ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5747/17 от 05.12.2017 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Хасавюртовский районный суд РД

Судья Дибирасулаев А.Ж.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 декабря 2017 г. по делу N 33а-5747/2017, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи – Хираева Ш.М.,

судей – Хаваева А.Г., Гончарова И.А.,

при секретаре – Муртазаалиевой П.Х.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. административное дело по апелляционной жалобе главы МО «село Муцалаул» Юсупова Х.Н. на решение Хасавюртовского районного суда от 27 сентября 2017 года по делу по административному исковому заявлению прокурора Хасавюртовского района РД в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «село Муцалаул» Хасавюртовского района РД о понуждении к опубликованию сведений о численности муниципальных служащих администрации с указанием фактических затрат на их денежное содержание за I и II кварталы 2017 года,

установила:

Прокурор Хасавюртовского района РД обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просил признать бездействие администрации муниципального образования «село Муцалаул» Хасавюртовского района РД, выразившееся в не опубликовании сведений о численности муниципальных служащих администрации с указанием фактических затрат на их денежное содержание за I и II кварталы 2017 года, незаконным, и обязать администрацию муниципального образования «село Муцалаул» Хасавюртовского района РД опубликовать сведения о численности муниципальных служащих администрации с указанием фактических затрат на их денежное содержание за I и II кварталы 2017 года.

В обоснование требований указав, что прокуратурой Хасавюртовского района РД проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере противодействия коррупции, а также бюджетного законодательства в деятельности муниципального образования «село Муцалаул» Хасавюртовского района РД, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства. Ссылаясь на положения ст. 1, ст. 14, п. 6.1 ст. 37, ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», указывает, что требования действующего законодательства администрацией муниципального образования «село Муцалаул» Хасавюртовского района РД не исполняются, административным ответчиком сведения о численности муниципальных служащих администрации с указанием фактических затрат на их денежное содержание за I и II кварталы 2017 года на публикацию в печатное издание «Вести Хасавюртовского района», не предоставлялись, на официальном сайте муниципального образования сельского поселения указанные сведения отсутствуют? Не опубликование указанных сведений может создать коррупционное проявление путём внесения изменений в неопубликованные для всеобщего сведения правовой акт, создают предпосылки для нецелевого расходования бюджетных средств, произвольного изменения сведений о доходной и расходной части бюджета, а также фактических затрат на денежное содержание муниципальных служащих, отсутствия контроля за неисполнением местного бюджета, росту недоверия к органам местного самоуправления со стороны жителей муниципального образования и района.

Решением Хасавюртовского районного суда от 27 сентября 2017 года исковые требования прокурора Хасавюртовского района РД удовлетворены, судом постановлено: «Признать бездействие администрации муниципального образования «село Муцалаул» Хасавюртовского района РД, выразившееся в не опубликовании сведений о численности муниципальных служащих администрации с указанием фактических затрат на их денежное содержание за I и II кварталы 2017 года, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «село Муцалаул» Хасавюртовского района РД опубликовать сведения о численности муниципальных служащих администрации с указанием фактических затрат на их денежное содержание за I и II кварталы 2017 года в средствах массовой информации в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда».

На указанное решение главой МО «село Муцалаул» Юсуповым Х.Н. подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене названного решения суда.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Юсупов Х.Н. указывает, что вины муниципального образования «село Муцалаул» в том, что не опубликованы сведения о численности муниципальных служащих администрации с указанием фактических затрат на их денежное содержание за I и II кварталы 2017 года нет, так как для этого необходимы финансовые средства, но их у администрации не имеется. Законодательством прямо предусмотрено официальное опубликование за счет средств соответствующего бюджета. В связи с этим, суд должен был отказать в удовлетворении иска, и тем самым суд неправильно определил обстоятельства, имеющие огромное значение для дела.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Хасавюртовского района РД Битаров Ю.А. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу истца – без удовлевторения.

Дело рассмотрено согласно статье 150 КАС РФ, в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), изучив доводы апелляционной жалобы и возражения, заслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан Магомедова А.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов» дела и установлено судом в ходе проведения прокуратурой Хасавюртовского района исполнения требований законодательства в сфере противодействия коррупции, а также бюджетного законодательства в деятельности муниципального образования «село Муцалаул» Хасавюртовского района РД, установлено, что в нарушение требований закона официально не опубликованы сведения о численности муниципальных служащих администрации с указанием фактических затрат на их денежное содержание за I и II кварталы 2017 года

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.

В силу ст. 5 Бюджетного кодекса РФ, решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.

Согласно ст. 36 Бюджетного кодекса РФ, принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией).

Согласно ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Согласно п.п. «б» п. 7 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», к информации о деятельности органа местного самоуправления, подлежащей размещению в сети «Интернет», отнесены сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» к одному из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение ее в сети «Интернет». По ст. 10 названного закона организация доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», осуществляется путем размещения данной информации в созданных официальных сайтах с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информации может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, перечисленных в ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», в число которых входят, в частности принципы публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Из представленных материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной 31.08.2017 года прокуратурой Хасавюртовского о района, выявлен факт того, что администрацией муниципального образования «село Муцалаул» Хасавюртовского района РД информация о численности муниципальных служащих администрации с указанием фактических затрат на их денежное содержание за I и II кварталы 2017 года на публикацию в печатное издание «Вести Хасавюртовского района», не предоставлялась, на официальном сайте муниципального образования сельского поселения указанная информация не размещалась.

Бездействие администрации муниципального образования «село Муцалаул» Хасавюртовского района РД, выразившееся в не опубликовании сведений о численности муниципальных служащих администрации с указанием фактических затрат на их денежное содержание за I и II кварталы 2017 года на официальном сайте муниципального образования «село Муцалаул» Хасавюртовского района РД в сети «Интернет» и в средствах массовой информации является незаконным, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку не исполняются принцип прозрачности бюджетной системы, а также требования о противодействии коррупции, поскольку ограничивает установленное законом право граждан на получение официальной информации о численности муниципальных служащих администрации муниципального образования «село Муцалаул» Хасавюртовского района РД с указанием расходов на оплату их труда из местного бюджета.

Устранение нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежит путем возложения на администрацию муниципального образования «село Муцалаул» Хасавюртовского района РД обязанности опубликовать сведения о численности муниципальных служащих администрации с указанием фактических затрат на их денежное содержание за I и II кварталы 2017 года в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы не являются основанием к отмене решения суда, при принятии которого суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений, возникших между сторонами по настоящему делу, и, исходя из этого, верно установил юридически значимые обстоятельства, а также закон, подлежащий применению, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не установлено.

Таким образом, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан,

определила:

решение Хасавюртовского районного суда от 27 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы МО «село Муцалаул» Юсупова Х.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи