ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5770/2016 от 29.08.2016 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

дело № 33а-5770/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Соболева В.М.,

судей Костенко Е.Л., Юдина А.В.,

при секретаре Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 августа 2016 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» на решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 23 июня 2016 года, которым

административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» при исполнении предписания Министерства финансов Республики Коми от ....... Обязана администрация муниципального образования муниципального района «Корткеросский» исполнить предписание Министерства финансов Республики Коми от ......, а именно: организовать проведение государственной экспертизы проектной документации строительства всех объектов размещения отходов на предмет её соответствия техническим регламентам, в том числе обоснованности включения в неё машин и оборудования, необходимых для организации эксплуатации объектов размещения отходов в заявленной в сводных сметных расчетах потребности; довести до сведения Министерства финансов Республики Коми результаты государственной экспертизы; сообщить о выполнении предписания и принятых мерах с приложением копий документов в Министерство финансов Республики Коми в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу решения.

Заслушав доклад судьи Соболева В.М., объяснения представителя Министерства финансов Республики Коми Абуровой В.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

государственное казенное учреждение Республики Коми «Центр Правового обеспечения», действуя в интересах Министерства финансов Республики Коми, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» (далее администрация МР «Корткеросский») при исполнении предписания Министерства финансов Республики Коми от ...... и обязании его исполнения, а именно: организовать проведение государственной экспертизы проектной документации строительства всех объектов размещения отходов на предмет ее соответствия техническим регламентам, в том числе обоснованности включения в нее машин и оборудования, необходимых для организации эксплуатации объектов размещения отходов в заявленной в сводных сметных расчетах потребности; довести до сведения Министерства финансов Республики Коми результаты государственной экспертизы; сообщить о выполнении предписания и принятых мерах с приложением копий документов в Министерство финансов Республики Коми в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу решения суда. В обоснование требования указано, что в рамках реализации постановления Правительства Республики Коми от 30 сентября 2011 года № 425 «О долгосрочной республиканской целевой программе «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми (2012 - 2016 годы)» (утратило силу 11.03.2014) и постановления Правительства Республики Коми от 28

сентября 2012 года № 414 «Об утверждении Государственной программы Республики Коми «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды» и в соответствии с соглашениями о предоставлении из республиканского бюджета Республики Коми субсидий администрации муниципального района «Корткеросский» были предоставлены средства из республиканского бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, на строительство объектов размещения твердых бытовых отходов и хранения древесных отходов (далее - объекты размещения ТБО) на территории муниципального района «Корткеросский», а именно: .... После проведения Министерством финансов Республики Коми ... проверки использования средств на приобретение техники за счёт субсидий, ответчиком предоставлено только одно положительное заключение - на строительство межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в с. .... По иным объектам размещения ТБО заключения государственной экспертизы проектно – сметной документации не были представлены, в связи с чем в отношении администрации муниципального района «Корткеросский» ... вынесено предписание № ... с установлением срока для добровольного исполнения в течение 30 календарных дней со дня его получения. До настоящего времени предписание остается не исполненным со стороны административного ответчика. Бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении требований, указанных в предписании, нарушает права и законные интересы Республики Коми, поскольку в случае отсутствия положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию объектов размещения ТБО, выдача разрешения на ввод их в эксплуатацию не представляется возможной, в связи с чем, результат выделения средств из республиканского бюджета Республики Коми на строительство объектов размещения ТБО не будет достигнут.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала, предстаивтель административного ответчика с требованиями не согласился.

Судом принято изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрацией МО МР «Корткеросский» ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.

Представитель Министерства финансов Республики Коми Абурова В.Н. с доводами жалобы не согласилась.

Администрация МО МР «Корткеросский» надлежаще извещённая о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, явку своего представителя не обеспечила.

В соответствии с частью 1 статьи 307, частью 2 статьи 150 КАС РФ судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административного ответчика.

В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьёй 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под предписанием в целях названного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

В соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьёй 49 названного кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет её на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.

Согласно части 1 статьи 55 указанного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства

В соответствии с частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 названного кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов 1 - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.

Судом установлено, что по предписанию Министерства финансов Республики Коми от ...... администрация МР «Корткеросский» обязана: организовать проведение государственной экспертизы проектной документации строительства всех объектов размещения отходов на предмет ее соответствия техническим регламентам, в том числе обоснованности включения в нее машин и оборудования, необходимых для организации эксплуатации объектов размещения отходов в заявленной в сводных сметных расчетах потребности; довести до сведения Министерства финансов Республики Коми результаты государственной экспертизы,

сообщить о выполнении предписания и принятых мерах с приложением копий документов в течение 30 календарных дней со дня получения предписания.

Основанием для вынесения в отношении администрации МР «Корткеросский» данного предписания послужили результаты проверки Министерства финансов Республики Коми, проведенной по поручению УФСБ России по Республике Коми на основании приказа Министерства финансов Республики Коми о проведении контрольного мероприятия от ... года № ..., по использованию средств на приобретение техники за счёт субсидий, предоставленных из республиканского бюджета Республики Коми в рамках реализации мероприятий по Долгосрочной республиканской целевой программе «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми» (2012-2016 годы), утверждённой постановлением Правительства Республики Коми от 30 сентября 2011 года № 425, и по Государственной программе Республики Коми «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды», утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 года № 414, на строительство объектов размещения отходов.

Из акта выездной проверки Министерства финансов Республики Коми от ... следует, что на территории муниципального района «Корткеросский» на условиях долевого финансирования расходов за счёт средств республиканского бюджета Республики Коми производится строительство: межпоселенческого .... При этом, имеется только одно положительное заключение государственной экспертизы по объекту «Строительство межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в с. ...» от .... Заключения государственной экспертизы по другим объектам размещения отходов к проверке не представлены.

Финансирование строительства перечисленных объектов на территории муниципального района «Корткеросский» осуществляется за счёт средств республиканского бюджета Республики Коми путем предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Коми на строительство объектов размещения отходов Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, являющимся главным распорядителем бюджетных средств.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от ..., которым подтверждена законность указанного предписания, имеет преюдициальное значение.

Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.

В ходе рассмотрения дела об оспаривании предписания Министерства финансов Республики Коми судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми ... года установлено, что использование средств субсидии на строительство объектов размещения ТБО при отсутствии положительного экспертного заключения и, соответственно, разрешения на строительство влечёт бюджетное нарушение, выразившиеся в нарушении порядка исполнения бюджета в части расходования бюджетных средств и, в случае отсутствия положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию объектов размещения ТБО, выдача разрешения на ввод их в эксплуатацию невозможна, в связи с чем результат выделения средств из республиканского бюджета Республики Коми на строительство объектов размещения ТБО

не будет достигнут. Осуществление внутреннего государственного финансового контроля за использованием межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Коми предоставляемых другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с пунктом 61 Положения о Министерстве финансов Республики Коми, утверждённого постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2011 года №649, является непосредственной функцией Министерства финансов Республики Коми. Со стороны администрации МР «Корткеросский» имеются нарушения использования межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Коми при строительстве объектов ТБО, Министерство финансов Республики Коми как уполномоченный орган в области финансового контроля, обоснованно отреагировало на указанные нарушения, выдав администрации МР «Корткеросский» соответствующее предписание.

Исходя из того, что предписание Министерства финансов Республики Коми от ...... в установленном законом порядке незаконным не признано, оно подлежит исполнению.

До настоящего времени ответчиком предписание Министерства финансов Республики Коми не исполнено и меры к исполнению не приняты.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что в данном случае имеет место бездействие со стороны АМО МР «Корткеросский» в виде неисполнения предписания.

Доводы жалобы, что предписание носит декларативный характер и является необязательным для исполнения документом, являются ошибочными, поскольку в силу прямого указания закона, а именно части 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предписание является документом, содержащим обязательные для исполнения в указанный в нём срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Доводы жалобы о том, что отсутствие положительной государственной экспертизы проектно-сметной документации на объекты размещения твёрдых бытовых отходов не влияет на выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию данных объектов, не являются основанием к отмене законного и обоснованного решения, поскольку вынесенное предписание признано законным, соответственно, обязательным к исполнению.

Таким образом, при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм процессуального и материального права, влекущих отмену оспариваемого решения.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 23 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования муниципальный район «Корткеросский» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи