ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5746/18 от 19.12.2018 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Герасимова Е.В. Дело № 33а-5746/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Костикова С.И.,

судей Ткач Е.И., Корнюшенкова Г.В.,

при секретаре Ульяновой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 03 октября 2018 года, которым исковые требования ФИО1 к и.о. начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Калининградской области ФИО2, прокуратуре Калининградской области о признании ответа незаконным, обязании провести проверку, предоставить ответ по существу, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Ткач Е.И., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванными требованиями, указав, что 13 апреля 2018 года он обратился в прокуратуру Калининградской области с жалобой, в которой просил провести проверку деятельности Калининградской областной Думы, ее депутатов в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Указывал на то, что Калининградская областная Дума не является представительным, законодательным органом, депутаты Думы не представляют интересы жителей Калининградской области. Приводил доводы многочисленных нарушений должностными лицами.

С ответом от 15 мая 2018 года за подписью и.о. начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Калининградской области ФИО2 он не согласен, поскольку прокуратурой проверка не проводилась. Просил обязать прокуратуру провести проверку деятельности Калининградской областной Думы и ее депутатов. Также просил взыскать с прокуратуры Калининградской области судебные расходы в размере 42 рубля за изготовлении копии телефонного справочника Калининградской областной Думы, компенсировать моральный вред в размере ежемесячного дохода председателя Калининградской областной Думы П. в размере <данные изъяты> рублей, обязать ФИО2 возместить ущерб прокуратуре в течение десяти календарных месяцев или ранее.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе, ФИО1 ставит вопрос об отмене решения районного суда с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм процессуального и материального права.

В судебном заседании апелляционной инстанции ФИО1 поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение районного суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального и материального права.

Административные ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель Калининградской областной Думы в судебное заседание не явился, представил суду письменное возражение, в которой указано на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Неявка в судебное заседания административных ответчиков не препятствует рассмотрению дела в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1).

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 1).

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (ч. 1 ст. 2).

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч. 1 ст. 12).

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ч. 2 ст. 1).

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд (ч. 1 ст. 10).

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 2 ст. 10).

Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2013 № 45 устанавливается единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации.

Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством (п. 5.1).

В соответствии со ст. 6 Закона Калининградской области от 18 января 1996 года № 30 «О вступлении в действие Устава (Основного Закона) Калининградской области» государственную власть в Калининградской области осуществляют органы государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ч. 1).

Систему органов государственной власти Калининградской области составляют: высшее должностное лицо Калининградской области - Губернатор Калининградской области; законодательный (представительный) орган государственной власти Калининградской области - Калининградская областная Дума; высший исполнительный орган государственной власти Калининградской области - Правительство Калининградской области;иные исполнительные органы государственной власти Калининградской области в соответствии со структурой, определенной Губернатором Калининградской области;судебный орган Калининградской области - Уставный Суд Калининградской области (ч. 2).

Согласно ст. 1 Уставного закона Калининградской области от 04 мая 2010 года № 439 «О Калининградской областной Думе»законодательный (представительный) орган государственной власти Калининградской области - Калининградская областная Дума - является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Калининградской области (ч. 1).

Областная Дума осуществляет свою деятельность на принципах законности, самостоятельного осуществления принадлежащих ей полномочий, гласности и подконтрольности населению (ч. 3).

В статье 7 названного закона Калининградской области установлены полномочия областной Думы.

Статьей 10 установлена структура областной Думы.

Председатель областной Думы представляет областную Думу в отношениях с населением, органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями (пп. 1 п. 1 ст. 12).

Как следует из материалов дела, 13 апреля 2018 года ФИО1 обратился в прокуратуру Калининградской области с жалобой, в которой просил провести проверку по факту полномочий Калининградской областной Думы, ее депутатов.

В этот же день жалоба ФИО1 была принята и зарегистрирована в прокуратуре Калининградской области.

В ходе проведенной проверки прокуратурой Калининградской области была получена информация с Калининградской областной Думы о неоднократном обращении ФИО1 непосредственно в областную Думы по вопросу ее полномочий (23 января 2018 года, 26 февраля 2018 года, 01 марта 2018 года), которые были рассмотрены и направлены в адрес заявителя ответы.

15 мая 2018 года в адрес ФИО1 направлен ответ на его жалобу за подписью и.о. начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Калининградской областной прокуратуры ФИО2, в которой было дано разъяснение, что Калининградская областная Дума является законодательным (представительным) органом государственной власти Калининградской области в соответствии с законами Калининградской области.

Оценивая обстоятельства дела, представленные доказательства, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что письменное обращение ФИО1 должностным лицом прокуратуры рассмотрено в установленном порядке, и в установленные сроки, в адрес заявителя направлен ответ со ссылками на законы Калининградской области. Отказывая в удовлетворении заявленных требований ФИО1, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что административным ответчиком не было допущено нарушений прав и свобод административного истца.

Принимая во внимание вышеизложенное судебная коллегия, считает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства. Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 03 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи