дело № 33а-5770/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 18 июля 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего | Хожаиновой О.В., |
судей при секретаре | Холодной Е.И., ФИО1 ФИО2, |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым о признании прекратившей свою деятельность местной общественной организации «Территориальное сообщество Симеиза воспитания нравственности и духовного возрождения «Новый Симеиз», с участием заинтересованного лица межрайонной ИФНС России №9 по Республике Крым,
по апелляционной жалобе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 7 февраля 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым обратилось в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просило признать местную общественную организацию «Территориальное сообщество Симеиза воспитания нравственности и духовного возрождения «Новый Симеиз» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, исключив её из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование требований указывается, что 17 февраля 2015 года ИФНС России по городу Симферополю в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации местной общественной организации «Территориальное сообщество Симеиза воспитания нравственности и духовного возрождения «Новый Симеиз» (далее – МОО «Новый Симеиз»), с присвоением основного государственного регистрационного номера №. В нарушение обязанностей, предусмотренных статьёй 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» МОО «Новый Симеиз» не представлены соответствующие документы за первый квартал 2020 год, в связи с чем, в адрес организации направлено предупреждение об устранении требований федерального законодательства, которое возвращено в адрес отправителя по истечении срока хранения после неудачной попытки вручения адресату. Указанные нарушения МОО «Новый Симеиз» не устранены. Аналогично не исполнены требования за 2020 год, в связи с чем 12 августа 2021 года направлено соответствующее предупреждение с указанием на допущенное нарушение и срок его устранения, однако, почтовое отправление также вернулось в адрес отправителя и нарушение устранено не было.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 7 февраля 2022 года в удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым отказано.
Не согласившись с указанным решением, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, которым исковые требования удовлетворить в полном объёме.
В апелляционной жалобе указывается, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, нормы материального и процессуального права судом первой инстанции применены неправильно. Указывается, что судом неверно дана оценка неоднократности нарушений со стороны МОО «Новый Симеиз», а также ошибочно указано на то, что оснований для ликвидации МОО «Новый Симеиз» не имеется, поскольку административное исковое заявление содержит требование о признании организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица не имеется. Апеллянт полагает, что судом не дано надлежащей оценки тем фактам, что вся юридически значимая корреспонденция, направленная в адрес административного ответчика, возвращена по истечению срока хранения, а представители административного ответчика, в свою очередь не присутствовали при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Также не представлено доказательств того, что административный ответчик фактически осуществляет свою деятельность и может устранить нарушения закона, послужившие основанием для подачи административного искового заявления, либо того, что существуют какие-либо объективные препятствия исполнения требований закона.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе, посредством размещения информации о судебном заседании на официальном сайте суда, а также на официальном сайте Министерства юстиции Республики Крым.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Производство по делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису предусматривается главой 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 17 февраля 2015 года МОО «Новый Симеиз» включена в Единый реестр юридических лиц.
Согласно Устава, МОО «Новый Симеиз» является добровольным, основанным на членстве, самоуправляемым объединением граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов, реализации общих целей, указанных в настоящем Уставе и достижения иных, не противоречащих закону, целей. Организация создана и действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях», иным действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и руководствуется в своей деятельности общепризнанными международными принципами, нормами и стандартами.
21 июля 2020 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым в адрес МОО «Новый Симеиз» вынесено предупреждение с указанием на неисполнение обязанности по предоставлению в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым отчётности за 2019 год до 1 июля 2020 года, с возложением обязанности предоставить отчётность в срок до 31 августа 2020 года.
12 августа 2021 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым в адрес МОО «Новый Симеиз» вынесено предупреждение с указанием на неисполнение обязанности по предоставлению в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым отчётности за 2020 год до 15 июля 2021 года, с возложением обязанности предоставить отчётность в срок до 30 сентября 2021 года.
Направленные в адрес МОО «Новый Симеиз» предупреждения после неудачной попытки вручения возвращены отправителю, указания, содержащиеся в предупреждениях, до настоящего времени не выполнены и обратного административным ответчиком суду не представлено.
В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Исходя из требований приведённого законоположения, предупреждения, направленные в адрес МОО «Новый Симеиз» по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, и не полученные ею считаются доставленными адресату.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что материалы дела не содержат доказательств неоднократности нарушений со стороны МОО «Новый Симеиз», а предупреждения, направленные в адрес административного ответчика, неоднократность не подтверждают. При этом, судом не установлено, что допущенные ответчиком нарушения носят существенный и неустранимый характер.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается и считает необходимым указать следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделёнными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утверждённому Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Согласно пункту 3 Положения № 705 государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (далее - органы государственного надзора).
Пунктом 6 Положения № 705 предусмотрено, что предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями (за исключением политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий) требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества.
Согласно пункту 12 Положения № 705 по результатам проверки должностные лица органа государственного надзора принимают меры, предусмотренные федеральными законами «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О противодействии экстремистской деятельности», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с абзацем 4 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ, неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьёй, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года №1246-О, суды, связанные в своей деятельности требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, принимая решение, затрагивающее права общественного объединения, в том числе имеющего статус юридического лица, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к общественному объединению мер.
Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон «О некоммерческих организациях») определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (части 1, 2 статьи 1).
Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, а также особенности правового положения общественных объединений, являющихся юридическими лицами, определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (статья 4 названного закона, далее - Федеральный закон № 82-ФЗ).
Согласно статье 5 названного закона, под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели). Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путём объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
Одной из организационно-правовых форм общественных объединений, закреплённых в статье 7 Федерального закона № 82-ФЗ, является общественная организация.
В соответствии с частью 1 статьи 29 названного закона, общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчёт об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчётом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объёме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчёты о своей деятельности в объёме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать федеральный орган государственной регистрации об объёме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с абзацем 4 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьёй, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
С учётом приведённых норм права и материалов настоящего административного дела судебная коллегия полагает, что, при отсутствии существенных неоднократных нарушений МОО «Новый Симеиз» закона, учитывая продолжительность деятельности общества, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного иска о признании МОО «Новый Симеиз» прекратившей свою деятельность.
Соглашаясь с выводом суда об устранимом характере выявленных нарушений, судебная коллегия также отмечает, что согласно информации, предоставленной МИФНС №8 по Республике Крым от 21 июня 2022 года, организацией в 2020 году представлена отчётность за 2019, 2020 годы.
Относительно указания апеллянта о том, что судом ошибочно указано, что оснований для ликвидации МОО «Новый Симеиз» не имеется, поскольку административное исковое заявление содержит требование о признании организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица не имеется, следует указать, что определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 мая 2022 года устранена описка в решении Ялтинского городского суда Республики Крым от 7 февраля 2022 года, слова «ликвидация» заменены на «прекращение деятельности».
Доводы апелляционной жалобы о неверной оценке судом первой инстанции доказательств не находят своего подтверждения, поскольку выводы, изложенные в решении, согласуются с разъяснениями, приведёнными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами».
По сути, доводы апелляционной жалобы о нарушении норм материального права направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, повлиявшие на принятие неправомерного решения, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона.
Случаев, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.
При таких данных оспариваемый судебный акт суда первой инстанции полностью отвечает требованиям законности и обоснованности, у апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к отмене и (или) изменению судебных актов, в связи с чем, апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 177, 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 7 февраля 2022 года по административному делу № 2а-1122/2022 обставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи Е.И. Холодная
ФИО1