72RS0<.......>-76
Номер дела в суде первой инстанции 2а-6816/2020
Дело <.......>а-5753/2021
Апелляционное определение
г. Тюмень |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1, |
судей | Галяутдиновой Е.Р., ФИО2, |
при секретаре | ФИО3, |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Центрального районного суда города Тюмени от <.......>, которым постановлено:
«В удовлетворении требований ФИО4 отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Галяутдиновой Е.Р., представителя административного истца ФИО11, настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, представителя административного ответчика <.......>ФИО8, представителя заинтересованного лица Управления Федерального казначейства по <.......>ФИО5, полагавшими апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением, с учетом дополнений к нему (л.д.104 т.1) к <.......> о признании незаконным представления прокурора <.......>ФИО6 от <.......><.......> о совершении ФИО4 незначительного коррупционного правонарушения, выразившегося в незаполнении раздела 7 справки о доходах супруга за 2019 год и не сообщении о транспортных средствах марки «Volkswagen Multivan» и «Ford Kuga», переданных им в результате безвозмездной сделки, о возложении обязанности на прокурора <.......>ФИО6 устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Требования мотивированы тем, что ФИО4 является казначеем отдела централизованной бухгалтерии Управления Федерального казначейства по <.......>. Осенью 2020 года прокуратурой <.......> в Управлении Федерального казначейства по <.......> (далее – УФК по <.......>) проведена проверка на предмет соблюдения Федерального закона от <.......> №273-ФЗ «О противодействии коррупции», по итогам которой в адрес УФК по <.......> вынесено представление о том, что ФИО4 не заполнила раздел 7 справки о доходах своего супруга за 2019 год и не сообщила о транспортных средствах марки «Volkswagen Multivan» и «Ford Kuga», переданных им в результате безвозмездной сделки истцу. Указанное представление считает незаконным, поскольку ФИО4 в отношении себя указала в подразделе 3.2 сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 года, в том числе сведения об указанных автомобилях, полученных ею от супруга по безвозмездным сделкам. Полагает, что раздел 7 справки о доходах своего супруга за 2019 год, необходимо было заполнять, если бы второй стороной сделки было третье лицо или несовершеннолетний ребенок госслужащего. Не заполнение данного раздела не имеет признаков сокрытия сведений об имуществе. Кроме того, имущество супругов, является их совместной собственностью, независимо от того, на чьё имя зарегистрировано такое право. Полагает, что Методические рекомендации по вопросам предоставления сведений и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за 2019 год), изложенные в письме Минтруда РФ от <.......><.......>/В-11200, носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения. Одновременно в административном иске изложены доводы о несогласии с заключением служебной проверки, вынесенным УФК по <.......> по результатам проведения проверки, которым признаны недостоверными сведения о доходах и расходах супруга за 2019 год, представленные ФИО4 В связи с изложенным полагает, что права административного истца нарушены.
Определением Центрального районного суда г. Тюмени от <.......>, в качестве заинтересованного лица по делу привлечено Управление Федерального казначейства по <.......> (л.д.2).
Представитель административного истца ФИО11, действующий на основании доверенности от <.......> (л.д. 50,51), в судебном заседании суда первой инстанции требования административного иска поддержал по основаниям, изложенным в нем.
Представитель административного ответчика <.......>ФИО8, действующая на основании доверенности от <.......> (л.д.237), в судебном заседании возражала против иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 52). Представитель заинтересованного лица ФИО9, действующая на основании доверенности <.......> от <.......> (л.д.235), в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска ФИО4
Административный истец ФИО4 в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, дело рассмотрено в ее отсутствие при надлежащем извещении.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна ФИО4, повторяя доводы административного искового заявления, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик <.......>, заинтересованное лицо УФК по <.......>, полагают решение суда первой инстанции законным и не подлежащим отмене.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокуратура Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 1 Федерального закона РФ от <.......><.......> «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Согласно Федерального закона от <.......><.......> «О прокуратуре Российской Федерации» одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.
В силу пункта 3 статьи 22 Федерального закона от <.......><.......>, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Так материалами дела и судом первой инстанции установлено, что в период с <.......> по <.......>, в соответствии с планом работы отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции на второе полугодие 2020 года, прокуратурой <.......> проведена проверка Управления Федерального казначейства по <.......>, по результатам которой выявлены факты нарушения заполнений деклараций о доходах, в том числе, в отношении ФИО4 (л.д. 13).
По итогам проверки прокурором <.......>ФИО10 внесено представление от <.......><.......> в адрес руководителя Управления Федерального казначейства по <.......>, в связи с выявлением фактов предоставления государственными служащими недостоверных сведений о принадлежащем им имуществе, о своих доходах, доходах, полученными их супругами, в том числе указано о том, что казначей отдела централизованной бухгалтерии ФИО4 не заполнила раздел 7 справки о доходах супруга ФИО11 за 2019 год и не сообщила о транспортных средствах марки «<.......>», переданных им в результате безвозмездной сделки (л.д.66).
В связи с установлением указанных фактов нарушений, прокурором внесено оспариваемое представление для принятия мер по устранению отмеченных нарушений законности и рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, допустивших указанные в представлении нарушения действующего законодательства и не обеспечивших должный контроль за работой подчиненных сотрудников (л.д. 12-14).
На основании приказа Управления Федерального казначейства <.......> от <.......><.......> проведена служебная проверка, по результатам которой установлено, что сведения о доходах и расходах, об имуществе в отношении супруга ФИО4 – ФИО7 за 2019 год, предоставленные ФИО4, являются недостоверными, комиссией предложено обратиться к руководителю УФК по <.......> с рекомендацией о не применении к ФИО4 дисциплинарного взыскания в связи с незначительностью коррупционного правонарушения.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что прокурором <.......> оспариваемое представление от <.......> было внесено в рамках действующего законодательства в пределах, представленных ему полномочий, нарушений прав административного истца не допущено.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Государственная гражданская служба как особый вид государственной службы граждан Российской Федерации регулируется Федеральным законом от <.......> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации)
Как указано в п. п. 1, 5, 6 ч. 1 ст. 18 Закона № 79-ФЗ гражданский служащий должен исполнять должностные обязанности добросовестно на высоком профессиональном уровне; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для государственных служащих.
Пунктом 3.2 части 1 статьи 8 Федерального закона РФ от <.......> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрена обязанность лиц, замещающих должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Перечнем должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральном казначействе, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденным приказом Федерального казначейства Российской Федерации от <.......><.......>н, действовавшим на момент спорных отношений, установлено, что казначей управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации обязан предоставлять указанные сведения по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от <.......><.......> «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».
Порядок предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Федеральном казначействе утвержден приказом Федерального казначейства от <.......><.......>н, согласно подпункту «а» пункта 2, п. 3, 4, подпункта «б» п. 8 которого гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, предусмотренную Перечнем и включенную в перечень должностей, утвержденный приказом <.......>н, представляет ежегодно, в том числе сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
В соответствии с Методическими рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам представлении сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год) в соответствии с пунктами 159, 160, 161 при заполнении раздела 7 справки, к безвозмездной сделки отнесены договор дарения, соглашение о разделе имущества, договор об определении долей.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что административный истец, являясь государственным служащим обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруга) и несовершеннолетних детей.
Факт неуказания соответствующих сведений не оспаривается административным истцом ФИО4
Названные Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изложенные в письме Минтруда РФ от <.......><.......>/В-11200, действительно носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом.
Вместе с тем, пунктом 2 раздела 4 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от <.......><.......> федеральным государственным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным корпорациям (компаниям), фондам и иным организациям, созданным Российской Федерацией на основании законов, а также организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, поручено при реализации требований законодательства о противодействии коррупции руководствоваться издаваемыми Минтрудом России методическими рекомендациями и другими инструктивно-методическими материалами.
Кроме того, в силу положений, изложенных в ч.1 ст.8 Федерального закона от <.......> №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указе Президента Российской Федерации от <.......> «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесение изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», ст.59.1, ч. 1 ст.59.2, ст.59.3 Федерального закона от <.......> №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 8 Федерального Закона от <.......> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ФИО4, являясь государственным гражданским служащим, обязана ежегодно подавать сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей по утвержденной Указом Президента Российской Федерации от <.......>, форме, где в разделе 7 «Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течении отчетного периода в результате безвозмездной сделки» следовало отразить имущество, которое в течение отчетного периода, супруг государственного гражданского служащего произвел отчуждение в т.ч. и по безвозмездной сделке, истцом же данное требование не исполнено.
При таких обстоятельствах, представление прокурора об устранении выявленных фактов нарушений, как акт реагирования, соответствует требованиям закона. Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции, вопреки доводам административного истца, в нем не содержится выводов о совершении ФИО4 незначительного коррупционного нарушения.
Довод истца об отсутствии обязанности указать об имуществе супруга, которое им передано по безвозмездной сделке ФИО4, в связи с отражением этих данных в доходах и имуществе ФИО4, а также об умысла на предоставление недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, не может быть принят во внимание, поскольку ФИО4, как государственный служащий в силу прямого указания закона обязана представлять достоверные и полные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга, в том числе об имуществе, переданном на основании безвозмездной сделки между ФИО4 и ее супругом.
Доводы относительно не согласия с заключением служебной проверки, вынесенного УФК по <.......> на основании оспариваемого представления прокурора, не имеет правового значения, как не относящегося к предмету спора. Кроме того, законность данного заключения являлась предметом судебной проверки, по результатам которой решением Калининского районного суда г. Тюмени от <.......>, вступившим в законную силу <.......>, в иске ФИО4 о признании заключения незаконным отказано. В связи с чем, доводы ФИО4 в данной части проверке не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы ФИО4 не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – не подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г.Тюмени от <.......> оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО4 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Кассационная жалоба (представление) могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи коллегии: