ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5768/2017 от 12.05.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Судовская Н.В. адм.дело N 33А-5768/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 мая 2017 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А. (докладчик),

судей Панковой М.А. и Евдокимнко А.А.,

при секретаре Моревой Н.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Тольятти на решение Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области от 27 февраля 2017 года, которым постановлено:

«В удовлетворении требований Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти в интересах неопределенного круга потребителей о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – отказать.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области поддержавших доводы апелляционной жалобы Гужиной К.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ООО «Лабиринт» Кашаповой Р.Р., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации (с учетом уточнения л.д. 87 оборот).

В обосновании требований указано, что в связи с регистрацией групповых отравлений фальсифицированной алкогольной продукцией, на территории РФ Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области осуществлен мониторинг сети Интернет на предмет соблюдения участниками гражданских правоотношений законодательства об информации, информационных технологий, защите информации, об образовании, в результате которого выявлен сайт <данные изъяты>, на котором в свободном доступе размещена информация о возможности приобретения алкоголя жителями Самарской области. Вход на сайт является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь сети Интернет. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.

Ссылаясь на то, что размещение указанной информации является нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", с учетом уточнений административный истец просил суд признать информацию, размещенную на сайте <данные изъяты> о демонстрации алкогольной продукции запрещенной.

Определением от 10 февраля 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен владелец Интернет-сайта <данные изъяты> - ООО «Лабиринт».

Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 90-92).

В апелляционной жалобе представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти считает решение суда незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норма материального права, просит его отменить (л.д. 94-95).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - ФЗ N 149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ N 149).

Частью 6 ст. 10 ФЗ N 149 запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст. 9 ФЗ N 149, - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ N 149, - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".

Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного ФЗ N 149, - в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ N 149).

Судом установлено, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в связи с регистрацией групповых отравлений фальсифицированной алкогольной продукцией, на территории РФ проведен мониторинг Интернет-ресурсов, в ходе которого выявлен сайт <данные изъяты>, на котором размещена информация о возможности приобретения алкоголя жителями Самарской области.

Вход на вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронной варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют.

В заявлении Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Самарской области указал, что целью его обращения с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании размещенной в сети Интернет информации - вовлекающей неограниченный круг граждан, в том числе несовершеннолетних, в приобретение алкогольной и спиртосодержащей продукции, что является нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации".

Вместе с тем, согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пунктом 8 ч. 2 ст. 21 закона N 38-ФЗ, введенным Федеральным законом от 20.07.2012 N 119-ФЗ, установлен запрет на размещение рекламы алкогольной продукции в информационной телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно ч. 7 ст. 28 Закона N 38-ФЗ ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

При этом в соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Таким образом, не является рекламной информацией о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, а также на страницах производителя или продавца данных товаров в социальных сетях в Интернете, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Соответственно, не подпадает под понятие рекламы сайт производителя или продавца алкогольной продукции или его страница в социальной сети, на которых в том числе будет приведен ассортимент производимых или реализуемых им товаров.

Из представленных в материалы дела скрин-шотов Интернет-сайта <данные изъяты> усматривается лишь указание на виды товаров, в том числе наименование алкогольной продукции с указанием объема тары, крепости спиртосодержания и средней стоимости в розничной сети магазинов «<данные изъяты>». При указании на конкретный вид продукции происходит увеличение фотоиллюстрации товара.

Из анализа информации, размещенной на сайте <данные изъяты> следует, что для дистанционного заказа алкогольной продукции необходимо ознакомиться с размещенным на указанном сайте сети Интернет каталогом алкогольной продукции, оформить предварительный заказ, то есть забронировать любой товар перейдя на сайт <данные изъяты>, который будет готов к передаче покупателю к согласованной дате.

Согласно положениям п. 1 ст. 1 Федерального закона 22.11.995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Пунктом 5 ст. 16 Закона предусмотрено особое требование к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции на территории Российской Федерации, а именно: розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени не допускается.

На основании п. 2 ст. 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации вправе создавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

В соответствии с вышеуказанным Законом Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом, которые устанавливают порядок продажи товаров дистанционным способом, регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг.

Пунктом 5 Правил, продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации, не допускается.

Из смысла п. 2 ст. 16 Закона следует, что также не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя.

Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами, что предусмотрено п. 1 ст. 26.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Согласно п. 1 ст. 425 ГК РФ, - договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Иное может быть предусмотрено законом или самим договором (в том числе условиями стандартных форм, к которым присоединяется покупатель) в силу ст. 493 ГК РФ.

Указанное положение ГК РФ нашло свое отражение в абзаце первом п. 20 Правил, согласно которому договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

В соответствии с п. 1 ст. 433 ГК РФ, п. 1 ст. 435 ГК РФ и п. 1 ст. 438 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта; офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение; акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

Пунктами 8 и 14 Правил установлено, что продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об условных потребительских свойствах товара, в том числе о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, о порядке оплаты товара, покупатель передает продавцу сообщение о своем намерении приобрести товар, в котором должны быть указаны вид услуги, время ее исполнения и стоимость, обязательства покупателя. С момента получения продавцом соответствующего сообщения у продавца возникают обязательства по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара в силу п. 18 Правил.

Учитывая особенности продажи товаров дистанционным способом, указание в абзаце первом п. 20 Правил о вступлении договора в силу с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар направлено на усиление защиты прав и законных интересов потребителей.

Вместе с тем, п. п. 3, 22 и 26 Правил предусмотрено, что товар может быть доставлен покупателю путем его пересылки почтовыми отправлениями, не только продавцом, но и третьими лицами, при отсутствии покупателя товар может быть выдан любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, подтверждающий заключение договора или оформление доставки товара.

Установлено, что в разделе «Каталог товаров» размещена закладка «Как оформить предварительный заказ?». Покупателю дана подробная инструкция о том, как следует действовать, если он хочет, чтобы выбранный им товар был отложен в выбранном им магазине. Из данной инструкции следует, что покупатель выбирает магазин, из которого ему удобно будет забрать товар, то есть товар покупателю не пересылается и не доставляется, а покупатель сам приходит за товаром в магазин. Также инструкция не предусматривает необходимости и возможности в какой-либо форме оплаты товара.

Договор розничной купли-продажи заключается с покупателем в помещении магазина, где сотрудники магазина могут удостовериться о достижении покупателем соответствующего возраста, после чего он может осмотреть товар, заменить его или исключить из покупки, оплатить и получить товар.

Таким образом, заключая договор купли-продажи алкогольной продукции дистанционным способом, продавец имеет возможность убедиться в достижении покупателем совершеннолетия, потребовать документ, удостоверяющий личность.

Учитывая вышеизложенное, наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по электронному адресу <данные изъяты> указанных материалов не нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних - потребителей информационных услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна:

1) содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;

3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов;

4) содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;

5) обращаться к несовершеннолетним;

6) использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

Таких сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте <данные изъяты> не размещено.

Таким образом, распространение материалов на Интернет-ресурсе по указанному электронному адресу при свободном доступе не может нанести вред нравственному и духовному развитию неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетним.

При таких обстоятельствах, оценив в соответствии со 84 КАС РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что правовые основания к установлению факта признания обозначенной информации запрещенной к распространению, отсутствуют, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления, ввиду чего решение суда является правильным, и подлежит оставлению без изменения.

Доводы апелляционной жалобы, полностью повторяют доводы искового заявления, и не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, которые довольно подробно, со ссылкой на нормы действующего законодательства отражены в мотивировочной части решения суда.

Ссылки подателя апелляционной жалобы на судебную практику несостоятельны. В соответствии со ст. 15 КАС РФ, суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов. Судебная практика к источникам права не относится и руководящего значения для судов общей юрисдикции при рассмотрении последними административных дел не имеет.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом второй инстанции не установлено.

Таким образом судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области от 27 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Тольятти – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: