Судья: Дианова С.В. № 33а-582
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 января 2018 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Поляниной О.А.,
судей Литвиновой М.В., Бугаевой Е.М.
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства материал по административному исковому заявлению прокурора Калининского района Саратовской области к администрации Калининского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести открытый конкурс по отбору управляющей организации в многоквартирных домах и общие собрания собственников помещений, по представлению прокурора Калининского района Саратовской области на определение Калининского районного суда Саратовской области от 03 ноября 2017 года, которым отказано в принятии административного искового заявления.
Исследовав материал, обсудив доводы представления прокурора Калининского района Саратовской области, судебная коллегия
установила:
прокурор Калининского района Саратовской области обратился в районный суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Калининского муниципального района Саратовской области (далее – Администрация), выразившееся в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей организации в многоквартирных домах города Калининска, собственники помещений в которых не выбрали способ управления на протяжении более года; непроведении общих собраний собственников помещений, не принявших в течение календарного года решение об избрании совета в многоквартирных домах города Калининска; возложить на Администрацию обязанность провести открытый конкурс по отбору управляющей организации в многоквартирных домах города Калининска и общие собрания собственников помещений.
Определением Калининского районного суда Саратовской области от 03 ноября 2017 года прокурору отказано в принятии административного иска на основании пункта 2 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), как поданного в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц органом государственной власти, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Не согласившись с определением районного суда, прокурор Калининского района Саратовской области обратился в областной суд с представлением, в котором ставит вопрос об отмене судебного акта, ссылаясь на его вынесение с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что бездействие Администрации, выразившееся в неосуществлении предусмотренных законом мероприятий по выбору управляющей компании и проведению общих собраний собственников жилых домов, препятствует обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания, как собственников помещений многоквартирных домов, так и иных лиц, проживающих в этих домах на иных основаниях. Соответственно определить круг лиц, чьи права, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, нарушены, невозможно, право на обращение в суд с данными требованиями предоставлено ему статьей 39 КАС РФ.
Частная жалоба рассмотрена судебной коллегией по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства (часть 2 статьи 315 КАС РФ).
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия полагает его подлежащим отмене, поскольку при рассмотрении и разрешении вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда допущены существенные нарушения норм процессуального права.
Отказывая в принятии административного искового заявления, суд первой инстанции, исходя из положений статьи 39 КАС РФ, пришел к выводу о том, что прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, настоящее административное исковое заявление подано прокурором района в защиту прав и законных интересов собственников многоквартирных жилых домов, круг которых является определенным, соответственно, прокурор в силу положений процессуального закона правом на подачу такого заявления не обладает.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм процессуального права.
Пунктом 2 части 1 статьи 128 КАС РФ определено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяются на главу 22 КАС РФ, устанавливающую порядок и условия судебного оспаривания решений, действий (бездействия) субъектов публичной власти.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материала, административное исковое заявление о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в неисполнении органом местного самоуправления предусмотренной законом обязанности по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации в многоквартирных домах города Калининска и непроведении общих собраний собственников помещений, предъявлено прокурором в целях обеспечения жилищных прав граждан, проживающих в многоквартирных домах.
В силу положений статей 2, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают благоприятные и безопасные условия проживания граждан, защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно обеспечивать, в том числе соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (пункт 4 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку из содержания административного иска усматривается, что прокурор обратился в суд в защиту жилищных прав, включающих в себя в том числе право на надлежащее управление и содержание многоквартирного дома, как собственников, так и пользователей помещений многоквартирных жилых домов, круг которых не может быть установлен, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подано прокурором в рамках предоставленных ему административным процессуальным законодательством полномочий и направлено на защиту интересов неопределенного круга лиц в целях обеспечения их жилищных прав, в связи с чем у суда не имелось оснований для отказа в принятии заявления прокурора.
При таких обстоятельствах обжалуемое судебное определение является незаконным и подлежит отмене, а материал - направлению в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь статьями 313-316 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
определение Калининского районного суда Саратовской области от 03 ноября 2017 года отменить.
Материал направить в Калининский районный суд Саратовской области для решения вопроса о возможности принятия к производству суда административного искового заявления прокурора Калининского района Саратовской области к администрации Калининского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности осуществить действия.
Председательствующий:
Судьи: