ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-578/2018(33А-16755/2017) от 06.02.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Полякова Н.В. Дело № 33а-578/2018 (33а-16755/2017)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 февраля 2018 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Сивохина Д.А., Шилова А.Е.,

при секретаре – Сукмановой Ю.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Главе городского округа Самара об оспаривании постановления,

по апелляционным жалобам представителей Главы г.о.Самара и Департамента градостроительства г.о.Самара на решение Октябрьского районного суда г. Самара от 25 октября 2017 года, которым постановлено:

«Постановление Главы городского округа Самара от 05.07.2017 г. №556 «Об отклонении документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в целях размещения линейного объекта дорожного хозяйства <адрес> признать незаконным.

Обязать Главу городского округа Самара в течении 14 дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в целях размещения линейного объекта дорожного хозяйства <адрес> разработанной на основании распоряжения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 28.04.2015 года №РД-500.».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителей Главы г.о. Самара администрации г.о. Самара - ФИО2 (по доверенности), Департамента градостроительства г.о. Самара – ФИО3 (по доверенности), Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области – ФИО4 (по доверенности), поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения ФИО1 и его представителя адвоката Давидяна Ю.С. (по доверенности и ордеру) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Главе г.о. Самара об оспаривании постановления, указав в обоснование, что распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 28.04.2015 №РД-500 ему разрешена подготовка документации по проекту планировки территории в г.о.Самара в целях размещения линейного объекта дорожного хозяйства <адрес>. 14.05.2015 между ФИО1 и МП г.о.Самара «Архитектурно-планировочное бюро» заключен договор возмездного оказания услуг по подготовке проекта планировки указанной территории, который предоставлен в Департамент. Письмом Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 31.07.2015 №Д05-01-01/4854-2-1 ФИО1 разъяснено, что представленная документация по планировке территории выполнена в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и может быть рекомендована к направлению на публичные слушания после проведения полевых работ на территории объекта, и получения заключения историко-культурной экспертизы. На основании постановления администрации г.о.Самара от 09.11.2015 №1260, в период с 10.11.2015 по 08.12.2015 проведены публичные слушания по проекту планировки территории в г.о.Самара в целях размещения линейного объекта дорожного хозяйства <адрес> В связи с отсутствием мнений, содержащих отрицательную оценку по проекту планировки и проекту межевания территории, Департамент рекомендовал принять указанный проект в редакции, вынесенной на публичные слушания. Однако проект на утверждение Главе г.о.Самара направлен не был. Письмом от 07.06.2016 №Д05-01-01/1674-1-1 Департамент градостроительства г.о. Самара сообщил ФИО1, что у правового отдела администрации г.о. Самара имеются замечания к документации по планировке территории в части отсутствия в пояснительной записке описания и обоснования положений, касающихся проведения мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, а также наличие возражений Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области относительно уменьшения ширины створа красных линий. В связи с чем, документация по планировке рассматриваемой территории отклонена, в направлении на публичные слушания отказано. Несмотря на указанные незаконные требования Департамента градостроительства г.о. Самара, проектная документация ФИО1 доработана, после чего вновь представлена на проверку и согласование. Повторно рассмотрев доработанный проект Департамент градостроительства г.о. Самара, письмом от 29.09.2016 №38-Д050101/10222 направил проект планировки в администрацию Кировского внутригородского района г.о.Самара для организации проведения повторных публичных слушаний, приложив заключение о том, что состав и содержание проекта планировки и проекта межевания территории соответствует требованиям градостроительного законодательства, рекомендации по доработке проектов отсутствуют. На основании постановления председателя Совета депутатов Кировского внутригородского района г.о.Самара от 19.10.2017 №7 с 19.10.2016 по 17.11.2016 проведены публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории линейного объекта дорожного хозяйства <адрес> в форме сбора мнений (отзывов) жителей Кировского внутригородского района. Из протокола публичных слушаний от 10.11.2016 следует, что в период проведения публичных слушаний поступили мнения (отзывы) 4256 жителей г.о.Самара, которые поддержали указанную проектную документацию. Согласно заключению администрации Кировского внутригородского района г.о.Самара рекомендовано принять указанный проект в редакции, вынесенной на публичные слушания. Однако постановлением Главы г.о. Самара от 05.07.2017 № 556 представленная проектная документация по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в целях размещения линейного объекта дорожного хозяйства <адрес> отклонена и направлена на доработку. ФИО1 считает указанное постановление незаконным, нарушающим его права и иных жителей, полагает, что основания для отказа в согласовании проектной документации с учетом вышеизложенных обстоятельств, отсутствуют.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просил суд признать незаконным постановление Главы г.о. Самара от 05.07.2017 № 556 и обязать Главу г.о.Самара в течение 14 дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в целях размещения линейного объекта дорожного хозяйства <адрес>, разработанной на основании распоряжения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 28.04.2015 № РД-500.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласились представители Главы г.о. Самара и Департамента градостроительства г.о. Самара, в апелляционных жалобах ставят вопрос об отмене решения как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального и процессуального права.

