ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5797/2017 от 08.08.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

судья Корпачева Л.В. №33а-5797/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 08 августа 2017 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Воробьёвой С.А.,

судей Юсуповой Л.А-В., Агина В.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

при секретаре Ломзиной М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску жилищно-строительного кооператива «ЭКОДОМ» к департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым, администрации г. Ялта Республики Крым о признании отказа незаконным, обязательстве принять решение, заинтересованное лицо: департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Республики Крым,

по апелляционной жалобе административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым

на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 марта 2017 года, которым:

иск жилищно-строительного кооператива «ЭКОДОМ» удовлетворен частично;

признан незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым в изменении вида разрешенного использования земельных участков, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ;

обязана администрация г. Ялта Республики Крым в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление жилищно-строительного кооператива «ЭКОДОМ» от ДД.ММ.ГГГГ об изменении вида разрешенного использования земельных участков с учетом установленных судом обстоятельств;

в части исковых требований об обязанности ответчика принять решение об изменении вида разрешенного использования отказано;

обязана администрация г. Ялта Республики Крым сообщить суду, а также жилищно-строительному кооперативу «ЭКОДОМ» об исполнении решения суда по административному делу;

взыскано с департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым и администрации г. Ялта Республики Крым в равных долях в пользу жилищно-строительному кооперативу «ЭКОДОМ» в счет возмещения расходов на государственную пошлину денежная сумма в размере 2000 руб.

Заслушав доклад судьи Агина В.В., выслушав представителя административного истца ФИО1, возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

Жилищно-строительный кооператив «ЭКОДОМ» обратился в суд с указанным выше административным иском, в котором просил:

признать незаконным отказ в изменении вида разрешенного использования земельных участков, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ;

возложить обязанность на ответчиков принять решение об изменении вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» на вид «многоэтажная жилая застройка.

Исковые требования мотивированы тем, что ЖСК «ЭКОДОМ» создан с целью строительства многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Собственниками земельных участков, на которых планируется возвести дом, являются члены кооператива. В связи с тем, что указанные земельные участки имеют вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство», кооператив обратился в администрацию г. Ялты Республики Крым с заявлением об изменении вида разрешенного использования на «многоэтажная жилая застройка». Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ кооперативу было отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что испрашиваемые земельные участки входят в зону с функциональным использованием «территория лесопарка», вид разрешенного использования «земельные участки общего пользования». Вместе с тем, вывод Департамента об имеющемся виде разрешенного использования земельных участков сделан без учета Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года, согласно которому вид разрешенного использования считается установленным со дня внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Все участки членов кооператива поставлены на кадастровый учет с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство», а потому определение Департаментом иного вида разрешенного использования неправомерно. По этим основаниям истец обратился в суд с настоящим иском.

Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.

Оспаривая законность и обоснованность судебного решения суда первой инстанции, Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым (далее Департамент) подал в Верховный Суд Республики Крым апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и неправильной оценкой установленных обстоятельств.

В поданных возражениях на апелляционную жалобу административный истец ЖСК «ЭКОДОМ» просил в удовлетворении жалобы отказать.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

С учетом требований статьи 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся и надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле.

Выслушав явившихся участников, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в районе домов № и по адресу: <адрес>, находятся земельные участки, принадлежащие на праве собственности: ФИО2 (на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером (л.д. 38)); ФИО3 (на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером (л.д. 39)); ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12. ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 (на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером (л.д. 40-57)); ФИО3 и ФИО2 (на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером (л.д. 58-59)); ФИО22 и ФИО9 (на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером (л.д. 60-61)); ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО19, ФИО29 (на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером (л.д. 62-69)); ФИО30 (на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером (л.д. 70)).

Право собственности на указанные земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с указанием категории земель «земли населенных пунктов», вида разрешенного использования земельных участков «индивидуальное жилищное строительство».

В 2014 году собственники указанных земельных участков создали кооператив (ОГРН <***>) с целью строительства многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, земельные участки переданы в фонд кооператива.

22 января 2016 года кооператив обратился в администрацию г. Ялты Республики Крым с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков с «индивидуальное жилищное строительство» на «многоэтажная жилая застройка».

Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ кооперативу отказано в установлении вида разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка». В качестве основания для отказа указано, что испрашиваемый вид разрешенного использования земельных участков противоречит действующей градостроительной документации Генеральному плану курортного района «Большая Ялта», утвержденном постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 15 июня 1993 года №156. Согласно указанному Генеральному плану земельные участки находятся в зоне с функциональным использованием «территория лесопарка», вид разрешенного использования «земельные участки общего пользования», в связи с чем, в отношении них невозможно установить вид разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка» (л.д. 72).

В соответствии с п. «в» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Полномочия органа государственной власти Республики Крым в сфере земельных отношений определены, в частности, ч.1 ст.12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ). Указанной нормой установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в том числе земельных отношений, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон № 38-3PK). Ст.1 Закона № 38-3PK определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

В соответствии со ст. 7 Закона № 38-3PK разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ.

До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым с учетом утвержденных документов территориального планирования.

В развитие этой нормы Советом министров Республики Крым принято Постановление от 15 октября 2014 года № 378 «Об утверждении Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков», которое устанавливает, в частности, особенности определения (изменения) вид разрешенного использования ранее учтенных земельных участков.

При этом, п.2 Положения предусмотрено, что категория земель и (или вид разрешенного использования земельного участка считаются установленными со дня внесения соответствующих сведений государственный кадастр недвижимости.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Департамента, отказывая своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ кооперативу в установлении вида разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка», фактически повторно определил вид разрешенного использования земельного участка, основываясь на данных Генерального плана курортного района «Болына Ялта» от 15 июня 1993 года, и, ссылаясь на несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования градостроительной документации. При этом определенный Департаментом вид разрешенного использования не соответствует сведениям, внесенным в государственный кадастр недвижимости. Иные оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования в письме не приведено, вопрос о возможности изменения вида разрешенного использования земельных участков с «индивидуальное жилищное строительство» на «многоэтажная жилая застройка» не разрешался.

Судом первой инстанции также установлено, что у Департамента отсутствует полномочия для рассмотрения по существу вопроса об изменении вида разрешенного использования данных земельных участков.

Так, согласно ст.52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решение Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014 года № к полномочиям администрации г. Ялты Республики Крым в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора формирования земельных участков из земель, находящихся государственной или муниципальной собственности в порядке установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом.

В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 17 сентября 2015 года № 11, Департамент подготавливает заключения к проектам постановлений администрации г. Ялты Республики Крым в сфере имущественных и земельных отношений (п. 3.43). Принятие же решений по данному вопросу отнесено к компетенции администрации г. Ялта Республики Крым в лице главы администрации.

Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 29 сентября 2014 года № 18 утверждено Положение по организации и проведению публичных слушаний на территории муниципального образования городской округ Ялта, в соответствии с п. 1.3 (п. 3) которого на публичные слушания должны выноситься, в том числе, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

В настоящее время решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 25 июня 2015 года № 21 утверждены Правила землепользования и застройки только на часть территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, а именно <адрес>.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что в отношении земельных участков, находящихся во владении, пользовании истца, утвержденные правила землепользования и застройки отсутствуют, в связи с чем вопрос об изменении вида его разрешенного использования подлежит вынесению на публичные слушания.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение Департамента об отказе в изменении разрешенного вида использования земельных участков не соответствует нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, нарушает права, свободы и законные интересы истца, а потому требования истца о признании незаконным такого решения подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия, принимая во внимание изложенное, основания, по которым истец просит удовлетворить его требования, считает основанными на законе выводы суда первой инстанции.

Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции основанным на тех нормах закона, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующим установленным судом обстоятельствам дела.

Ссылок на обстоятельства, опровергающие выводы суда первой инстанции, либо нуждающиеся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит. Судебной коллегией в ходе апелляционного производства по делу таких обстоятельств не установлено.

Иных доводов, которые являются основаниями для отмены обжалуемого решения суда в апелляционном порядке, апеллянтом не приведено.

С учетом установленных обстоятельств решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым - без удовлетворения.

Председательствующий С.А. Воробьёва

Судья: Л.А-В. Юсупова

В.В. Агин