ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-581/20 от 25.08.2020 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Цымбалов Е.И. дело № 33а-581/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Элиста 25 августа 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе

председательствующего - Панасенко Г.В.,

судей - Сидоренко Н.А. и Говорова С.И.,

при секретаре - Чимидовой Я.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сагалаевой Н.А. к администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельной доли по апелляционной жалобе административного истца Сагалаевой Н.А. на решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия № * от 4 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Говорова С.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия

установила:

Сагалаева Н.А. обратилась в суд с указанным административным иском, мотивировав следующим. Вступившим в законную силу решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 16 февраля 2007 г. на внутрихозяйственную комиссию СПК «Рассвет» возложена обязанность включить Сагалаеву Н.А., как наследника С., умершего * г., в список лиц, имеющих право на получение земельной доли в собственность бесплатно. На ее обращение в администрацию Сарпинского РМО Республики Калмыкия о предоставлении земельной доли ей отказано ввиду того, что нормы закона, регулировавшие возникшие правоотношения, утратили силу. Просит (с учетом уточнений) обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на праве общей долевой собственности.

В письменном возражении на административное исковое заявление Глава Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее также – Глава Сарпинского РМО РК) О. просил отказать в удовлетворении требований, указав, что в соответствии с ранее действовавшим порядком оформления прав граждан на земельные доли внутрихозяйственной комиссией СПК «Рассвет» Сарпинского района Республики Калмыкия 15 марта 2005 года утвержден список граждан, имеющих право на получение земельной доли, в количестве 225 человек. 27 февраля 2007 г. районной комиссией по передаче земель сельскохозяйственного назначения в общую долевую собственность утвержден пакет документов для оформления указанным гражданам прав на земельную долю. Постановлением Главы Сарпинского РМО РК от 15 июня 2007 г. предоставлен земельный участок в общую долевую собственность граждан согласно утвержденному списку, в котором С. или его наследник Сагалаева Н.А. не значатся. Сагалаева Н.А. не была лишена возможности по реализации своего права на получение земельной доли в собственность бесплатно в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

Административный истец Сагалаева Н.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

В судебном заседании представитель административного истца Тараскаева А.Н. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Сарпинского РМО РК, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился; от Главы Сарпинского РМО РК поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, заявленные требования не признают.

Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия № * от 4 июня 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Сагалаевой Натальи Алексеевны к администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельной доли.

В апелляционной жалобе административный истец Сагалаева Н.А. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении административного иска. Указывает, что по решению суда она была включена в список лиц, имеющих право на бесплатное получение земельной доли, по судебному решению, где значится под № *. В протоколе, расчете и списке граждан, имеющих право на получение земельных долей по решению суда в СПК «Рассвет» Сарпинского района Республики Калмыкия, от 2009 г. указаны представители администрации Сарпинского РМО; административным ответчиком не представлено документов в опровержение подписей представителей администрации Сарпинского РМО РК в данных материалах. Считает оспариваемый отказ со ссылкой на прекращение действия правового акта, регулировавшего процедуру формирования списков граждан, имеющих право на получение земельной доли, неправомерным, полагая, что данный вопрос может быть разрешен в соответствии с ранее действовавшим порядком.

В письменных возражениях Глава Сарпинского РМО РК Очиров Н.Л. просил апелляционную жалобу административного истца оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, исследовав дополнительные доказательства, истребованные судом, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 16 февраля 2007 г. (дело № *) на внутрихозяйственную комиссию СПК «Рассвет» возложена обязанность по включению Сагалаевой Н.А. в список лиц, имеющих право на получение земельной доли в собственность бесплатно, как наследника ее отца С., умершего * г.

17 января 2020 г. Сагалаева Н.А. на основании решения Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 16 февраля 2007 г. обратилась в администрацию Сарпинского РМО РК с заявлением о предоставлении ей земельной доли, обосновав свои требования положениями Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 г. № 177-IV-3 «О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия», постановления Правительства Республики Калмыкия от 2 июля 2003 г. № 178.

Письмом администрации Сарпинского РМО РК от 22 января 2020 г. № * Сагалаевой Н.А. отказано в предоставлении земельной доли со ссылкой на те обстоятельства, что СПК «Рассвет» на основании решения арбитражного суда ликвидировано 18.03.2016 г., администрация Сарпинского РМО РК не является правопреемником СПК «Рассвет» и полномочиями внутрихозяйственной комиссии СПК «Рассвет» не наделялась, нормы закона, устанавливающие перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное получение земельной доли, и порядок определения размера этой земельной доли, утратили силу.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что данных, подтверждающих факт включения внутрихозяйственной комиссией СПК «Рассвет» Сарпинского района РК Сагалаевой Н.А., как наследника С., либо самого С. в список граждан, имеющих право на получение земельной доли в границах плана Кировского СМО РК, материалы дела не содержат, представленные административным истцом протокол заседания внутрихозяйственной комиссии СПК «Рассвет» от 10 сентября 2009 г., расчет земельных долей и список граждан, имеющих право на получение земельных долей по решению суда, не являются допустимыми доказательствами, поскольку сведений об утверждении районной комиссией с учетом решения собрания граждан персонального состава указанной комиссии, не имеется.

Оценивая вывод суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно абз. 4 п. 4 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 г.) перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 24 Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 г. № 286-II-З «О земле» (в редакции, действовавшей до 09.04.2010 г., то есть до принятия Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 года № 177-IV-З «О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия») право на бесплатное получение земельной доли имеют граждане, проработавшие в сельскохозяйственных предприятиях (организациях) или в социальной сфере на селе не менее 5 лет на момент утверждения списков лиц, имевших право на получение земельной доли, высшими органами управления сельскохозяйственных предприятий (организаций) согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 4 сентября 1992 года N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" или от 1 февраля 1995 года N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" и включенные в указанные списки, при этом не получившие свидетельства о праве на земельные доли или выписки из решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющих права на земельные доли, либо наследники указанной категории граждан, у которых открылось наследство до вступления в силу Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 года N 286-II-З "О земле".

Аналогичные положения предусматривались и п. 3 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 года № 177-IV-З «О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия».

ЗакономРеспублики Калмыкия от 22 декабря 2015 года№ 165-V-3 «О внесении изменений в закон Республики Калмыкия«О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия» пункт 3 статьи 5 названного Закона Республики Калмыкия, предусматривавший право граждан на получение земельной доли, утратил силу с 7 января 2016 года.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 июля 2003 г. № 178 утвержден Порядок оформления прав граждан на земельные доли (далее также – Порядок), в силу п.п. 2, 3 которого для передачи гражданам земли, находящейся в государственной собственности, создаются районные комиссии, которые утверждают персональный состав внутрихозяйственных комиссий с учетом решений собраний граждан, имеющих право на получение земельной доли бесплатно в соответствии со ст. 24 Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 г. № 286-II-3 «О земле»; в пятидневный срок районные комиссии рассматривают и направляют представляемые внутрихозяйственными комиссиями пакеты документов в администрацию районного муниципального образования.

В соответствии с п.п. 6 и 12 Порядка внутрихозяйственная комиссия организует проведение инвентаризации сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую долевую собственность, составляет (уточняет) списки граждан, имеющих право на получение земельных долей, определяет размеры земельных долей, рассматривает обращения граждан по вопросам оформления прав на земельные доли, направляет в районную комиссию необходимый пакет документов для дальнейшего рассмотрения.

Согласно п. 10 Порядка территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним: 1) обеспечивает по заявке внутрихозяйственной комиссии проведение инвентаризации сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую долевую собственность; 2) уточняет и наносит на планово-картографический материал границы земель, подлежащих передаче в общую долевую собственность; 3) организует проведение необходимых землеустроительных работ по установлению границ земельных участков, передаваемых в общую долевую собственность.

Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что администрация районного муниципального образования после получения от районной комиссии пакета документов в двухнедельный срок принимает решение о передаче гражданам земли в общую долевую собственность; в месячный срок подготавливает выписки из указанного решения для предоставления их гражданам – участникам общей долевой собственности.

В соответствии с п. 14 Порядка после получения в администрации РМО выписок из решения, граждане – участники общей долевой собственности, в установленном законом порядке обращаются в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для оформления прав на земельные доли.

В силу п. 15 Порядка моментом возникновения права общей долевой собственности является дата внесения записи об этом в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество в соответствии с федеральным законодательством.

Указанный Порядок признан утратившим силу на основании постановления Правительства Республики Калмыкия от 24 февраля 2016 года № 52 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Калмыкия».

Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса РФ, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется органом местного самоуправления в пределах его компетенции.

Таким образом, предоставление муниципальным органом гражданам земельной доли из состава земель сельскохозяйственного назначения в общую долевую собственность бесплатно осуществлялось в соответствии с вышеприведенными нормами права по результатам работы внутрихозяйственной комиссии, персональный состав которой утверждался районной комиссией с учетом решений собраний граждан.

Из материалов дела следует, что 7 марта 2005 г. состоялось общее собрание претендентов на земельные доли из сельхозугодий СПК «Рассвет» Сарпинского района Республики Калмыкия, на котором было принято решение о выделе в общую долевую собственность земельных долей, а также утверждены представители в состав внутрихозяйственной комиссии (протокол № 1 от 07.03.2005 г.). Протоколом № 1 от 9 марта 2005 г. заседания районной комиссии по передаче земель сельскохозяйственного назначения в общую долевую собственность утверждена внутрихозяйственная комиссия СПК «Рассвет» Сарпинского района Республики Калмыкия в составе из 9 человек: Б., Л., Г., Ч., К., Б., Ж., М., С. На состоявшемся 15 марта 2005 г. заседании внутрихозяйственной комиссии СПК «Рассвет» Сарпинского района Республики Калмыкия утвержден список граждан, имеющих право на земельные доли, всего 225 человек (протокол № 1 от 15.03.2005 г.). С. либо Сагалаева Н.А., как наследник С., в указанном списке не значатся.

В заседание суда первой инстанции административным истцом и ее представителем Тараскаевой А.Н. представлены: протокол № 1 заседания внутрихозяйственной комиссии по СПК «Рассвет» в составе 8 человек (Б. - председатель, Д. – секретарь, К., О., Ч., С., С., П.) об утверждении списка граждан, имеющих право на получение земельных долей по решению суда (в количестве 112 человек) и направлении данного списка в районную комиссию для дальнейшего рассмотрения; расчет земельных долей по СПК «Рассвет» (составлен главным экономистом СПК «Рассвет» С.), согласно которому в соответствии с распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 16.09.2003 г. № 331-р по Сарпинскому району утверждена средняя районная норма бесплатной передачи с/х угодий в собственность граждан – 51,6 га (пашни 24,1 га, пастбища – 27,5 га), общее количество с/х угодий на 112 человек 5779,2 га (пашни – 2699,2 га, пастбища - 3080 га); список граждан, имеющих право на получение земельных долей по решению суда в СПК «Рассвет» Сарпинского района Республики Калмыкия (в количестве 112 человек, Сагалаева Н.А., * г.р. значится под № *). Данные документы заверены подписями членов указанного состава внутрихозяйственной комиссии и печатью СПК «Рассвет».

Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, данных достоверно подтверждающих утверждение районной комиссией состава внутрихозяйственной комиссии, указанного в представленных административным истцом документах (протокол № 1 от 10 сентября 2009 года, список граждан, имеющих право на получение земельных долей по решению суда в СПК «Рассвет» Сарпинского района Республики Калмыкия, расчет земельных долей), а также проведение данной комиссией в соответствии с требованиями п.п. 6, 12 Порядка мероприятий по инвентаризации на основании данного списка граждан сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую долевую собственность, определению размеров земельных долей (с соблюдением требований пункта 10 Порядка), направлению в районную комиссию необходимого пакета документов для дальнейшего рассмотрения, административным истцом не представлено и материалы дела не содержат.

Кроме того, согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия от 11.08.2020 г. № * на запрос суда апелляционной инстанции сведения о поступивших в период с 2005 по 2010 гг. в Управление заявках внутрихозяйственной комиссии СПК «Рассвет» на проведение инвентаризации сельскохозяйственных угодий отсутствуют, мероприятия по инвентаризации сельхозугодий в указанный период не проводились. Из содержания приложенного к указанному ответу землеустроительного дела (исполнитель: МУ «Кадастровое бюро» Сарпинского РМО РК, инв. № *) следует, что проведение инвентаризации сельскохозяйственных угодий СПК «Рассвет» Сарпинского района Республики Калмыкия по заявке внутрихозяйственной комиссии СПК «Рассвет», содержащей, в том числе, акт инвентаризации земельного участка, подлежащего предоставлению в общую долевую собственность по СПК «Рассвет» Сарпинского района Республики Калмыкия от 15 марта 2005 г., связано с формированием списка из 225 граждан, имеющих право на получение земельных долей в СПК «Рассвет» Сарпинского района Республики Калмыкия с последующим вынесением постановления главы администрации Сарпинского РМО РК от 15 июня 2007 г. № 193п «О предоставлении земельного участка в общую долевую собственность граждан, расположенного в границах плана Кировского СМО».

Отсутствие в материалах дела относимых и допустимых (соответствующих требованиям ст.ст. 60, 61 КАС РФ) доказательств соблюдения требований Порядка по оформлению права общей долевой собственности при утверждении состава внутрихозяйственной комиссии, указанного в протоколе № 1 от 10.09.2009 г., также как и доказательств соблюдения административным истцом процедуры оформления своего права на земельную долю по решению суда, исключает вывод о нарушении административным ответчиком требований закона.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение не нарушает права и интересы Сагалаевой Н.А., основан на положениях действующего законодательства, фактических обстоятельствах дела и представленных доказательствах.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом по делу не допущено. Оспариваемый судебный акт является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ,

о п р е д е л и л а :

решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия № * от 4 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Сагалаевой Н.А. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через Сарпинский районный суд Республики Калмыкия в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в г. Краснодаре.

Председательствующий Г.В. Панасенко

Судьи Н.А. Сидоренко

С.И. Говоров