В заседании судебной коллегии представители Главы г.о. Самара администрации г.о. Самара, Департамента градостроительства г.о. Самара, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - ФИО2, ФИО3, ФИО4 (по доверенностям) доводы апелляционных жалоб поддержали, просили решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобах.

ФИО1 и его представитель адвокат Давидяна Ю.С. (по доверенности и ордеру) в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционных жалоб, просили оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Представитель администрации Кировского внутригородского района г. Самары в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является собственником земельного участка, с кадастровым номером , площадью 3 733,00 кв. м, расположенного вдоль проезжей части <адрес> участок , имеет вид разрешенного использования - для садоводства.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), осуществляемой на территории г.о. Самара, указанный земельный участок расположен в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61.

Часть указанного земельного участка расположена в красных линиях <адрес>, принадлежит территории общего пользования, имеет ограничение в виде охранной зоны инженерных коммуникаций.

Установлено, что с целью изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка с зоны Р-5 (Зона садово-дачных участков и коллективных садов) на зону Ц-2 (Общественно-деловая зона городского значения) для осуществления последующей коммерческой деятельности ФИО1 обратился в Комиссию по застройке и землепользованию с заявлением о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в части изменения территориальной зоны Р-5 на Ц-2 в границах своего земельного участка.

При этом, распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 28.04.2015 №РД-500 ФИО1 разрешена подготовка документации по подготовке проекта планировки территории в г.о. Самара в целях размещения линейного объекта дорожного хозяйства <адрес>. В качестве приложения № 2 к указанному распоряжению выдано техническое задание на подготовку документации по планировке территории в г.о. Самара (л.д. 38-64, т.1)

14.05.2015 между ФИО1 и МП г.о.Самара «Архитектурно-планировочное бюро» заключен договор № 0000000755/8 возмездного оказания услуг на подготовку проекта планировки территории в г.о. Самара в целях размещения линейного объекта дорожного хозяйства <адрес> г.о. Самара.

Разработанная проектная документация 23.07.2015 для согласования передана в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.

Письмом Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 31.07.2015 №Д05-01-01/4854-2-1 ФИО1 разъяснено, что представленная документация по планировке территории разработана в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и может быть рекомендована к направлению на публичные слушания после проведения полевых работ на территории объекта и получения заключения историко-культурной экспертизы (л.д. 55-60, т.1).

В соответствии с постановлением администрации г.о. Самара от 09.11.2015 №1260, опубликованном 10.11.2015 в газете «Самарская газета» №135 (5551) проведены публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории в целях размещения линейного объекта дорожного хозяйства <адрес>, по результатам которых Департамент рекомендовал принять указанный проект в редакции, вынесенной на публичные слушания. Заключение Департамента от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в газете «Самарская газета» 15.12.2015 выпуск № 152 (5568).

Администрацией г.о. Самара 24.11.2015 принято постановление № 1330 «О подготовке проекта о внесении изменений в правила застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61, по поступившим предложениям согласно приложению № 1, в том числе по предложению ФИО1

Однако письмом от 07.06.2016 №Д05-01-01/1674-1-1 Департамент градостроительства г.о.Самара сообщил ФИО1, что у правового отдела администрации г.о.Самара имеются замечания к документации по планировке территории в части отсутствия в пояснительной записке описания и обоснования положений, касающихся проведения мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, а также в части наличия возражений Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области относительно уменьшения ширины створа красных линий <адрес> до 40 метров, поскольку в соответствии с Рекомендациями по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений (Центральный научно-исследовательский и проектный институт по градостроительству Минстроя России), ширина магистральных улиц в красных линиях в крупных и крупнейших городах принимаются, как правило, равной 50-75 метрам. В связи с чем, документация по планировке рассматриваемой территории не соответствует действующему законодательству и не может быть направлена на публичные слушания (л.д. 79-81, т.1).

После устранения замечаний в части описания и обоснования положений, касающихся проведения мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, административный истец повторно обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара для согласования проекта.

Рассмотрев доработанный проект Департамент градостроительства г.о. Самара, письмом от 29.09.2016 №38-Д050101/10222 направил его в администрацию Кировского внутригородского района г.о.Самара для организации проведения повторных публичных слушаний, приложив заключение о том, что состав и содержание проекта планировки и проекта межевания территории соответствует требованиям градостроительного законодательства, рекомендации по доработке проекта отсутствуют (л.д. 82-86, т.1).

В соответствии с постановлением Председателя Совета депутатов Кировского внутригородского района г.о. Самара от 19.10.2016 №7, в период с 19.10.2016 по 17.11.2016 проведены публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории линейного объекта дорожного хозяйства <адрес> по результатам которых, согласно протоколу от 10.11.2016, в связи с поступившими мнениями в поддержку проектов и отсутствием мнений, содержащих отрицательную оценку по проекту планировки и проекту межевания территории, рекомендовано принять проект в редакции, вынесенной на публичные слушания, о чем администрацией Кировского внутригородского района г.о. Самара подготовлено заключение (л.д.87-106, 108, т.1).

Постановлением Главы г.о.Самара от 05.07.2017 № 556 подготовленная документация по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в целях размещения линейного объекта дорожного хозяйства <адрес>, отклонена и направлена в Департамент градостроительства г.о.Самара на доработку с учетом протокола публичных слушаний и заключения по результатам публичных слушаний (л.д.34, т.1).

Удовлетворяя административный иск, признавая постановление Главы г.о.Самара от 05.07.2017 № 556 об отклонении документации по планировке территории незаконным и возлагая на Главу г.о.Самара обязанность принять решение об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в целях размещения линейного объекта дорожного хозяйства <адрес>, суд исходил из того, что каких-либо конкретных оснований, по которым проект межевания и проект планировки спорного земельного участка отклонен, оспариваемое постановление не содержит,является немотивированным. Суд также принял во внимание заключение Департамента градостроительства г.о.Самара являющееся приложением к письму Департамента градостроительства г.о. Самара от 29.09.2016 о направлении документации Главе г.о. Самара, из которого следует, что проект планировки территории и проект межевания территории соответствует требованиям градостроительного законодательства, рекомендации по доработке проекта по результатам проверки отсутствуют, посчитав, что документы, необходимые для утверждения проекта планировки территории и проекта межевания территории в целях размещения линейного объекта дорожного хозяйства <адрес> направлены в администрацию г.о. Самара в полном объеме. Также суд исходил из того, что аналогичные замечания поименованы Департаментом градостроительства в 2015-2016 годах, в соответствии с которыми документация доработана, документы повторно направлены на проверку в Департамент градостроительства г.о. Самара, замечания отсутствовали.

Такие выводы суда нельзя признать правильными, поскольку они опровергаются материалами дела, сделаны при неполно исследованных обстоятельствах, имеющих значение для разрешения административного дела.

Так, в силу ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Частью 1 статьи 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

В соответствии с подп. «а», пункта 1 части 3 указанной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства;

Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (часть 1 ст. 43 ГрК РФ).

Частью 1 ст. 45 ГрК РФ предусмотрено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 5 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

При этом, в силу части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

В силу пункта 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.

Согласно п. 13 указанной статьи, глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Из материалов дела следует, что письмом первого заместителя Главы г.о.Самара ФИО5 от 02.08.2017 №38-Д05-01-01/369-обр ФИО1 разъяснены причины отклонения документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в целях размещения линейного объекта дорожного хозяйства <адрес>, указано, что таковыми послужили следующие замечания:

- в нарушение п. 2 ч. 5 ст. 43 ГрК РФ, чертеж проекта межевания территории документации не содержал линии отступа от красных линий;

- в нарушение требований, установленных п.5 ч. 5 ст. 45, п. 7 ч.5 ст. 43 ГрК РФ на чертеже проекта межевания территории и схеме границ зон с особыми условиями использования территорией не указаны охранные зоны линейных объектов (водопровод, газопровод), расположенных на проектируемой территории;

- в нарушение Рекомендаций по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений (Центральный научно-исследовательский и проектный институт по градостроительству Минстроя России. М., 1992) документацией запланировано уменьшение ширины створа красных линий магистральной <адрес> до 40 м (вместо 50-75 м).

Кроме того, в суд апелляционной инстанции представлено постановление администрации г.о. Самара от 13.12.2017 № 1063 «О внесении изменения в постановление Администрации г.о. Самара от 05.07.2017 № 556 «Об отклонении документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в целях размещения линейного объекта дорожного хозяйства <адрес>», в котором приведены основания отклонения документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) аналогичные основаниям изложенным в вышеуказанном письме Главы г.о.Самара от 02.08.2017 №38-Д05-01-01/369-обр на обращение ФИО1

При таких обстоятельствах, вывод суда о том, оспариваемое постановление не содержит конкретных оснований, по которым проект межевания и проект планировки спорного земельного участка отклонены, опровергается материалами дела.

Также опровергается материалами дела и вывод суда о том, что аналогичные замечания к документации, послужившие основанием к принятию оспариваемого постановления Администрации г.о. Самара от 05.07.2017 № 556, ранее были доработаны, после чего документация повторно направлена на проверку в Департамент градостроительства г.о. Самара.

Так, материалами дела подтверждено и не оспаривалось сторонами, что первоначально документация дорабатывалась в части отсутствия в пояснительной записке описания и обоснования положений, касающихся проведения мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, при этом в части наличия возражений Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области относительно уменьшения ширины створа красных линий <адрес> до 40 метров документация оставлена без изменения. При этом, административным истцом не обоснована необходимость уменьшения ширины створа красных линий магистральной <адрес> с 95-110 м до 40 м (вместо 50-75 м).

Таким образом, доводы административного истца и выводы суда о том, что замечания, аналогичные изложенным в оспариваемом постановлении, ранее доработаны, являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.

Из материалов дела следует, что согласно приказу Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 27.01.2015 № 13 «О резервировании земель для государственных нужд самарской области в целях размещения объекта транспортной инфраструктуры регионального значения «Реконструкция Московского шоссе на участке от проспекта Кирова до АЗС № 115 «Роснефть» г.о. Самара, обеспечивающего подъезд к стадиону» зарезервированы для государственных нужд Самарской области на сорок семь лет земли, расположенные в границах земельного участка площадью 978 055 кв.м., в соответствии со схемой резервируемых земель, согласно приложению № 1 к данному приказу, включая в том числе земли спорной территории.

Представленным проектом планировки территории предусмотрена корректировка существующих красных линий и установление новых красных линий в границах проектирования с уменьшением ширины створа красных линий магистральной <адрес> с 95-110 до 40 м, в целях снятия ограничений в использовании земельного участка с кадастровым номером и расположенного на нем нежилого помещения.

Согласно п. 1 Примечания таблицы 8 пункта 11.5 Свода правил "СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 N 820 (далее - СП 42.13330.2011), ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Ширина улиц и дорог в красных линиях принимается, м: магистральных дорог - 50-75; магистральных <...>; улиц и дорог местного значения - 15-25.

Вместе с тем, согласно позиции Совета депутатов Кировского внутригородского района г.о. Самара, изложенной в письме от 16.11.2016 № 118, утверждение подготовленной документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в представленной редакции приведет к переносу существующих красных линий магистральной <адрес>, в результате чего произойдет ее сужение в 2 раза, что приведет к ухудшению трафика движения, осложнит транспортную ситуацию, ухудшит экологическую обстановку и создаст препятствие в развитии Кировского внутригородского района городского округа Самара из-за ухудшения транспортной составляющей.

Аналогичная правовая позиция изложена ранее в письме Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 12.10.2015 № МТС-28/1885, из которого следует, что уменьшение ширины створа красных линий магистральной улицы районного значения регулируемого движения <адрес> с 95-110 метров до минимально допустимых 40 метров, будет препятствовать ее реконструкции и развитию транспортных связей между жилыми, промышленными районами и центром города, а также представлять угрозу безопасности дорожного движения.

Вместе с тем, административным истцом не приведено доводов и не представлено доказательств в обоснование необходимости уменьшения ширины створа красных линий магистральной улицы районного значения регулируемого движения <адрес> с 95-110 метров до 40 метров.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 № 89 «Об утверждении Положения о министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области» министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области является уполномоченным органом в развитии транспортно-логистического комплекса и дорожного хозяйства, проводимой с целью повышения уровня жизни населения Самарской области.

Пунктом 4.4 Рекомендаций по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений (М.: ЦНИИП градостроительства, 1994) установлено, что ширина улиц и дорог в красных линиях следует определять путем расчета в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава и количества элементов, размещаемых в пределах поперечного профиля, с учетом санитарно-гигиенических условий и требований особых обстоятельств. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается: магистральных улиц: в крупных и крупнейших городах 50-75 м.

Красные линии обозначают в координатах условную границу между внешними элементами поперечного профиля улиц и дорог (тротуар, обочина, техническая зона и др.) и прилегающей территорией.

Согласно п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Наличие красных линий <адрес>, подтверждается сведениями из схемы № 5 «Карта (схема) зоны инженерной инфраструктуры» Генерального плана г.о. Самара (в редакции решения Думы городского округа Самара от 07 февраля 2012 года №181 «О внесении изменений в Решение Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539 «Об утверждении Генерального плана городского округа Самара»).

Границы улицы <адрес> предусмотрены действующим Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539, и ранее разработанной и утвержденной градостроительной документацией.

Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.

Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации определяет Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденная постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30.

В соответствии с указанной Инструкцией красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.

Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования /и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.

Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

При этом, одним из принципов земельного и градостроительного законодательства является приоритет публичных над частными интересами.

Кроме того, из представленных материалов по обоснованию проекта планировки территории, а именно схемы границ зон с особыми условиями использования территории, а также проекта межевания территории следует, что на проектируемой территории расположены линейные объекты: водопровод, газопровод.

В силу п. 4 ст. 1 ГрК РФ зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки.

Однако в представленном на обозрение судебной коллегии чертеже проекта межевании территории и схеме границ зон с особыми условиями использования территории не в полном объеме указаны охранные зоны вышеперечисленных линейных объектов.

Таким образом, при разработке документации по планировке территории не выполнены требования, установленные п. 2 ч.7 ст. 43, п.3 ч.6 ст. 43 ГрК РФ.

Документация по планировке территории может быть отклонена уполномоченным органом не только в связи с наличием замечаний по результатам публичных слушаний, но и в случае выявления после проведения публичных слушаний замечаний к данной документации, иное привело бы к принятию решения об утверждении проектной документации, не отвечающей требованиям действующего законодательства, что в свою очередь, противоречит ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что Постановление Главы г.о. Самара от 05.07.2017 №556 «Об отклонении документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в целях размещения линейного объекта дорожного хозяйства <адрес> с учетом постановления администрации г.о. Самара от 13.12.2017 № 1063 «О внесении изменения в постановление Администрации г.о. Самара от 05.07.2017 № 556, принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, порядок и процедура принятия данного постановления соблюдены, в связи с чем оснований для признания его недействующим не имеется.

При таких обстоятельствах, учитывая, что надлежащего фактического и правового обоснования действительного нарушения оспариваемым постановлением прав и законных интересов административным истцом не приведено, нарушения требований закона при вынесении оспариваемого постановления не допущено, то универсальная совокупность условий для признания его незаконным отсутствует.

Как усматривается из решения, суд в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) обязал Главу г.о. Самара принять решение об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в целях размещения линейного объекта дорожного хозяйства <адрес>, разработанной на основании распоряжения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 28.04.2015 года №РД-500», что в данном случае нельзя признать правильным, поскольку суд не вправе совершать действия, которые входят в предмет компетенции другого государственного (муниципального) органа и тем самым исполнять его функции, т.е. в данном случае подменять собой компетенцию органов местного управления.

При этом, при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспаривается, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).

Суд первой инстанции не учел вышеизложенное, а потому состоявшееся по делу решение об удовлетворении требований не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным постановления Главы городского округа Самара от 05.07.2017 №556 «Об отклонении документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в целях размещения линейного объекта дорожного хозяйства <адрес> и о возложении на Главу г.о.Самара обязанности принять решение об утверждении документации по планировке территории, поскольку суд без достаточных на то оснований разрешил вопрос, отнесенный к полномочиям органа местного самоуправления.

Доводы административного истца о том, что оспариваемым постановлением нарушены его права и права иных жителей, отклоняются как несостоятельные по вышеизложенным мотивам.

Ссылка административного истца и его представителя на заключение кадастрового инженера от 30.01.2018 и заключение Самарской региональной организации Союза архитекторов России от 05.02.2018 не принимается во внимание, поскольку данные документы не являлись предметом рассмотрении административного ответчика при принятии оспариваемого постановления.

Доводы административного истца и его представителя о том, что проектная документация, согласованная Департаментом и не получившая на публичных слушаниях отрицательных замечаний, не может быть отклонена и направлена доработку, основаны на неправильном толковании вышеуказанных норм права, поскольку из системного анализа положений статьи 46 ГрК РФ следует, что заключение о результатах публичных слушаний носит рекомендательный характер и учитывается главой местной администрации городского округа при принятии решения об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

В данном случае уполномоченный орган власти исходил из баланса частных интересов заказчиков проектов и публичных интересов жителей территории города. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 15.07.2010 № 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

В силу положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Принимая во внимание, что результаты публичных слушаний для органов местного самоуправления носят рекомендательный характер и не являются безусловным основанием для принятия решения об утверждении документации, а также то, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий главы городского округа Самара с соблюдением требований законодательства к его форме, при отсутствии нарушения существенных положений закона и правовых актов, регулирующих процедуру его принятия, закону и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав и свобод административного истца, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными актами, не нарушает, правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований не имеется.

Судебная коллегия отмечает, что административный истец не лишен возможности повторно обратиться к административному ответчику с заявлением о согласовании проектной документации, доработав ее с учетом замечаний изложенных в оспариваемом постановлении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 25 октября 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление ФИО1 к Главе городского округа Самара об оспаривании постановления, оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –