Дело:№33а-577/2016
Судья: Нистратова В.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 февраля 2016 года г. Тамбов
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Уварова В. В.,
судей: Курохтина Ю.А., Епифановой С. А.,
при секретаре: Переплетовой Е. А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ражева В.М. к Уваровскому городскому Совету народных депутатов Тамбовской области, председателю Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области о признании незаконным и отмене решения Уваровского городского Совета народных депутатов № 608 от 14 апреля 2015 года «О возложении временного исполнения обязанностей главы администрации города Уварово Тамбовской области»,
по апелляционной жалобе Ражева В.М. на решение Уваровского районного суда Тамбовской области от 20 ноября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Ражев В.М. обратился в суд с административным иском к Уваровскому городскому Совету народных депутатов Тамбовской области о признании незаконным и отмене решения Уваровского городского Совета народных депутатов № 608 от 14 апреля 2015 г. «О возложении временного исполнения обязанностей главы администрации города Уварово Тамбовской области».
В обоснование своих требований административный истец указывал, что оспариваемым решением временное исполнение обязанностей главы администрации города Уварово Тамбовской области возложено на первого заместителя главы администрации города Кузнецова А.Ю., сроком с 15 апреля 2015 г. до заключения контракта со вновь назначенным на должность главы администрации города Уварово Тамбовской области по результатам проведенного конкурса.
Данное решение истец считает незаконным, поскольку оно не основано на нормах Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава города Уварово Тамбовской области, принятого решением Уваровского городского Совета № 95 от 30.06.2005г. с изменениями и дополнениями. На основании ст. ст. 35, 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава города Уварово вопрос о назначении исполняющего полномочия главы администрации городского округа в компетенцию Уваровского городского Совета народных депутатов не входит. В соответствии с п.4 решения Уваровского городского Совета народных депутатов № 549 от 30.10.2014 г. после истечения срока полномочий главы города Уварово, избранного до вступления в силу решения, председатель городского Совета народных депутатов, избранный до вступления в силу решения, осуществляет полномочия (исполняет обязанности) главы города Уварово до истечения срока своих полномочий. Ссылка в преамбуле решения № 608 от 14.04.2015г. на Регламент Уваровского городского Совета несостоятельна, поскольку Регламент Уваровского городского Совета народных депутатов определяет порядок созыва, подготовки и проведения заседаний выборного представительного органа местного самоуправления, порядок образования и избрания его органов, заслушивания отчетов об их работе, процедуру голосования и другие вопросы организации деятельности городского Совета и его рабочих органов.
Решением Уваровского городского Совета народных депутатов № 608 от 14.04.2015г. нарушены его права как гражданина Российской Федерации, жителя города Уварово Тамбовской области на управление городом законно избранными и законно назначенными органами и должностными лицами местного самоуправления, поскольку исполнение полномочий главы администрации г. Уварово связано с принятием важных решений, от которых зависит жизнедеятельность муниципального образования, где он проживает (расходование бюджетных средств, распоряжение муниципальным имуществом, принятие управленческих решений по всем вопросам местного значения).
Определением Уваровского районного суда Тамбовской области от 21 октября 2015 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен председатель Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области.
Решением Уваровского районного суда Тамбовской области от 20 ноября 2015 года в удовлетворении вышеназванного административного иска Ражеву В.М. отказано.
В апелляционной жалобе Ражев В.М. считает данное решение суда незаконным, необоснованным, подлежащим отмене. Указывает, что судом не принято во внимание, что внутренний документ Уваровского городского Совета народных депутатов - Регламент, определяет порядок созыва, подготовки и проведения заседаний выборного представительного органа местного самоуправления Уваровского городского Совета народных депутатов, процедуру подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на заседаниях городского Совета, порядок образования и избрания его органов (а не органов администрации города), заслушивания отчетов об их работе, процедуру голосования и другие вопросы организации исключительно деятельности городского Совета и его рабочих органов.
Решением Уваровского городского Совета народных депутатов № 608 от 14.04.2015г. нарушены права Ражева В.М. как гражданина РФ, жителя г.Уварово Тамбовской на управление городом законно избранными и законно назначенными органами и должностными лицами местного самоуправления, поскольку исполнение полномочий главы администрации г. Уварово связано с принятием важных решений, от которых зависит жизнедеятельность муниципального образования, где проживает административный истец, расходование бюджетных средств, распоряжение, муниципальным имуществом, принятие управленческих решений по всем вопросам местного значения. Указанные доводы не приняты во внимание судом.
Далее автор жалобы ссылается на ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которой определена структура органов местного самоуправления, а так же то, что порядок их формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность определяются уставом муниципального образования. Ссылается на ст. 35 вышеназванного Федерального закона, в которой отражено то, что относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Ражев В.М. указывает, что из анализа ст. ст. 35, 43 данного Закона следует, что вопрос о назначении исполняющего полномочия главы администрации г. Уварово в компетенцию Уваровского городского Совета народных депутатов не входит, что является главным для решения вопроса о законности оспариваемого решения.
Так же автор жалобы полагает незаконной ссылку суда на ч.12 ст.47 Устава г. Уварово, согласной которой в случае досрочного прекращения полномочий главы администрации города, временное исполнение обязанностей главы администрации города возлагается на лицо, назначенное решением городского Совета народных депутатов по представлению главы города, поскольку в ней говориться только о случаях досрочного прекращения полномочий главы города.
Как усматривается из материалов дела, полномочия главы города Кузнецова А.Ю., избранного 14.03.2010г. сроком на 5 лет, истекли в марте 2015г., следовательно, досрочное прекращение полномочий главы города отсутствует. На 14.04.2015г., дата заседания Уваровского городского Совета народных депутатов, Исупова З.И. являлась исполняющей полномочия главы города, а не главой города, следовательно, она не вправе была вносить представление по вопросу временного возложения обязанностей главы администрации города.
Так же указывает, что оспариваемое решение № 608 от 14.04.2015г. принято с нарушением Регламента Уваровского городского Совета: до депутатов не была доведена надлежащим образом информация о времени и месте проведения внеочередного заседания, в том числе и через СМИ, с указанием вопросов, которые предлагается рассмотреть; отсутствует требование о созыве с повесткой дня; председателем городского Совета полностью были нарушены требования по ведению заседания.
Представленный протокол №60 от 14.04.2015г. оформлен с нарушением требований ст.25 Регламента, поскольку в нем нет информации о голосовании по процедурным вопросам.
В дело представлен протокол №4 от 13.04.2015г. заседания постоянной мандатной комиссии по вопросам депутатской этики, организации контроля и местного самоуправления, где были решены вопросы о внесении проектов решений на внеочередное заседание городского Совета «О прекращении временного исполнения обязанностей главы администрации города Уварово Тамбовской области» и «О возложении временного исполнения обязанностей главы администрации города Уварово Тамбовской области». Однако, согласно представленного в суд Положения «О постоянных депутатских комиссиях Уваровского городского Совета народных депутатов», утвержденного решением Уваровского городского Совета №788 от 25.11.2009г. ст.10 к вопросам ведения указанной комиссии не отнесены вопросы о прекращении временного исполнения обязанностей главы города и о возложении временного исполнения обязанностей главы администрации города.
Таким образом, Уваровский городской Совет народных депутатов не имел полномочий на принятие решения №608 от 14.04.2015г. «О возложении временного исполнения обязанностей главы администрации города Уварово Тамбовской области» и им не был соблюден порядок принятия спорного решения.
Проверив материалы дела, выслушав Ражева В. М., его представителя Гомзову Н. А., поддержавших жалобу, представителя Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области Гунина А. Ю., представителя администрации г. Уварово Суслову Г. П., считавших решение правильным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы 1епятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно положениям статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.02.2015г. № 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в силу 07.03.2015г.) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования, в том числе, не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.
31.10.2014 года Тамбовской областной Думой принят Закон Тамбовской области от 12 ноября 2014 г. N 463-3 «О порядке формирования органов местного самоуправления в Тамбовской области».
В связи с внесенными изменениями в указанные федеральные законы, Законом Тамбовской области от 01 апреля 2015 года N 519-3 внесены изменения в статью 3 названного Закона Тамбовской области № 463-3 (вступил в силу 13.04.2015г.) и касаются порядка избрания глав муниципальных образований.
Внесенные изменения в федеральное и региональное законодательство послужили основанием для приведения Устава города Уварово Тамбовской области в соответствие с федеральным и областным законодательством.
Так, решением Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 30 октября 2014 года № 549 принят Устав города Уварово Тамбовской области в целом. Одновременно признан утратившим силу действующий Устав города Уварово Тамбовской области, принятый решением Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 30.06.2005 года № 95, за исключением положений, касающихся срока полномочий, перечня полномочий, порядка избрания главы города и председателя городского Совета народных депутатов, порядка избрания заместителя председателя городского Совета народных депутатов, системы муниципальных правовых актов, которые действуют до момента прекращения полномочий главы города Уварово, избранного до вступления в силу настоящего решения (п.2 решения № 549).
Государственная регистрация Устава, принятого решением Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 30 октября 2014 года № 549, осуществлена в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005г. № 97- ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации Устава муниципального образования от 12.12.2014 года и не отрицается сторонами административного дела.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся полномочий Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области, порядка и процедуры принимаемых им решений аналогичны доводам административного искового заявления и показаниям стороны истца в суде первой инстанции. Всем этим доводам решением суда дана правильная правовая оценка, которая согласуется с приведенными правовыми нормами, не противоречит им, и у коллегии и нет оснований не согласиться с подробно приведенными выводами суда, которые доводами апелляционной жалобы не опровергаются.
Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного, (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Как правильно установлено судом первой инстанции, и это объективно не опровергнуто противоположной стороной, Ражев В. М. с текстом оспариваемого им решения был ознакомлен 29.04.2015г. Данное обстоятельство подтверждается протоколом судебного заседания по гражданскому делу № *** по иску Ражева В.М. к муниципальному образованию городской округ г. Уварово Тамбовской области в лице администрации г. Уварово Тамбовской области, Финансовому управлению администрации г. Уварово Тамбовской области, главе города Уварово Тамбовской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г.Уварово по исполнению решения суда от 29.04.2015г. При этом само по себе осуществление такого ознакомления Ражевым В. М. не оспорено и подтверждено в суде апелляционной инстанции. Кроме того, данное решение (№ 608 от 14 апреля 2015 года) было размещено на официальном сайте Тамбовский областной портал - 68 в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 14 апреля 2015 года, что также никем не оспорено.
С административным заявлением об оспаривании этого решения представительного органа Ражев В. М. обратился 24 августа 2015 года, то есть, как верно указано судом, с пропуском трехмесячного срока.
Административным истцом не представлено суду никаких доказательств в подтверждение наличия каких-либо обстоятельства, препятствовавшие его обращению с заявлением в суд в предусмотренный законом срок.
При этом бремя доказывания обстоятельств на стороны судом распределена правильно и в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ, поэтому не основан на законе довод жалобы о необоснованном возложении на истца обязанности доказывания обстоятельств, подтверждающих его доводы о нарушении его прав оспариваемым решением, а также соблюдения им срока обращения в суд.
Анализируя доводы Ражева В. М. о нарушении его прав и законных интересов решения Уваровского городского Совета народных депутатов № 608 от 14.04.2015 года, принятого в отношении конкретного лица, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии доказательств, объективно свидетельствующих о нарушении данным решением прав, свободы и законных интересов истца. Не содержится в материалах дела сведений о том, что оспариваемое решение создает истцу препятствия к осуществлению и реализации его прав и законных интересов, либо незаконно возлагает на него какую-либо обязанность.
Кроме того, на момент рассмотрения административного дела решение Уваровского городского Совета народных депутатов № 608 от 14 апреля 2015 года решением того же Совета № 18 от 07.10.2015г. признано утратившим силу по результатам состоявшихся выборов главы города Уварово.
В изложенной ситуации у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для удовлетворения завяленных Ражевым В. М. исковых требований, не имеется таких оснований и у суда апелляционной инстанции.
Судом при рассмотрении спора были правильно применены нормы материального права, исследованы все имеющие значение для дела обстоятельства и им дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, по данному делу не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Уваровского районного суда Тамбовской области от 20 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ражева В.М. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: