ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5768/2017 от 04.07.2017 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья-докладчик Папуша А.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего судьи Папуши А.С.,

судей Гусаровой Л.В., Туглаковой Л.Г.,

при секретаре судебного заседания Колесниковой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Областному государственному автономному учреждению «Братский лесхоз» о признании незаконными бездействия, обязании устранить допущенные нарушения

по апелляционным жалобам Министерства лесного комплекса Иркутской области, Областного государственного автономного учреждения «Братский лесхоз» на решение Братского городского суда Иркутской области от 6 апреля 2017 года,

У С Т А Н О В И Л А:

В обоснование административного искового заявления в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц Братский межрайонный природоохранный прокурор указал, что ОГАУ «Братский лесхоз» не осуществляется тушение лесных пожаров в темное время суток, что влечет несвоевременную локализацию и ликвидацию пожаров, их распространение на значительные площади, а также дотушивание лесных пожаров.

До 15 июня 2016 года функции по охране лесов, в том числе в части осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров было возложено на Агентство лесного хозяйства Иркутской области.

ОГАУ «Братский лесхоз» создано распоряжением администрации Иркутской области от 31 октября 2007 года <номер изъят>. Согласно пунктам 1.3, 2.3 Устава ОГАУ «Братский лесхоз» (в редакции от 2014 года) учреждение является специализированной некоммерческой организацией, созданной для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства. Основной целью деятельности учреждения является выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, для достижения которой учреждение выполняет работы по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров в соответствии с заданиями учредителя (пункты 2.4, 2.5).

В соответствии с Положением о порядке отнесения территорий лесного фонда Российской Федерации и не входящих в лесной фонд Российской Федерации лесов к зонам и районам охраны, утвержденным заместитетелем руководителя Рослесхоза 19 сентября 1997 года, охраняемая территория входящих в лесной фонд лесов подразделяется на зоны наземной и авиационной охраны, а зона авиационной охраны лесов подразделяется на районы, в которых тушение пожаров производится авиационными силами и средствами (районы авиационной охраны) и районы, в которых тушение пожаров производится наземными силами и средствами (районы наземной охраны). Отнесение территорий лесного фонда к районам охраны производится ежегодно при подготовке к пожароопасному сезону с учетом изменений местных условий, вызванных строительством новых путей транспорта, передислокацией наземных сил и средств, организацией дополнительных противопожарных объектов.

24 мая 2016 года Агентством лесного хозяйства Иркутской области утверждено государственное задание <номер изъят> на выполнение в 2016 году государственных работ ОГАУ «Братский лесхоз», пунктом 1.2 которого предусмотрено выполнение работ по тушению лесных пожаров в лесах на территории Братского лесничества Иркутской области силами наземных пожарных формирований на площади 1 259 410 га, включающие все предусмотренные статьей 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации работы.

Правила тушения лесных пожаров утверждены приказом Минприроды России от 8 июля 2014 года № 313 (далее - Правила тушения).

Согласно пункту 31 Правил тушения действия работников лесопожарных организаций по тушению лесного пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными после возращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации.

Пунктом 73 Правил тушения установлена особенность тушения лесных пожаров – в темное время суток работы по тушению лесных пожаров проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения.

Ликвидация лесного пожара является завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления лесного пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию. После ликвидации лесного пожара производится прекращение всех работ по тушению и возврат сил и средств пожаротушения к местам постоянной дислокации или направление их на тушение других лесных пожаров (пункт 67 Правил тушения).

В течение пожароопасного сезона 2016 года на территории Братского лесничества зарегистрировано 98 лесных пожаров, из них тушение 16 крупных лесных пожаров в Тарминском (<номер изъят>), Маральском (<номер изъят>), Илирском (<номер изъят>), Тангуйском (<номер изъят>), Вихоревском (<номер изъят>), Братском (<номер изъят>) участковых лесничествах осуществлялось более суток.

Согласно информации ОГАУ «Братский лесхоз» от 13 октября 2016 года <номер изъят> тушение лесных пожаров в темное время суток работниками пожарно-химических станций, созданных на базе автономного учреждения, в пожароопасный сезон 2016 года осуществлялось только с 22-00 до 24-00 часов. ОГАУ «Братский лесхоз» не имеет технических возможностей для обеспечения искусственного освещения при производстве работ по тушению лесных пожаров в темное время суток.

Таким образом, причиной прекращения тушения пожаров в темное время суток является отсутствие необходимого оборудования для обеспечения искусственного освещения и соблюдения техники безопасности.

Однако данные доводы для освобождения от обязанности по тушению пожаров в темное время суток приняты быть не могут, поскольку Правилами тушения определена необходимость круглосуточного тушения действующего лесного пожара до момента ликвидации, в том числе, в темное время суток с использованием искусственного освещения, а не установлено исключение необходимости тушения лесного пожара в темное время суток (прекращение, приостановление) в зависимости от наличия у подразделений по тушению пожаров необходимого оборудования по созданию искусственного освещения, фактической оснащенности лесопожарных формирований.

Кроме того, согласно пункту 4.2.2 Пособия для лесных пожарных Федеральной службы лесного хозяйства России 1994 года ночью пожары горят (распространяются) медленно, так как горючие материалы поглощают влагу из более сырого ночного воздуха. Поглощение влаги горючим материалом, дующие вниз по склону ветры, более низкая ночная температура, а также другие элементы ночной погоды обычно облегчают работу пожарных. Поэтому пожары, которые вышли из-под контроля в дневное время, удается той же пожарной командой потушить (ограничить распространение) ночью. Следует приложить все возможные усилия для полной локализации лесного пожара, чтобы на следующий день, когда создадутся условия его распространения, он не мог выйти за пределы локализованной площади. Это не означает, что следует отказаться от попытки тушения пожаров днем. Однако если не представляется возможным потушить пожар днем, основные усилия по борьбе с ним должны быть предприняты в ночное время.

В нарушение статей 52, 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации, Правил тушения лесных пожаров тушение лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения ОГАУ «Братский лесхоз» не осуществляется.

Согласно требованиям пункта 67 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных Приказом Минприроды от 8 июля 2014 года № 313, ликвидация лесного пожара является завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления лесного пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию.

Из пункта 68 Правил тушения лесных пожаров следует, что наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание заключается в ликвидации очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации. Проводится дотушивание всех очагов горения в полосе шириной до 50-70 метров (на расстоянии двойной высоты древостоя) от локализованной кромки лесного пожара в целях исключения возможного переброса огня за границы локализованной кромки.

В нарушение вышеуказанных требований при продолжении горения пожаров <номер изъят> все работы по их тушению были прекращены, а силы и средства пожаротушения возвращены к местам постоянной дислокации и направлены их на тушение других лесных пожаров, что привело к продолжению горения указанных пожаров в виде тления и последующего задымления жилых районов г. Братска и других населенных пунктов.

В результате бездействия ОГАУ «Братский лесхоз» по тушению пожаров в темное время суток, принятию мер к полной ликвидации пожаров (их дотушиванию) нарушаются принципы лесного законодательства, права граждан на благоприятную окружающую среду, а также Российской Федерации как собственника лесного фонда.

Все опрошенные в ходе проведенной прокуратурой проверки работники ОГАУ «Братский лесхоз» поясняют, что для тушения лесных пожаров в темное время суток им необходимо обеспечение искусственным освещением. В темное время суток производится не только опашка пожара с помощью бульдозера, имеющего фары, но и другие работы: отжиг кромки пожара, окапывание, тушение с применением ранцевых огнетушителей. При этом для выполнения данных работ средств искусственного освещения в ПХС не имеется, в связи с чем они были вынуждены приостанавливать либо не приступать к работам по тушению лесных пожаров.

Вместе с тем, фары автомобиля не являются специальной пожарно-технической продукцией и предназначены для освещения при эксплуатации транспортного средства, а не места работы лесопожарных бригад в темное время суток.

Непринятие мер к обеспечению искусственного освещения при тушении лесных пожаров в темное время суток свидетельствует о незаконном бездействии ОГАУ «Братский лесхоз».

С учетом уточнений административного искового заявления Братский межрайонный природоохранный прокурор просил суд признать незаконным бездействие ОГАУ «Братский лесхоз», выразившееся в непринятии мер к обеспечению искусственного освещения при тушении лесных пожаров в темное время суток; признать незаконным бездействие ОГАУ «Братский лесхоз», выразившееся в непринятии мер к дотушиванию локализованных лесных пожаров в темное время суток; обязать ОГАУ «Братский лесхоз» тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, осуществлять работы по дотушиванию локализованных лесных пожаров в темное время суток.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Дзвониская М.Н. административный иск поддержала.

В судебном заседании представитель административного ответчика ОГАУ «Братский лесхоз» Ермакова Е.Н., действующая на основании доверенности, административный иск не признала.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства лесного комплекса Иркутской области Суздалев В.В., действующий на основании доверенности, полагал, что административный иск не подлежит удовлетворению.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации, МЧС РФ, Администрации МО «Братский район» не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Решением суда административный иск Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц удовлетворен, признано незаконным бездействие ОГАУ «Братский лесхоз», выразившееся в непринятии мер к обеспечению искусственного освещения при тушении лесных пожаров в темное время суток, признано незаконным бездействие ОГАУ «Братский лесхоз», выразившееся в непринятии мер к дотушиванию локализованных лесных пожаров в темное время суток, на ОГАУ «Братский лесхоз» возложена обязанность тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, осуществлять работы по дотушиванию локализованных лесных пожаров в темное время суток.

В апелляционной жалобе Министерство лесного комплекса Иркутской области просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов к отмене решения указывает, что вывод суда первой инстанции о наличии стандартов, предъявляемых к осветительному оборудованию, не соответствует закону и противоречит установленным обстоятельствам дела. Законодательство не содержит понятия (дефиниции) «приборы искусственного освещения», поэтому свет автомобильных фар либо фонарей, имеющихся на гусеничной технике, используемой при тушении лесных пожаров, бытовые фонарики, также можно считать приборами искусственного освещения.

Считает, что вывод суда о том, что при тушении лесных пожаров лесхозом должно быть обеспечено искусственное освещение места работ оборудованием, отвечающим требованиям ГОСТ Р 53247-2009 с учетом технических требований, изложенных к НБП 192-2000, противоречит приказу Рослесхоза № 167 от 19 декабря 1997 года. ПХС оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. Перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС приведен в приложении к положению о ПХС, которое не содержит в указанном перечне приборов искусственного освещения, необходимых для тушения лесных пожаров в темное время суток. Указанные приборы в Перечне противопожарного инвентаря не указаны, поскольку в российском законодательстве не утверждены государственные стандарты на приборы искусственного освещения при тушении лесных пожаров в темное время суток.

Полагает, что без четкого регулирования на законодательном уровне не имеется необходимости прибегать к тушению лесных пожаров в темное время суток (за исключением возникновения угрозы населенным пунктам, жизни, здоровью и имущества граждан) с применением искусственного освещения в силу высокой степени риска гибели или увечья людей, участвующих в тушении пожара.

Обращает внимание на практику рассмотрения данной категории споров.

В апелляционной жалобе ОГАУ «Братский лесхоз» просит решение суда отменить и принять новое решение, отказав в удовлетворении административного иска в полном объеме.

В обоснование доводов к отмене решения указывает, что в примерном перечне пожарной техники, оборудования инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС в приложении 2 Приказа Рослесхоза № 167 от 19 декабря 1997 года, отсутствует оборудование для обеспечения искусственного освещения для тушения пожаров в темное время суток, в связи с чем приобретение подобного оборудования за счет бюджетных средств повлечет за собой их нецелевое использование.

Считает надуманными ссылки суда на ГОСТ Р 53247-2009 и НПБ 192-2000, так как эти стандарты разработаны для тушения пожаров в населенных пунктах, нефтебазах, предприятиях, в аэропортах и других социальных объектах, но не для лесных массивов.

Полагает, что решение Братского городского суда Иркутской области от 22 февраля 2017 года по гражданскому делу <номер изъят> по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц, которым отказано в удовлетворении исковых требований в части обязания лесхоза укомплектовать ПХС оборудованием для искусственного освещения, имеет преюдициальное значение для разрешения настоящего спора.

Заявитель жалобы не согласен с утверждением суда о том, что лесхоз не принимает меры к дотушиванию локализованных лесных пожаров в темное время суток.

Отмечает, что в соответствии с пунктом 651 Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утвержденных Приказом Минтруда России № 835н от 2 ноября 2015 года, и пунктом 2.3 Типовой инструкции по охране труда, тушению лесных пожаров ТОП Р-07-010-987, утвержденной Приказом Рослесхоза № 213 от 23 декабря 1998 года, тушение лесных пожаров производится только в светлое время суток.

В возражениях на апелляционные жалобы Братский межрайонный природоохранный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

В письменных пояснениях Федеральное агентство лесного хозяйства просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Изучив материалы административного дела, доводы апелляционных жалоб, возражений на них, письменных пояснений, заслушав доклад по делу, выслушав объяснения представителя Министерства лесного комплекса Иркутской области Бакленева Р.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, просившего решение суда отменить, объяснения прокурора Мусаева А.Ф., полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ОГАУ «Братский лесхоз» создано распоряжением администрации Иркутской области от 31 октября 2007 года <номер изъят>.

Согласно пунктам 1.3, 2.3 устава, ОГАУ «Братский лесхоз» (в редакции от 2014 года) является специализированной некоммерческой организацией, созданной для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства.

Основной целью деятельности учреждения является выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, для достижения которой учреждение выполняет работы по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров в соответствии с заданиями учредителя (пункт 2.4).

На базе ОГАУ «Братский лесхоз» создано 10 пожарно-химических станций 1, 2, 3 типа, деятельность которых регулируется соответствующим Положением, утвержденным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19 декабря 1997 года № 167 (далее Положение о пожарно-химических станциях).

24 мая 2016 года Агентством лесного хозяйства Иркутской области утверждено Государственное задание <номер изъят> на выполнение в 2016 году государственных работ ОГАУ «Братский лесхоз», пунктом 1.2 которого предусмотрено выполнение работ по тушению лесных пожаров в лесах на территории Братского лесничества Иркутской области силами наземных пожарных формирований на площади 1 259 410 га, включающие все предусмотренные статьей 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации работы.

В течение пожароопасного сезона 2016 года на территории Братского лесничества зарегистрировано 98 лесных пожаров, из них тушение 16 крупных лесных пожаров в Тарминском (<номер изъят>), Маральском (<номер изъят>), Илирском (<номер изъят>), Тангуйском (<номер изъят>), Вихоревском (<номер изъят>), Братском (<номер изъят>) участковых лесничествах осуществлялось более суток.

Согласно информации ОГАУ «Братский лесхоз» от 13 октября 2016 года <номер изъят> тушение лесных пожаров в темное время суток работниками пожарно-химических станций, созданных на базе автономного учреждения, в пожароопасный сезон 2016 года осуществлялось только с 22-00 до 24-00 часов. ОГАУ «Братский лесхоз» не имеет технических возможностей для обеспечения искусственного освещения при производстве работ по тушению лесных пожаров в темное время суток.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Разрешая возникший спор, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе показания допрошенных свидетелей, суд первой инстанции установил, что тушение лесных пожаров работниками пожарно-химических станций ОГАУ «Братский лесхоз» в сентябре 2016 года осуществлялось в темное время суток путем прокладки минерализованных полос с применением фар бульдозеров, которые освещают лишь видимость при движении транспортного средства. При продолжении горения пожаров <номер изъят> все работы по их тушению ОГАУ «Братский лесхоз» были прекращены, а силы и средства пожаротушения возвращены к местам постоянной дислокации и направлены их на тушение других лесных пожаров, что привело к продолжению горения указанных пожаров в виде тления и последующего задымления жилых районов города Братска и других населенных пунктов.

Проанализировав требования положений Конституции Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2017 года № 417, Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 8 июля 2014 года № 313, Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 53247-2009 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения», норм пожарной безопасности 192-2000 «Техника пожарная. Автомобили связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 26 сентября 2000 года № 51, совместного приказа МВД РФ, Главного управления противопожарной службы от 18 июня 1996 года № 33 «Об утверждении перечня пожарно-технической продукции», СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», Пособия для лесных пожарных Федеральной службы лесного хозяйства России 1994 года, Указаний по тушению лесных пожаров, утвержденных приказом начальника гражданской обороны от 6 июля 1977 года № 90, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным бездействия ОГАУ «Братский лесхоз», выразившегося в непринятии мер к обеспечению искусственного освещения при тушении лесных пожаров в темное время суток, а также в непринятии мер к дотушиванию локализованных лесных пожаров в темное время суток, в связи с чем возложил на данное учреждение обязанность тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения и осуществлять работы по дотушиванию локализованных лесных пожаров в темное время суток.

Выводы суда, изложенные в решении, подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам, нормам материального и процессуального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.

Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, поэтому признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Братского городского суда Иркутской области от 6 апреля 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Областному государственному автономному учреждению «Братский лесхоз» о признании незаконными бездействия, обязании устранить допущенные нарушения – оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий А.С. Папуша

Судьи Л.В. Гусарова

Л.Г. Туглакова