено:

«административное исковое заявление прокурора г. Дербент удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» городского округа «город Дербент», выразившееся в не обеспечении пожарной безопасности насосной станции, расположенной по ул. Ленина, 99 г. Дербент.

Обязать МУП» Водопроводно-канализационное хозяйство» городского округа « город Дербент» устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности на объекте жизнеобеспечения - насосной станции, расположенной по ул. Ленина, 99 г.Дербента, а именно: оборудовать помещение насосной станции автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями таб.А.1 СП 13.130 2009 «Установки автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Нормы и правила проектирования»; оборудовать помещение насосной станции системой (установкой) оповещения людей о пожаре в соответствии с требованиями ст. 151 ФЗ от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.3.1 – п.4.1 таб. № 1, п.3 таб. № 2 раз.11 НПБ 104-03; обеспечить объект защиты огнетушителями по нормам согласно приложениям № 1 и 2, соблюдать указанные в паспорте сроки их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, согласно требованиям п. 70 ППР РФ № 390; укомплектовать имеющийся на территории пожарный щит противопожарным инвентарем, согласно требованиям пункта 482 ППР РФ; обеспечить прокладку электрических проводов в помещении насосной станции в соответствии с требованиями пункта 41 ППРО РФ; заменить электрические провода в помещении насосной станции с видимыми повреждениями в изоляции; установить в помещении насосной станции на путях эвакуации знаки пожарной безопасности; обеспечить здание насосной станции наличием табличек с номерами телефонов для вызова пожарной охраны; разработать и разместить в помещении насосной станции инструкцию о мерах пожарной безопасности, утвержденную руководителем, заменить в складском помещении электрические провода с видимыми нарушениями; заменить в складском помещении электропроводку, расположенную на горючей основе потолочного перекрытия; заменить в помещении сторожевой электрические провода с видимыми нарушениями; установить в помещении сторожевой электророзетки на не горючей основе (ППР в РФ п.41); а также обязать администрацию городского округа «город Дербент» профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности на насосной станции, расположенной по ул. Ленина, 99 в г. Дербенте.

Обязать администрацию городского округа «город Дербент» профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности на насосной станции, расположенной по ул. Ленина, 99 г. Дербента».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Гомленко Н.К., заключение прокурора Магомедова А.Р., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор г. Дербент обратился в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то, что в рамках проверки, проведенной по обращению директора МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» о нарушениях санитарных зон насосных станций и артезианских скважинах, выявлены факты нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности на насосной станции, расположенной по ул. Ленина, 99 г. Дербент. В ходе проверки выявлено, в частности, что помещение насосной станции не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями таб. А.1 СП 13.130 2009 «Установки автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Нормы и правила проектирования»; не оборудовано помещение насосной станции системой (установкой) оповещения людей о пожаре в соответствии с требованиями ст. 151 ФЗ от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.3.1 – п.4.1 таб. № 1, п.3 таб. № 2 раз.11 НПБ 104-03; объект защиты не обеспечен огнетушителями по нормам согласно приложениям № 1 и 2; не соблюдены указанные в паспорте сроки их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, согласно требованиям п. 70 ППР РФ № 390; имеющийся на территории пожарный щит не укомплектован противопожарным инвентарем, согласно требованиям пункта 482 ППР РФ; не обеспечена прокладка электрических проводов в помещении насосной станции в соответствии с требованиями пункта 41 ППРО РФ; электрические провода с видимыми повреждениями в изоляции не заменены в помещении насосной станции; не установлены в помещении насосной станции на путях эвакуации знаки пожарной безопасности; здание насосной станции не обеспечено наличием табличек с номерами телефонов для вызова пожарной охраны; не разработана и не размещена в помещении насосной станции инструкция о мерах пожарной безопасности, утвержденная руководителем; не заменены в складском помещении электрические провода с видимыми нарушениями; в складском помещении не заменена электропроводка, расположенная на горючей основе потолочного перекрытия; не заменены в помещении сторожевой электрические провода с видимыми нарушениями; не установлены в помещении сторожевой электророзетки на не горючей основе (ППР в РФ п.41).

В целях устранения выявленных нарушений в адрес главы ГО «город Дербент» было внесено соответствующее представление, однако меры по устранению выявленных нарушений не приняты, нарушения норм противопожарной безопасности на объекте продолжают иметь место, указанные нарушения могут послужить причиной возникновения ситуации, возможными последствиями которой могут быть человеческие жертвы и уничтожение имущества.

Основной причиной сложившейся ситуации является недостаточное финансирование этих мероприятий учредителем - администрацией городского округа «город Дербент», которая закрепила за МУП имущество – насосную станцию, однако переданный объект не отвечает требованиям пожарной безопасности. В силу статьи 210 ГК РФ на собственнике имущества лежит бремя содержания этого имущества, собственник обязан предпринять меры по приведению объекта в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации ГО «город Дербент» просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что надлежащим ответчиком администрация ГО « город Дербент» не является, т.к. с 22 мая 2018 г. в отношении МУП ВКХ администрации ГО «город Дербент» введено внешнее управление, внешним управляющим назначен ФИО2, с этого времени полномочия собственника унитарного имущества прекращены.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным иском о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты, включая первичные средства пожаротушения.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 данного закона.

Пункт 2 ст. 63 данного закона предусматривает обязанность органов местного самоуправления проводить разработку и осуществлять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Проведенной прокуратурой города Дербент проверкой установлено, что в нарушение требований приведенных выше правовых положений административными ответчиками до настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности на насосной станции по ул. Ленина, 99 г. Дербент не устранены.

Так, помещение насосной станции не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями таб. А.1 СП 13.130 2009 «Установки автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Нормы и правила проектирования»; системой (установкой) оповещения людей о пожаре в соответствии с требованиями ст. 151 ФЗ от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.3.1 – п.4.1 таб. № 1, п.3 таб. № 2 раз.11 НПБ 104-03; насосная станция не обеспечена огнетушителями по нормам согласно приложениям № 1 и 2, не соблюдаются указанные в паспорте сроки их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, согласно требованиям п. 70 ППР РФ № 390; не укомплектован имеющийся на территории пожарный щит противопожарным инвентарем, согласно требованиям пункта 482 ППР РФ; не обеспечена прокладка электрических проводов в помещении насосной станции в соответствии с требованиями пункта 41 ППРО РФ; не заменены в насосной станции электрические провода с видимыми повреждениями в изоляции; не установлены в помещении насосной станции на путях эвакуации знаки пожарной безопасности; на здании насосной станции не имеется таблички с номерами телефонов для вызова пожарной охраны; не разработана и не размещена в помещении насосной станции инструкция о мерах пожарной безопасности, утвержденная руководителем; не заменены в складском помещении электрические провода с видимыми нарушениями; не заменена в складском помещении электропроводка, расположенная на горючей основе потолочного перекрытия; не заменены в помещении сторожевой электрические провода с видимыми нарушениями; в помещении сторожевой не установлены электророзетки на не горючей основе (ППР в РФ п.41); администрация городского округа «город Дербент» так и не профинансировала проведение указанных мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности на насосной станции, расположенной по ул. Ленина, 99 в г. Дербенте.

Суд пришел к правильному выводу, что надлежащим ответчиком по требованиям об устранении указанных нарушений является администрация ГО «город Дербент» и что в случае их не устранения, нарушения могут послужить причиной возникновения ситуации, последствиями которой могут быть человеческие жертвы и уничтожение имущества.

Выводы суда первой инстанции основаны на вышеуказанных нормах материального права, которые правильно применены судом к возникшим правоотношениям, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела.

В жалобе факт наличия указанных нарушений требований пожарной безопасности ответчиками не оспаривается.

Доводы жалобы представителя администрации ГО « город Дербент» о том, что в отношении МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» введено внешнее управление сроком до 15.11.2019 г., поэтому ответственность по обязательствам должника должна быть возложена на внешнего управляющего ФИО2, являются необоснованными. Согласно определению Арбитражного Суда РД от 22 мая 2018 г., внешнее управление в отношении МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» введено с 22.05.2018 г., однако с представлением об устранении нарушений требований пожарной безопасности в адрес главы ГО «город Дербент», а затем с исковым заявлением в Дербентский городской суда прокуратура г. Дербент обратилась до указанного времени, следовательно, ответчик судом определен правильно. Тем более, что судом к участию по делу был привлечен внешний управляющий МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» ФИО2. в судебном заседании принимал участие его представитель ФИО3, которая признала исковые требования прокурора г. Дербент.

С учетом изложенного оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены или изменения решения суда, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не усматривается.

Руководствуясь статьям 308-309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 6 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа «город Дербент» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи