ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-576/16 от 22.06.2016 Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика)

Судья Байтокова Л.А. Дело № 33а-576/16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Черкесск 22 июня 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Карачаево- Черкесской Республики в составе:

председательствующего Дзыба З.И.,

судей Карасовой Н.Х., Париева Р.Р.,

при секретаре Быковской Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда КЧР от 18 марта 2016 г. по делу по административному исковому заявлению прокурора КЧР в интересах неопределенного круга граждан о признании незаконным бездействия административных ответчиков - Правительства КЧР, Министерства образования и науки КЧР, Министерства строительства и ЖКХ КЧР и КЧР КП «Дирекция капитального строительства» и обязании устранить в полном объеме допущенные нарушения.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Карасовой Н.Х., объяснения прокурора Мурадовой А.Ю., представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР – ФИО1, Министерства образования и науки КЧР – ФИО2, Министерства финансов КЧР – ФИО3, КЧР КП «Дирекция капитального строительства»- ФИО4, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор КЧР обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия административных ответчиков - Правительства КЧР, Министерства образования и науки КЧР, КЧР КП «Дирекция капитального строительства», Министерства строительства и ЖКХ КЧР, выразившегося в непринятии достаточных мер для исполнения обязательств по Соглашениям от 07.04.2014г. №<данные изъяты> (далее - Соглашение от 07.04.2014 г.) и от 29.07.2014г. №<данные изъяты>(далее - Соглашение от 29.07.2014 г.), заключенным между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством КЧР в части создания дополнительных мест для реализации программ дошкольного образования в количестве 445 шт. к 31.12.2014г. и обязании устранить в полном объеме допущенные нарушения,

В обоснование требований указано, что Прокуратурой КЧР в ходе проверки, касающейся нарушений органами исполнительной власти Республики условий соглашений, заключенных между Министерством образования и науки РФ и Правительством КЧР о предоставлении субсидий на реализацию в 2013-2014г. мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования, установлено, что в 2014г. из федерального бюджета КЧР выделены субсидии на создание дополнительных мест дошкольного образования в КЧР в размере 241 838,5 тыс.руб., из республиканского бюджета в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного образования в КЧР на 2014-2016 годы» государственной программы «Развитие образования в КЧР на 2014-2016 годы» (капитальные вложения на объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной собственности) запланировано выделить 364 577,4 тыс.руб., за счет средств республиканского бюджета недофинансировано в 2014г. 41,6 млн.руб. Для получения субсидий из федерального бюджета в 2014г. бюджету КЧР между Министерством образования и науки РФ и Правительством КЧР заключены два соглашения: Соглашение от 07.04.2014г. на сумму в 117 831 500 руб. и Соглашение от 29.07.2014г. на сумму 124 007 000 руб., в соответствии которыми Правительство КЧР обязалось обеспечить достижение следующих значений показателей результативности предоставления субсидии: по первому соглашению количество мест для реализации программ дошкольного образования, созданных в ходе реализации утвержденного комплекса мероприятий путем строительства зданий 200 мест и реконструкции 60 мест в срок до 31.12.2014г., по второму соглашению строительства зданий - 400 мест и реконструкции - 580 мест в срок до 31.12.2014 г..

Сославшись на вышеназванные Соглашения и обязательства Правительства КЧР соблюдать условия, установленные при предоставлении субсидии; распоряжение Правительства КЧР от 14.05.2014г. №118-р «О государственных заказчиках и заказчике-застройщике строек и объектов, финансируемых в рамках комплекса мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в 2014г.», согласно которому определены как заказчик застройщик, так и государственные заказчики по объектам, финансируемым за счет субсидий, передаваемых из федерального бюджета бюджету КЧР и финансируемым за счет субсидий из республиканского бюджета на реализацию комплекса мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования КЧР в 2014 г.; а также на распоряжение №384-р от 26.09.2014 г. «О государственных заказчиках строек и объектов, строительство и реконструкция которых осуществляется в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» КЧР» в 2014г., которым Правительство КЧР определило ответственным исполнителем комплекса указанных мероприятий за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета (Министерство образования и науки КЧР), прокурор указал, что Правительство КЧР взяло на себя ответственность за выполнение обязательств по соглашениям, а в соответствии со своими же распоряжениями - контроль за их выполнением государственными заказчиками и заказчиком- застройщиком. Полагая, что в результате ненадлежащей организации органами исполнительной власти КЧР выполнения мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в рамках Соглашений 2014г., не решен вопрос предоставления 445 детям дошкольного возраста мест в дошкольных организациях, прокурор в окончательной редакции просил:

признать незаконным бездействие Правительства КЧР, выразившееся в неосуществлении достаточного надлежащего контроля за выполнением Государственными заказчиками - Министерством образования и науки КЧР, Министерством строительства и ЖКХ КЧР и заказчиком застройщиком – КЧР КП «Дирекция капитального строительства» комплекса мер по модернизации региональной системы дошкольного образования КЧР в части создания дополнительных мест для реализации программ дошкольного образования в количестве 445 мест к 31.12.2014г. по Соглашениям от 07.04.2014г. и от 29.07.2014г. и по Распоряжениям Правительства КЧР от 14.05.2014г. №118-р и от 26.09.2014г. №384-р; в недофинансировании комплекса мероприятий за счет средств из республиканского бюджета в сумме 41,6 млн. руб.;

признать незаконным бездействие Министерства образования и науки КЧР - координатора и ответственного исполнителя комплекса мер по реализации Соглашений от 07.04.2014г. и от 29.07.2014г. по объектам, финансируемым за счет субсидий, передаваемых из федерального бюджета бюджету КЧР на реализацию комплекса мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования КЧР в 2014г. в части создания дополнительных мест в количестве 200 мест к 31.12.2014г. выразившееся в неосуществлении достаточного контроля за эффективным использованием средств, выделенных на комплекс мероприятий модернизации региональной системы дошкольного образования КЧР в 2014г.; за выполнением Заказчиком - застройщиком части функций Государственного заказчика и принятых обязательств по договорам № 1 от 16 мая 2014 г. и №2 от 02.09.2014г. «О передаче части функций Государственного заказчика», повлекшее несвоевременное проведение конкурсов (аукционов) на выполнение работ (услуг) по строительству (реконструкции) дошкольных образовательных учреждений республики, несвоевременное финансирование комплекса мероприятий в соответствии с заявкой на кассовый расход;

признать незаконным бездействие Министерства Строительства и ЖКХ КЧР, выразившееся в непринятии каких-либо мер по своевременному финансированию из республиканского бюджета комплекса мероприятий модернизации региональной системы дошкольного образования КЧР в 2014г. по Соглашениям от 07.04.2014г. и от 29.07.2014г., по объектам, финансируемым за счет субсидий из республиканского бюджета в части создания дополнительных мест в количестве 245 мест к 31.12.2014г.

признать незаконным бездействие КЧР КП «Дирекция капитального строительства», выразившееся в несвоевременном выполнении функций заказчика-застройщика по Соглашениям от 07.04.2014г. и от 29.07.2014г. в части создания дополнительных мест в количестве 445 к 31.12.2014 г. и несвоевременном выполнении части принятых на себя обязательств Государственного заказчика по договорам №1 от 16 мая 2014г. и №2 от 02.09.2014г. «О передаче части функций Государственного заказчика», заключенным между Министерством образования и науки КЧР и КЧР КП «Дирекция капитального строительства» по финансированию комплекса мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования КЧР в 2014 году, по проведению конкурсов (аукционов) на выполнение работ (услуг) по строительству (реконструкции) дошкольных образовательных учреждений республики, осуществлению надлежащего технического надзора и контроля за ходом проведения всего комплекса работ на объектах дошкольного образования;

обязать Правительство КЧР, Министерство строительства и ЖКХ КЧР, КЧР КП «Дирекция капитального строительства» исполнить в полном объеме обязательство в части создания дополнительных мест для реализации программ дошкольного образования в количестве 445 дополнительных мест по Соглашениям от 07.04.2014г. и от 29.07.2014г. и вводу в эксплуатацию в срок до 31.03.2016 г.; решение суда обратить к немедленному исполнению (т.3, л.д.1-7).

30 декабря 2015 г. прокурором КЧР заявлен отказ от административного искового заявления в части обязания ответчиков к созданию дополнительных мест в количестве 200 мест для реализации программ дошкольного образования по соглашениям от 07.04.2014г. и от 29.07.2014г. в связи с исполнением требований административного искового заявления ответчиками (создано и введено в эксплуатацию 200 мест из 445) в этой части. Данный отказ от части административного иска принят судом и в этой части определением суда от 01.02.2016 г. производство прекращено (т.2, л.д.26-29).

01.02.2016 г. определением суда привлечены в качестве заинтересованных лиц Министерство образования РФ и Министерство финансов КЧР (т.2, л.д.78-80).

В судебном заседании суда первой инстанции представитель прокуратуры КЧР - Мурадова А.Ю. просила удовлетворить заявленные с уточнением требования с учетом отказа от части.

Представители административных ответчиков - Правительства КЧР, КЧР КП «Дирекция капитального строительства», Министерства образования и науки КЧР, Министерства строительства и ЖКХ КЧР, а также заинтересованного лица - Министерства финансов КЧР просили отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Надлежаще извещенный представитель заинтересованного лица Министерства образования и науки России, не явился, в письменном отзыве не выразил отношения к вопросу удовлетворения иска, просил рассмотреть дело без его участия.

Решением Черкесского городского суда КЧР от 18 марта 2016 г. в удовлетворении административного иска прокурора отказано в полном объеме.

В апелляционном представлении прокурор КЧР просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения судом норм материального и процессуального права. Считает вывод суда об отказе в удовлетворении иска со ссылками на противоречие его п.5 ч.2 ст.125 КАС РФ несостоятельным, поскольку суд принял такое заявление к своему производству; не привлечение к административной или иной ответственности не может служить запретом к защите прокурором нарушенных или оспариваемых прав неопределенного круга лиц в порядке административного судопроизводства; суд необоснованно указал на то, что прокурором не представлено достаточных доказательств несоответствия действий административных ответчиков нормативным правовым актам, тогда как такие доказательства должны представляться органом, совершившим оспариваемое действие (бездействие); вывод суда о том, что сроки реализации комплекса мероприятий по Соглашениям не имеют значения, необоснован.

По мнению прокурора, не дана оценка тому, что согласно договорам о передаче части функций между Министерством образования и науки КЧР и Дирекцией, денежные средства, поступившие из федерального бюджета 10.04.2014 г. и 05.08.2014 г., заказчику- застройщику перечислены только 10.09.2014 г. и 22.10.2014 г.; суд необоснованно сослался на то, что ответчик Министерство образования и науки КЧР должен лишь представлять отчетность по установленной форме, иные меры контроля за заказчиком-застройщиком не предусмотрены; в отношении требований к Правительству КЧР судом не дана оценка тому, что письменные решения по вопросам перенесения сроков завершения строительства не принимались, республикой использованы средства федерального бюджета при невыполнении своих, предусмотренных соглашениями обязательств: не учтено то, что Главой республики 06.02.2015 г. направлялось письмо в адрес Министра образования и науки РФ с объяснением причин неисполнения в установленные сроки обязательств по Соглашениям не по собственной инициативе, а по запросу; в отношении Дирекции капитального строительства судом не учтено, что невыполнение Соглашений связано с несвоевременным проведением конкурсов, несвоевременной заявкой на финансирование и заключением госконтрактов на выполнение строительных работ; не дано надлежащей оценки тому обстоятельству, что Дирекция признавала недостаточный контроль и надзор за проведением строительных работ и по представлениям прокурора привлекала к ответственности должностных лиц за эти нарушения; в части бездействия Министерства Строительства и ЖКХ суд необоснованно сослался на то, что функции по финансированию за счет субсидий из республиканского бюджета не исполнил главный распорядитель средств бюджета КЧР – Минфин КЧР; вывод суда в отношении заключения дополнительного соглашения от 17.12.2014 г. к Соглашению от 29.07.2014 г. несостоятелен, так как дополнительное соглашение связано с односторонней корректировкой проектно-сметной документации объема строительных работ органами исполнительной власти республик, необходимость его заключения в решении органов государственной власти республики самостоятельно увеличить количество дошкольных образовательных учреждений.

В своих возражениях Министерство строительства и ЖКХ КЧР и Министерство финансов КЧР полагают доводы прокурора необоснованными, просят решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Мурадова А.Ю. просила удовлетворить апелляционное представление, а до удаления судебной коллегии в совещательную комнату представила заявление об отказе прокурора КЧР от части исковых требований.

Представители административных ответчиков - КЧР КП «Дирекция капитального строительства», Министерства образования и науки КЧР, Министерства строительства и ЖКХ КЧР, а также заинтересованного лица - Министерства финансов КЧР просили отказать в удовлетворении апелляционного представления, по вопросу отказа прокурора от части исковых требований полагали возможным принять отказ и прекратить производство по делу в этой части.

Надлежаще извещенные представители Правительства КЧР и заинтересованного лица Министерства образования и науки России, не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Как видно из материалов дела, на основании постановления Правительства РФ от 14.01.2014 г. №22 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2014 году» в 2014г. из федерального бюджета КЧР выделены субсидии на создание дополнительных мест дошкольного образования в КЧР в размере 241 838,5 тыс. руб., из республиканского бюджета в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного образования в КЧР на 2014-2016 годы» государственной программы «Развитие образования в КЧР на 2014-2016 годы» запланировано выделить 364 577,4 тыс. руб.

В целях получения субсидий на сумму 241 838,5 тыс. руб. из федерального бюджета в 2014 г. между Министерством образования и науки РФ и Правительством КЧР заключены два соглашения: от 07.04.2014г. на сумму в 117 831 500 руб. и от 29.07.2014г. на сумму 124 007 000 руб. (т.1, л.д.10-33).

В соответствии с п.п.2.3.3 Соглашения от 07.04.2014г. Правительство КЧР обязалось обеспечить достижение следующих значений показателей результативности предоставления субсидии: количество мест для реализации программ дошкольного образования, созданных в ходе реализации утвержденного комплекса мероприятий путем строительства зданий - 200 мест и реконструкции - 60 мест в срок до 31.12.2014г.

Согласно п.п. 2.3.3 Соглашения от 29.07.2014г. Правительство КЧР обязалось обеспечить достижение следующих значений показателей результативности предоставления субсидии: количество мест для реализации программ дошкольного образования, созданных в ходе реализации утвержденного комплекса мероприятий путем строительства зданий - 400 мест и реконструкции - 580 мест в срок до 31.12.2014г.

Дополнительным Соглашением №1 к Соглашению от 29 июля 2014 г. от 17 декабря 2014 г. №08.ТО724.0686 между Министерством образования и науки РФ и Правительством КЧР количество мест для реализации программ дошкольного образования, созданных в ходе реализации утвержденного комплекса мероприятий путем строительства зданий составило - 425 мест и реконструкции - 705 мест (т.3, л.д. 14-19).

В соответствии с распоряжениями Правительства КЧР от 14.05.2014г. №118-р и от 26.09.2014 № 384-р определены: государственным заказчиком- координатором по объектам, финансируемым за счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджету КЧР на реализацию комплекса мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования КЧР в 2014 году - Министерство образования и науки КЧР; государственным заказчиком по объектам, финансируемым за счет субсидий из республиканского бюджета на реализацию комплекса мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования КЧР в 2014 году - Минстрой и ЖКХ КЧР; заказчиком- застройщиком- КЧР КП «Дирекция капитального строительства» (т.1, л.д.42-43,55-56).

По договорам №1 от 16 мая 2014г. и №2 от 02.09.2014г. «О передаче части функций Государственного заказчика», заключенным между Министерством образования и науки КЧР и КЧР КП «Дирекция капитального строительства» по финансированию комплекса мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования КЧР в 2014 году, определены обязательства сторон (т.1, л.д.36-41,46-51,52-54)

Указом Главы КЧР от 07.05.2013г. №130 «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» Карачаево-Черкесской Республики» утвержден план мероприятий и произведена корректировка объема строительных работ (увеличение количества мест в строящихся дошкольных учреждениях) с указанием количественных характеристик до 2018 г. (т.1, л.д.156-159). Указами Главы КЧР от 24.09.2014 г. №193 и 24.11.2014 г.№216 в вышеназванный указ внесены изменения, приложен измененный план мероприятий, направленных на повышение эффективности образования и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту (т.1, л.д.202-236, 237-249). Согласно приложению к Указу Главы КЧР от 24.11.2014 г. №216 из числа запланированных мероприятий по реализации мер, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в детские дошкольные учреждения на 2014 г. приведено строительство дошкольного образовательного учреждения на 200 мест <адрес> и дошкольного образовательного учреждения на 245 мест в <адрес>(т.1, л.д.239).

Постановлением Правительства КЧР от 27 ноября 2014 г. №355 «О порядке финансирования плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» Карачаево-Черкесской Республики» в 2014 г. за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики на реализацию комплекса мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования Карачаево-Черкесской Республики в 2014 году» был утвержден Порядок финансирования плана мероприятий («Дорожной карты»), которым закреплены правила финансирования плана мероприятий, направленных на повышение эффективности образования в субъекте 2014 году. На эти цели предоставлены субсидии из федерального бюджета, установлено по объектное распределение субсидий, предоставленных из федерального бюджета.

Постановлением Правительства КЧР от 14.04.2015 г.№89 в ред. от 31.12.2014 г.№385, утверждена адресная инвестиционная программа республики на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 годов», в котором включены объекты дошкольного образовательного учреждения на 200 мест в <адрес>, бюджетные ассигнования – 101 588,81 руб. и дошкольное образовательное учреждение на 245 мест – <адрес> –бюджетные ассигнования на 2015 <...> руб.(т.2., л.д. 173-177).

Постановлением Правительства КЧР от 17.04.2014 г. №93 в ред. от 26.12.2014 г. №420 утверждена республиканская адресная инвестиционная программа республики на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 годов, в котором запланировано строительство объектов в <адрес> и <адрес> с определением соответствующих бюджетных ассигнований (т.2, л.д.169-172).

Считая несвоевременное выполнение органами исполнительной власти КЧР мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в рамках Соглашений 2014 г. в части решения вопроса предоставления 445 детям дошкольного возраста мест в дошкольных организациях в 2014 г. - незаконным бездействием, прокурор обратился в суд с соответствующим иском.

Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что приведенные в иске требования о создании дополнительных мест для реализации программ дошкольного образования в количестве 445 в ходе рассмотрения дела исполнены в полном объеме, и указал об отсутствии фактов бездействия, нарушающих на момент рассмотрения административного дела права неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, и нарушения которых необходимо устранить.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, так как они не противоречат требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

При этом согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, то указывается на необходимость принятия решения и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 62 КАС РФ лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.

Кроме того, в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано на необходимое условие удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в случае нарушения прав и свобод заявителя оспариваемым решением, действием (бездействием).

Следовательно, нарушение прав и свобод заявителя, необходимость в их восстановлении является обязательным условием для удовлетворения заявления о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. Если при рассмотрении административного дела будет установлено, что допущенные нарушения прав и свобод административного истца устранены в полном объеме, оснований для удовлетворения требований не имеется.

