дело № 33а-5814/2018 город Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи: Чемякиной И.А.
судей: Поздняковой О.Ю., Рюмина В.В.
при секретаре: Павловой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 сентября 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Администрации г. Хабаровска к судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО1, отделу судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска, УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска ФИО1 от 28.03.2018 о взыскании исполнительского сбора,
по апелляционной жалобе представителя административного истца администрации г. Хабаровска Е.Д. Кундель на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 23.05.2018 года,
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., выслушав пояснения представителя администрации г. Хабаровска ФИО2, заинтересованного лица ФИО3,
УСТАНОВИЛА:
администрация города Хабаровска обратилась в суд к судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному району ФИО1 с административным иском о признании незаконным постановления от 28.03.2018 г. о взыскании исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований указала, что 15.02.2018 года ОСП по Центральному району г.Хабаровска на основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом г.Хабаровска, возбуждено исполнительное производство №. Предмет исполнения: обязанность администрации г.Хабаровска повторно рассмотреть вопрос о признании многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции, аварийным и подлежащим сносу на межведомственной комиссии, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с требованиями, установленными Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции», утвержденным Постановлением правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
28.03.2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г.Хабаровска вынесено постановление о взыскании с администрации г.Хабаровска исполнительского сбора в размере 50 000 руб. В связи с тем, что какие-либо виновные действия со стороны администрации г.Хабаровска отсутствовали, полагает, что имеются основания для ее освобождения от взыскания исполнительского сбора.
В дополнение к административному исковому заявлению администрация г. Хабаровска указала, что 27.02.2018 на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции рассмотрен вопрос о проведении оценки соответствия жилого дома № 13 по ул. 2-ая Портовая требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
Межведомственной комиссией принято решение: провести обследование указанного жилого дома специализированными организациями и после предоставления соответствующих заключений провести процедуру оценки в соответствии с п. 47 Положения.
Работы по оценке степени и категории технического состояния жилых домов, степени их огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам производится специализированными организациями за плату, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Таким образом, администрацией города предпринимаются все возможные действия, направленные на исполнение решения суда.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 23.05.2018 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Хабаровска ФИО2 просит решение районного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Полагает, что судом не учтен тот факт, что в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ОМС необходимо в строго выполнять требования указанного закона в рамках бюджетных обязательств, внесенных в реестр в соответствии с нормами БК РФ, что требует значительных временных затрат.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218, 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами дела установлено, что решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 10.10.2017 года, вступившим в законную силу 10.01.2018 года, на администрацию г.Хабаровска возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции, аварийным и подлежащим сносу на межведомственной комиссии, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с требованиями, установленными Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции», утвержденным Постановлением правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
На основании данного судебного решения выдан исполнительный лист, 15.02.2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г.Хабаровска возбуждено исполнительное производство №, о чем вынесено соответствующе постановление.
Пунктом 2 данного постановления указано, что требование по исполнительному документу подлежит немедленному исполнению - в течении суток с момента получения должником копии настоящего постановления.
27.02.2018 года на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции рассмотрен вопрос оценки соответствия жилого дома № 13 по ул. 2-ой Портовой г.Хабаровска требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, принято решение провести обследование жилого дома 13 по ул. 2-й Портовой специализированными организациями и после предоставления соответствующих заключений провести оценку в соответствии п.47 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Поскольку по состоянию на 28.03.2018 года должником решение Центрального районного суда г.Хабаровска не исполнено, документов, подтверждающих исполнение решения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено в срок, установленный для добровольного исполнения, 28.03.2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г.Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю с администрации г.Хабаровска взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что будучи предупрежденным о возможности взыскания исполнительского сбора, должник не исполнил требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, доказательств невозможности исполнения исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, причин неисполнения решения суда в срок для добровольного исполнения, а также выполнения всех возможных действий, направленных на исполнение решения суда, должником представлено не было, что дало судебному приставу-исполнителю законные основания для применения к должнику в рамках неоконченного исполнительного производства денежного взыскания в виде исполнительского сбора, как штрафной санкции.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам.
Между тем, судебная коллегия считает, что имеются основания для изменения решения суда в части по следующим основаниям.
При неисполнении решения суда в установленный срок, судебный пристав-исполнитель обязан принять меры к понуждению должника исполнить решение суда. К таким мерам принуждения относится и взыскание исполнительского сбора, в связи с чем, постановление о взыскании исполнительского сбора является законным.
Вместе с тем, судебная коллегия считает возможным освободить администрацию от взыскания исполнительского сбора, учитывая следующие обстоятельства.
Согласно п.72 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6,7,9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, ч.3 ст.62 КАС РФ, ч.4 ст.200 АПК РФ).
Законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (с.49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Между тем, принимая решение, суд первой инстанции указанное не учел.
Согласно требованиям исполнительного документа предметом исполнения является: обязанность администрации г.Хабаровска повторно рассмотреть вопрос о признании многоквартирного дома № 13 по ул. 2ая Портовая в. г. Хабаровске аварийным и подлежащим реконструкции, аварийным и подлежащим сносу на межведомственной комиссии, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с требованиями, установленными Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции», утвержденным Постановлением правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Как установлено в судебном заседании администрация принимала меры к исполнению решения суда: 27.02.2018 года межведомственной комиссией принято решение провести обследование жилого дома специализированными организациями, после чего провести оценку его соответствия требованиям п.47 Положения утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, на что требуется определенное время, и свидетельствует об отсутствии у администрации объективной возможности исполнить решение в срок установленный судебным приставом-исполнителем, и как следствие, о наличии оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым решение суда изменить в части, освободив администрацию г.Хабаровска от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь статьями 309 – 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 мая 2018 года по делу по административному иску Администрации г. Хабаровска к судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО1, отделу судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска, УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска ФИО1 от 28.03.2018 о взыскании исполнительского сбора, изменить в части.
Освободить администрацию города Хабаровска от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г.Хабаровска от 28.03.2018 года по исполнительному производству №
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: О.Ю. Позднякова
В.В. Рюмин