ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5790/20 от 02.09.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД 38RS0034-01-2019-004076-08

Судья 1 инстанции Заблоцкая М.Н.

Судья-докладчик Гусарова Л.В. № 33а-5790/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 сентября 2020 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Медведевой Н.И.,

судей Гусаровой Л.В., Бутиной Е.Г.,

при секретаре Рыковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-371/2020 по административному исковому заявлению Петрова Виктора Валерьевича к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия о признании незаконным отказа в передаче жилого помещения в собственность, обязании принять решение по заявлению

по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия на решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 10 января 2020 г.,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование административного иска указано, что решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 08.02.2017 установлен факт нахождения квартиры "номер изъят", площадью 59,6 кв.м. в здании участка по адресу<адрес изъят>. В Реестре Федерального имущества значится объект недвижимости – нежилое здание участка по <адрес изъят>, общей площадью 108,9 кв.м, находящееся в оперативном управлении Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия.

27.11.2017 Петров В.В. обратился в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия с заявлением о передаче жилого помещения в собственность. В передаче жилого помещения в собственность Петрова В.В. было отказано в связи с тем, что право на приватизацию жилого помещения не подтверждено.

Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 25.12.2018 за Петровым В.В. признано право пользования квартирой, расположенной по <адрес изъят> на условиях договора социального найма.

08.07.2019 Петров В.В. обратился в Управление Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия с заявлением о передаче жилого помещения, квартиры, расположенной по <адрес изъят>, в собственность бесплатно.

Письмом от 06.09.2019 № УФС-АС-13/5327 Управление Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия отказало в передаче жилого помещения в собственность Петрова В.В., указав в обоснование отказа на отсутствие полномочий по принятию решений, предусмотренных ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Данный отказ нарушает право Петрова В.В. на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения бесплатно в порядке приватизации.

Просил суд признать незаконным отказ Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия, выраженный в письме от 06.09.2019 № УФС-АС-13/5327, обязать принять решение по заявлению Петрова В.В. от 08.07.2019 о передаче в собственность жилого помещения.

Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 10.01.2020 административный иск Петрова В.В. удовлетворен.

Не согласившись с решением суда, представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, в удовлетворении административного иска отказать, считая решение суда незаконным и необоснованным. Указывает, что Управлению было передано в оперативное управление здание участка, которое на момент передачи являлось полностью нежилым, жилые помещения, расположенные в здании участка, в оперативное управление не передавались. Таким образом, Управление не принимало в оперативное управление жилые помещения из государственного жилищного фонда. Соответственно, не несет обязанности по их передаче в частную собственность в порядке исполнения ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Управлением не нарушены права Петрова В.В. на приватизацию жилого помещения, так как оно не является обладателем вещных прав на жилое помещение, расположенное по <адрес изъят>. Управление не является правообладателем жилого помещения, что подтверждается данными Единого государственного реестра недвижимости. Соответственно, не может заключить договор приватизации, как и любой иной договор, в отношении данного жилого помещения.

Фактически суд признал незаконным бездействие Управления по неисполнению действий, предложенных 18.07.2017 Межрегиональным территориальным управлением Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, хотя истцом обжаловался отказ Управления, выраженный в письме от 06.09.2019 №УФС-АС-13/5327, а не иные действия ответчика.

Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения административного истца Петрова В.В., его представителя адвоката Ласкину А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 этой же статьи).

Согласно п.п. 2 и 3 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления.

Частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 1 постановления от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность, либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного с самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Судом установлено, что 08.07.2019 Петров В.В. обратился в Управление Россельхознадзора по ИО и РБ с заявлением о передаче жилого помещения, квартиры, расположенной по <адрес изъят>, в собственность в порядке приватизации.

Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия заявление Петрова В.В. было рассмотрено и 06.09.2019 письмом № УФС-АС-13/5327 отказано в передаче жилого помещения в собственность Петрова В.В. в связи с отсутствием полномочий по принятию решений, предусмотренных ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Согласно кадастровому паспорту объект недвижимого имущества, расположенный по <адрес изъят>, площадью 108,7 кв.м., является жилым домом, 1901 года постройки и находится в собственности РФ.

На основании выписки из реестра федеральной собственности от 22.11.2006 г. здание участка – нежилое строение с холодным пристроем, одноэтажное, площадью 108,9 кв.м., расположенное по <адрес изъят>, являлось федеральной собственностью.

Право оперативного управления на указанный объект было зарегистрировано в ЕГР за Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на основании распоряжения Территориального управления по Иркутской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом № 12-и от 22.01.2007 и Акта приема-передачи основных средств от 11.11.2005 № 17.

Впоследствии, после реорганизации юридического лица, право оперативного управления было зарегистрировано за Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия на здание участка, назначение нежилое, 1-этажное, общей площадью 108,7 кв.м., лит А, расположенное по <адрес изъят>, кадастровый "номер изъят", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права "номер изъят".

По сообщению Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 13.08.2018, в реестре федерального имущества объект недвижимого имущества – квартира, общей площадью 59,6 кв.м., расположенная по <адрес изъят>, кадастровый "номер изъят", по состоянию на 09.08.2018 не значится.

В реестре федерального имущества за правообладателем Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области учтено федеральное имущество – здание участка, расположенное по <адрес изъят>, общей площадью 108,7 кв.м., с кадастровым "номер изъят".

Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 25.12.2018 установлено, что Петрову В.В. на основании решения общего собрания трудового коллектива Иркутского пограничного контрольного ветеринарного пункта ФГУ ЗЗУ Госветнадзора на госгранице РФ и транспорте от 25.04.2002 предоставлено помещение, расположенное по <адрес изъят> для проживания.

С 13.04.2005 Петров В.В. зарегистрирован по адресу: г. Иркутск, ул. Почтамтская, 122-1.

08.02.2017 Ленинским районным судом г. Иркутска установлен факт нахождения жилого помещения – квартиры № 1, площадью 59,6 кв.м., в здании участка с кадастровым "номер изъят", расположенного по <адрес изъят> правообладателем которого является Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия на праве оперативного управления.

Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 25.12.2018 было установлено, что помещение, расположенное по <адрес изъят>, которое занимает Петров В.В., является жилым. В связи с чем, за Петровым В.В. было признано право пользования квартирой, расположенной по <адрес изъят>, на условиях договора социального найма. Данное решение вступило в законную силу 15.04.2019.

Согласно представленным документам, в 2013 году Петров В.В. обращался и в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области и к руководителю Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области с просьбой оказать содействие в переводе нежилого помещения в жилое, расположенное по <адрес изъят>.

19.06.2017 Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия обращалось в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае по вопросу об изъятии из оперативного управления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия объекта недвижимого имущества – здания участка, общей площадью 108,7 кв.м. кадастровый "номер изъят" и здания склада, общей площадью 47,8 кв.м.

Согласно ответу Межрегионального территориального управления от 18.07.2017 для рассмотрения вопроса об изъятии из оперативного Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия объектов недвижимости, расположенных по <адрес изъят>, и передаче их в казну РФ необходимо осуществить мероприятия по прекращению права собственности РФ и права оперативного управления на здание участка, общей площадью 108,7 кв.м., расположенное по <адрес изъят>, кадастровый "номер изъят". Осуществить мероприятия по регистрации права собственности РФ и права оперативного управления на квартиру, площадью 59,6 кв.м., кадастровый "номер изъят"<адрес изъят>. Представить в адрес Территориального органа документы на квартиру, площадью 59,6 кв.м., кадастровый "номер изъят", <адрес изъят>, согласно письму Росимущества от 19.07.2017 № ДП-08/29736.

Петров В.В. обращался с письмом в Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае с просьбой о передаче в собственность квартиры "номер изъят" дома "номер изъят" по <адрес изъят>.

Письмом от 10.11.2017 Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае сообщило, что по данному вопросу необходимо обратиться в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия.

Удовлетворяя административный иск Петрова В.В., суд первой инстанции исходил из того, что Петров В.В. неоднократно, на протяжении длительного периода времени обращался с просьбой о передаче жилого помещения в собственность, однако до настоящего времени данный вопрос административным ответчиком не решен, при этом никакие меры по заявлению Петрова В.В. не предпринимаются. Мероприятия по регистрации права собственности РФ и права оперативного управления на квартиру, площадью 59,6 кв.м., кадастровый "номер изъят" по <адрес изъят>, административный ответчик, несмотря на указание Межрегионального территориального управления, не осуществляет.

Отказ административного ответчика от 06.09.2019 № УФС-АС-13/5327 не основан на нормах действующего законодательства, а потому является незаконным и препятствует Петрову В.В., проживающему в жилом помещении, реализовать свое право на приватизацию жилого помещения в соответствии с Законом Российской Федерации от 4.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, считая их правильными, основанными на нормах действующего законодательства.

Поскольку, как установлено судом и подтверждается материалами административного дела, помещение, расположенное по <адрес изъят>, которое занимает Петров В.В., является жилым и за Петровым В.В. было признано право пользования квартирой, расположенной по <адрес изъят> на условиях договора социального найма, тем самым подтверждено его право на приватизацию в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Судом также установлено, что объект недвижимого имущества – квартира, расположенная по <адрес изъят>, находится в оперативном управлении Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия, поскольку располагается в здании участка – нежилое строение с холодным пристроем, одноэтажное, площадью 108,9 кв.м., расположенное по <адрес изъят>, право оперативного управления на которое было зарегистрировано в ЕГР за Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на основании распоряжения Территориального управления по Иркутской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом № 12-и от 22.01.2007 и Акта приема-передачи основных средств от 11.11.2005 № 17.

Таким образом, административный ответчик обязан осуществить мероприятия по регистрации права собственности РФ и права оперативного управления на квартиру, площадью 59,6 кв.м., кадастровый номер "номер изъят" по <адрес изъят> для дальнейшей передачи ее в собственность административного истца в порядке приватизации.

Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что Управление не принимало по Акту приема-передачи в оперативное управление жилые помещения, а потому у него отсутствует обязанность по передаче в частную собственность данного помещения, нельзя признать обоснованными на основании установленных в судебном заседании обстоятельств.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Управление не является правообладателем жилого помещения, расположенного по <адрес изъят> и, соответственно, не может заключить договор приватизации в отношении данного жилого помещения, опровергаются решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 08.02.2017 по делу № 2-752/2017, которым установлен юридический факт нахождения в здании участка с кадастровым номером "номер изъят" жилого помещения – квартиры "номер изъят".

Также нельзя признать обоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что судом признано незаконным бездействие Управления, что не соответствует выводам суда первой инстанции, в котором речь идет о признании незаконным отказа Управления от 06.09.2019 № УФС-АС-13/5327.

В соответствии со ст. 310 КАС РФ основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции является нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права.

Судом первой инстанции нарушений норм процессуального и материального права при рассмотрении данного административного дела не допущено.

Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 10 января 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Н.И. Медведева

Судьи

Л.В. ГусароваЕ.Г. Бутина