Как указано выше и видно из материалов настоящего административного дела, ответчиком - КЧР КП «Дирекция капитального строительства» в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции представлено разрешение Главы администрации Псыжского сельского поселения №<данные изъяты> от 25 декабря 2015г. на ввод в эксплуатацию дошкольного образовательного учреждения на 200 мест, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем ввиду создания 200 дополнительных мест по программе реализации Дошкольного образования по названным соглашениям и вводу их в эксплуатацию, прокурор от части требований в ходе судебного разбирательства отказался (из заявленных в иске 445 мест), судом прекращено производство по делу в этой части (т.2 л.д.26-29).

18 марта 2016 г. суду представлен акт приемки №17-03\16 законченного строительством объекта от 17 марта 2016 г., согласно которому Дошкольное образовательное учреждение в <адрес> на 245 мест предъявлено к приемке как завершенный строительством объект (т.4, 210-212).

При таком положении, в части создания дополнительных мест в количестве 445 для реализации программ дошкольного образования ответчики в полном объеме исполнили обязательство.

В отношении ввода объектов в эксплуатацию суду первой инстанции представлены доказательства(т.4, л.д.57-59) без приложения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а с апелляционным представлением прокурора представлена докладная записка прокурора Карачаевского района о том, что Администрацией Карачаевского муниципального района выдано застройщику разрешение №<данные изъяты> от 16 марта 2016 г. на ввод объекта в <адрес> на 245 мест в эксплуатацию в соответствии со ст.55 Градостроительного кодекса РФ (т.4, л.д.183-186).

В настоящем судебном заседании оригинал разрешения, выданный до вынесения обжалуемого судебного акта ответчику КЧ РКП «Дирекция капитального строительства», предъявлен суду апелляционной инстанции, в связи с чем прокурором КЧР заявлен отказ от иска в части обязания ответчиков исполнить обязательство по созданию дополнительных мест для реализации программ дошкольного образования в количестве 225 дополнительных мест по указанным выше Соглашениям и вводу их в эксплуатацию в срок до 31.03.2016 г.

Отказ прокурора от части исковых требований подтверждает выполнение ответчиками обязательств, приведенных административным истцом в иске, в котором последний просил обязать ответчиков устранить нарушение прав неопределенного круга лиц.

Судебная коллегия принимает во внимание наличие достаточных доказательств исполнения ответчиками обязательств по созданию дополнительных мест для реализации программ дошкольного образования, том числе в указанном прокурором количестве по Соглашениям от 07.04.2014г. и от 29.07.2014г., поэтому полагает, что правовые основания для возложения на ответчиков обязанности устранить допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц отсутствуют.

Учитывая, что какую-либо обязанность на ответчиков суд возложить не может ввиду исполнения обязательств, оспариваемые прокурором действия ответчиков, указанные как бездействие, выразившиеся в несвоевременном принятии мер по созданию дополнительных мест дошкольных образовательных учреждений республики, не подлежат признанию незаконными.

То обстоятельство, что дошкольное учреждение в <адрес> в настоящее время (в том числе на момент составления докладной записки прокурором) фактически не эксплуатируется ввиду того, что корпуса не оснащены мебелью, в рамках настоящего дела не имеет правового значения.

Отсюда, поскольку на момент разрешения дела органами исполнительной власти доступность 445 местами дошкольных образовательных учреждений республики обеспечена, то есть права детей, в защиту которых обратился с иском прокурор, восстановлены, и на момент вынесения судебного акта подлежащее судебной защите нарушенное право отсутствовало, в удовлетворении требований прокурора о признании бездействия ответчиков незаконными следовало отказать.

Исходя из вышеназванных правовых норм, а также положений ст.ст. 11 и 12 ГК РФ о судебной защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, о способах защиты гражданских прав и возможности применения иных способов, предусмотренных законом, судебная коллегия находит необходимым указать, что выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

В данном случае необходимости в судебной защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц не усматривается.

Что касается нарушений сроков исполнения обязательств, то данное обстоятельство никем не оспаривается и основанием для удовлетворения иска прокурора не является.

Как видно из материалов настоящего административного дела, действительно, были нарушены сроки исполнения обязательств по Соглашениям, в связи с чем, дополнительные места созданы в 2015 и 2016 г.

Однако, несвоевременные действия органов исполнительной власти, в частности заказчиков, застройщиков, которые не успели до истечения 2014 года создать и ввести в эксплуатацию дополнительные места в детских дошкольных учреждениях в рамках региональных программ, не могут быть вменены в вину ответчикам, которые со своей стороны действовали в пределах предоставленных правомочий с соблюдением условий соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета и в рамках утвержденного правительством и главой республики регионального комплекса мероприятий субъекта Российской Федерации, обеспечивающего доступность дошкольного образования.

Суд не вправе вмешиваться в компетенцию и действия органов исполнительной власти, не связанных с нарушением требований правовых норм. Судебная коллегия отмечает, что при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий(бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих и содержанием судебного контроля в таком споре является проверка решений, действия(бездействия) субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям определенного закона.

Как установлено судом первой инстанции субсидии из федерального бюджета были использованы на цели, предусмотренные соглашениями об их предоставлении, и установленные в этих соглашениях показатели результативности были несвоевременно, но фактически достигнуты.

Принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела нарушения устранены, вопрос о том, какие обстоятельства являлись препятствием для своевременного восстановления нарушенного права, не являются предметом рассмотрения спора. При этом также стороны по Соглашению не признали превышение сроков нарушением принятых обязательств, а в рамках рассматриваемого дела этот факт не влечет признания действий либо бездействий незаконными. Кроме того, само по себе превышение срока создания дополнительных мест в дошкольных учреждениях не является доказательством бездействия ответчиков, на что сделана ссылка в решении суда первой инстанции.

В силу ч. 5 ст. 310 КАС РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям, в силу изложенного, решение суда отмене не подлежит. Судебная коллегия полагает, что суд вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, оснований для отмены или изменения судебного решения по доводам апелляционного представления у судебной коллегии не имеется.

В целом апелляционное представление повторяет доводы и правовую позицию административного истца, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Несогласие с оценкой суда не влечет отмену судебного акта, основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Обсуждая отказ прокурора КЧР от части исковых требований в судебном заседании апелляционной инстанции, судебная коллегия полагает следующее.

В соответствии с частью 5 ст. 39 КАС РФ в случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

Поскольку административными ответчиками добровольно удовлетворена часть заявленных требований, касающаяся создания и ввода в эксплуатацию дополнительных мест в детских дошкольных учреждениях, судебная коллегия приходит к выводу о возможности принять отказ прокурора КЧР от заявленных требований, отмене решения суда в этой части и прекращении производства по делу.

При таком положении судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит отмене в части в связи с отказом прокурора от исковых требований, в остальной части - оставлению без изменения, а апелляционное представление, которое не содержит предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены решения суда первой инстанции оснований, - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.308- 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Черкесского городского суда КЧР от 18 марта 2016 г. - отменить в части.

Принять отказ от исковых требований прокурора республики в интересах неопределенного круга лиц об обязании Правительства КЧР, Министерства строительства и ЖКХ КЧР, КЧР КП «Дирекция капитального строительства» исполнить в полном объеме обязательство в части создания дополнительных мест для реализации программ дошкольного образования в количестве 245 дополнительных мест по Соглашениям от 07.04.2014г. и от 29.07.2014г., заключенным между Министерством образования и науки РФ и Правительством КЧР, и ввода в эксплуатацию в срок до 31.03.2016 г.

Производство по административному делу в указанной части прекратить.

В остальной части решение Черкесского городского суда КЧР от 18 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Карачаево-Черкесской Республики – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: