Судья Погорельцева Т. В. дело № 33а-5843/2022
Номер дела в суде первой инстанции 2а-4295/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 августа 2022 года город Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего Симоновича В. Г.,
судей Начарова Д. В., Волкова А. Е.,
при ведении протокола помощником судьи Киселёвой В. А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Евстафьевой С. В. к Главе города Нижневартовска, администрации города Нижневартовска о признании незаконным постановления администрации города Нижневартовска от 21 февраля 2022 года № 85,
по апелляционной жалобе Евстафьевой С. В. на решение Нижневартовского городского суда от 23 июня 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Начарова Д. В., объяснения административного истца Евстафьевой С. В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Евстафьева С. В. обратилась с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просила признать незаконным постановление Главы города Нижневартовска от 21 февраля 2022 года № 85 «О внесении изменения в постановление Главы города Нижневартовска от 5 декабря 2005 года № 1078 «О включении в специализированный жилищный фонд жилых помещений и присвоении статуса «служебное» квартиры № (номер)(адрес) по улице (адрес) в городе Нижневартовске.
В обоснование административного искового заявления указала, что оспариваемое постановление считает незаконным и нарушающим ее право на жилье.
В ходе судебного заседания по гражданскому делу (номер) ей была вручена копия уведомления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об отнесении жилого помещения по указанному адресу к служебному жилому помещению на основании оспариваемого постановления. На момент предоставления данного жилого помещения администрацией города и заключения договора найма служебного жилого помещения от (дата) квартира статусом «служебное» не обладала. Полагает, что оспариваемое постановление принято административным ответчиком в связи с рассмотрением в суде иска администрации города о выселении из квартиры. Кроме того, порядок принятия оспариваемого постановления был нарушен, так как в силу статей 31, 36 Устава города Нижневартовска оно должно было быть опубликовано в сетевом издании «Газета Варта – 24», чего сделано не было. Следовательно, в законную силу постановление не вступило.
В судебном заседании административный истец и ее представитель Авдонина И. И. на доводах административного иска настаивали в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации города Нижневартовска по доверенности Даудова Л. Б. с административным иском не согласилась, полагая его необоснованным.
Административный соответчик Глава города Нижневартовска в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Судом первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Евстафьева С. В. просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование апелляционной жалобы указала, что решение суда считает незаконным и необоснованным, на наличие оснований для его отмены. Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимость от февраля 2022 года подтверждается отсутствие у спорной квартиры статуса служебная, что указывает на то, что квартире статус служебная никогда не присваивался.
В связи с чем, выводы суда не основаны на законе, так как использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения его к определенному виду жилых помещений, после соответствующей регистрации особого статуса в реестре. Выводы о том, что Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду носят рекомендательный характер, не соответствуют закону и нормативным правовым актам.
Вместе с тем, суд первой инстанции, анализируя законность порядка отнесения спорного жилого помещения к служебному, фактически, предрешил спор о праве пользованиям им, чем вышел за пределы заявленных требований, в том числе делая, противоречащие закону, выводы об обратной силе оспариваемого постановления.
Не согласна с выводами суда относительно официального опубликования оспариваемого постановления, поскольку оно обладает нормативными свойствами, следовательно, подлежит опубликованию. Так как оно производно от постановления Главы города Нижневартовска, в котором имеются ссылки на применяемые при его издании нормы права, на статьи Жилищного кодекса Российской Федерации, Программу о приобретении жилья в связи с открытием пограничного таможенного пункта в аэропорту города Нижневартовска, следовательно, постановление должно быть опубликовано.
Кроме того, в соответствии с положениями полномочий Думы города, для издания постановления о распоряжении имуществом – в частности, присвоения ему специализированного статуса вместо муниципального, которого квартира по состоянию на (дата) не имела, необходимо решение Думы города, а не администрации города Нижневартовска, чье решение было подписано Главой.
Исходя из полномочий, закрепленных в Уставе города, Глава не вправе распоряжаться муниципальной собственностью, меняя ее статус с муниципального жилья на служебное, поскольку не имел таких полномочий, следовательно оспариваемое постановление является незаконным.
Оспариваемое постановление непосредственно затрагивает ее права и законные интересы, как лица, пользующегося и проживающего в квартире, с которой не расторгнут договор найма.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации города Нижневартовска просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, административного ответчика, представителя административного ответчика, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и видно из материалов дела в 2005 году в городе Нижневартовске начала действовать городская целевая Программа «О пункте пропуска через границу Российской Федерации в аэропорту города Нижневартовска», принятая решением Думы города от 20 января 2005 года № 439 (далее по тексту – Программа). Основной целью Программы являлось придание Нижневартовскому аэропорту статуса международного.
На основании Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации от 19 сентября 1998 года № 60, в аэропорту города Нижневартовска были сформированы администрация пункта пропуска и 6 государственных контрольных органов, в том числе ветеринарный надзор.
Основной задачей администрации города являлось решение вопроса по обеспечению жильем и служебным автотранспортном сотрудников контрольных служб. Согласно мероприятиям, утвержденным городской Программой, планировалось за счет бюджетных средств приобретение 21 квартиры информация из решения Думы города Нижневартовска «О ходе выполнения городской целевой программы «О пункте пропуска через границу Российской Федерации в аэропорту города Нижневартовска» от (дата)).
Распоряжением Главы города от 04 апреля 2005 года № 336-р для реализации Программы по договору финансирования МУП «БТИ» перечислены денежные средства, предусмотренные Программой, для приобретения в муниципальную собственность жилых помещений; на МУП «БТИ» возложена обязанность после регистрации права собственности приобретенные квартиры включить в состав муниципальной казны города Нижневартовска; также возложена обязанность приобрести в муниципальную собственность квартиры и внести квартиры в реестр жилых помещений муниципального жилищного фонда; на Комитет по жилищной политике администрации города возложена обязанность предоставить по договору найма служебные жилые помещения, в том числе работникам ветеринарного надзора на государственной границе - двухкомнатную квартиру.
Распоряжением Главы города от 12 июля 2005 года № 828-р было внесено изменение в пункт 1 распоряжения Главы города от 04 апреля 2005 года № 336-р, а именно указано: перечислить денежные средства, предусмотренные Программой, для приобретения в муниципальную собственность жилых помещений: трехкомнатной квартиры стоимостью не более 1400 тысяч рублей, одной двухкомнатной квартиры стоимостью не более 1150 тысяч рублей, пяти двухкомнатных квартир стоимостью не более 1000 тысячи рублей.
Также в судебном заседании установлено, подтверждено объяснениями сторон, что в целях реализации Программы 06 июля 2005 года муниципальное образование «Город окружного значения Нижневартовск» приобрело у гражданина Окунева С. П. по договору купли – продажи двухкомнатную квартиру № (номер)(адрес) по улице (адрес) в городе Нижневартовске.
В рамках исполнения распоряжения Главы города от 04 апреля 2005 года № 336-р, (дата) МУП «БТИ» направило в Комитет по жилищной политике администрации города Нижневартовска копии свидетельств о государственной регистрации права и копии договоров купли – продажи на квартиры по адресам: (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес)(л.д. 140).
Согласно представленным выпискам из Единого государственного реестра недвижимости квартира (номер) в доме (адрес) по ул. (адрес) в городе Нижневартовске приобретена в муниципальную собственность (дата), (адрес) по ул. (адрес) в городе Нижневартовске, по состоянию на (дата) принадлежала гражданке Ясевич А. Е. на основании договора купли-продажи(л.д. 87).
Постановлением администрации города Нижневартовска от 21 февраля 2022 года № 85, в связи с выявленными техническими ошибками при указании номера квартиры в (адрес) по улице (адрес) были внесены изменения в постановление Главы города Нижневартовска от 05 декабря 2005 года № 1078, которыми изменена нумерация служебной квартиры в (адрес) по улице (адрес) в городе Нижневартовске с № (номер) на № (номер)л.д.84).
Из пункта 2 оспариваемого постановления следует, что оно вступает в силу после его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с (дата).
Постановление подписано исполняющим обязанности главы города Ситниковым В. П., на которого обязанности возложены на период с (дата) по (дата), распоряжением главы города Нижневартовска Кощенко Д. А. от (дата)(номер)-к(л.д. 123).
В качестве обоснования необходимости внесения изменений постановление Главы города Нижневартовска от 05 декабря 2005 года № 1078 в части изменения нумерации квартиры (номер) на (номер) в (адрес) по улице (адрес) в городе Нижневартовске административным представлена пояснительная записка начальника управления по жилищной политике Борисовой Т. М. от (дата)(номер) к проекту постановления администрации города «О внесении изменений в постановление главы города 05 декабря 2005 года №1078 «О включении в специализированный жилищный фонд жилых помещений и присвоении статуса «служебное», из которой следует, что внесение изменения обусловлено допущенной технической опиской в нумерации квартир, в постановлении ошибочно был указан номер квартиры (номер) вместо номера (номер).
Кроме того, в судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и объяснениями сторон, что административный истец с (дата) по (дата) работала в обособленном отделе по ветеринарному надзору по ХМАО – Югре (дислокация в городе Нижневартовске), в связи с чем ей на основании постановления Главы города Нижневартовска от 07 декабря 2005 года № 1083 на состав семьи 3 человека предоставлена служебная квартира по адресу: (адрес), а (дата) с ней был заключен договор (номер) найма служебного жилого помещения - (адрес) корпуса 1 по улице (адрес) в городе Нижневартовске.
Не согласившись с внесенными в постановление Главы города Нижневартовска от 05 декабря 2005 года № 1078 изменениями и считая свои жилищные права нарушенными, Евстафьева С. В. обратилась в суд с настоящим административным иском.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемым постановлением исправлена техническая ошибка допущенная в постановлении № 1078. Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом, при наличии к тому оснований, требованиям нормативным правовым актам не противоречит, прав административного истца не нарушает.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).
Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Из пункта 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 следует, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения(п. 14 Правил № 42).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам местного значения.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 29 Устава города Нижневартовска в целях решения вопросов местного значения администрация города в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями обладает полномочиями по управлению и распоряжению имуществом находящимся в собственности города Нижневартовска.
В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, утвержденного постановлением Главы города Нижневартовска от 22 мая 2007 года № 440, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением его к служебному жилому помещению осуществляется на основании постановления администрации города по представлению управления по жилищной политике администрации города.
В соответствии со статьей 31 Устава г. Нижневартовска (в действующей редакции) в системе муниципальных правовых актов города Нижневартовска к правовым актам главы города отнесены не только постановления и распоряжения администрации города Нижневартовска, но и постановления главы города Нижневартовска и распоряжения главы города Нижневартовска.
Согласно пункту 1 статьи 33 Устава города Нижневартовска глава города в пределах своих полномочий издает постановления администрации города по вопросам местного значения.
В соответствии со статьей 36 Устава города Нижневартовска (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), муниципальные правовые акты вступают в силу после их подписания, если в них не предусмотрено иное.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 29 Устава города Нижневартовска определено, что к полномочиям администрации города отнесено управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Постановлением Главы города Нижневартовска от 5 декабря 2005 года № 1078 в специализированный жилищный фонд жилых помещений и присвоение им статуса «Служебное» включен ряд жилых помещений.
Как видно из материалов дела и установленных из них обстоятельств, в точности из: городской целевой программы «О пункте пропуска через границу Российской Федерации в аэропорту города Нижневартовска, с целью придания аэропорту статуса международного; необходимости обеспечения служебным жильем сотрудников контрольных служб; приобретения для этого квартир; перевода приобретенных квартир в специализированный жилищный фонд; направления МУП «БТИ» в Комитет по жилищной политике администрации города Нижневартовска свидетельства о государственной регистрации и договора купли-продажи данной квартиры вместе документами, на другие квартиры включенными в специализированный жилищный фонд, за исключением спорной, список квартир которых явился основанием для формирования постановления № 1078; нахождении квартиры (номер) не в муниципальной собственности, квартира (номер) в (адрес) по ул. (адрес) в городе Нижневартовске очевидно приобреталась для включения в специализированный жилищный фонд для предоставления в качестве служебной административному истцу и допущенную в постановлении № 1078 явную техническую описку.
Данная описка как верно замечено судом первой инстанции привела к несоответствию сведений, содержащихся в первичных документах, сведениям, указанным в созданном на их основе оспариваемом в настоящем деле правовом акте.
Действительно, ни Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни Устав города Нижневартовска нормы права, регулирующей отношения, возникшие в связи с необходимостью устранения описки в муниципальном правовом акте, не содержат.
Поэтому, судом первой инстанции обосновано и законно при разрешении возникшего спора действовал исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
По общему правилу, технической ошибкой (опиской, опечаткой, грамматическая или арифметическая ошибкой либо подобной ошибкой) является допущенная ошибка, которая привела к несоответствию сведений, содержащихся в первичных документах, сведениям, указанным в созданном на их основе документе, при условии, что она (ошибка) очевидна, ее исправление не вызывает сомнения, не изменяет смысла и существа созданного акта.
Техническая ошибка может быть исправлена в любое время, как по инициативе лица, издавшего акт, так и по инициативе заинтересованных лиц.
Поскольку данная ошибка (описка) носит очевидный характер, она подлежала исправлению.
Исправляя допущенную описку оспариваемым постановлением, каких либо неясностей, изменений смысла и существа в постановление № 1078 не внесено.
В силу положений Устава города Нижневартовска оспариваемое постановление считается действующим с даты его подписания.
Указание в постановлении на то, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 5 декабря 2005 года, правового значения не имеет, так как правовых последствий не несет, на дату вступления в законную силу постановления № 1078 не влияет. Оспариваемое постановление принято в целях исправления именно технической ошибки и не изменяет возникшие правоотношения по поводу пользования жилым помещением.
При этом, судом первой инстанции правильно отмечено, что внесенные изменения в постановление главы города постановлением администрации города, в силу принятия постановлений в период действия различных редакций Устава города Нижневартовска, относительно системы муниципальных правовых актов, не противоречит требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о то, что порядок принятия оспариваемого постановления не нарушен, оно не противоречит требованиям нормативных правовых актов, прав и законных интересов административного истца не нарушает, поскольку не созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов, не возложено какой-либо на административного истца обязанности.
Таким образом, оспариваемое постановление уполномоченного органа принято должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует требованиям действующего законодательства и прав административного истца не нарушает.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Не установив нарушений закона, повлекших нарушение прав административного истца административным ответчиком, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного иска.
Доводы административного истца о том, что по состоянию на февраль 2022 года квартира статуса служебная не имела, решение об отнесении жилого помещения к помещениям специализированного жилищного фонда должно было быть направлено в течение 3 дней в орган осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, не могут быть приняты во внимание, так как к такой группе жилищного фонда квартира на указанное время не относилась в силу допущенной технической ошибки, а кроме того, порядок отнесения жилого помещения к служебному в настоящем деле не проверяется, предметом настоящего спора, как и спор о праве на жилое помещение, не являются.
Несмотря на то, что полномочия по распоряжению муниципальным имуществом предметом рассматриваемого спора не являются, однако доводы административного истца со ссылкой на статью 19 Устава города Нижневартовска, согласно которой в исключительной компетенции Думы города находятся определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относительно полномочий принятия оспариваемого постановления, не могут быть приняты во внимание, поскольку данной нормой закреплены полномочия Думы города именно по определению порядка управления и распоряжением имуществом, но не полномочия по распоряжению муниципальным имуществом, закрепленные в статье 29 Устава города Нижневартовска.
Оспариваемое постановление судом первой инстанции верно определено как правовой акт, не относящийся к нормативному правовому акту, так как не обладает теми свойствами, какими должен обладать нормативный правовой акт, не оказывает общерегулирующего воздействия на общественные отношения, не предписывает права и обязанности, не рассчитан на неоднократное применение в отношении неопределенного круга лиц, в связи с чем опубликованию он не подлежит, в отличии от муниципальных нормативных правовых актов(пп. 1, 2 ст. 36 Устава города Нижневартовска).
Указание в постановление № 1078 на положения норм права, Жилищного кодекса Российской Федерации, Программу о приобретении жилья, как его обоснованность, не опровергают выводы суда первой инстанции. Постановления не конкретизируют ранее изданные нормативные правовые акты, не содержат разъяснений законодательства, не включают в себя результаты толкования норма права.
С учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являющихся предметом судебного исследования, с последующей правильной оценкой.
На основании изложенного решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижневартовского городского суда от 23 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Евстафьевой С. В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня принятия настоящего апелляционного определения.
Председательствующий Симонович В. Г.
Судьи Начаров Д. В.
Волков А. Е.