Судья: Москвин К.А. Дело <данные изъяты>а-5849/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Варламовой Е.А., Елизаровой М.Ю.,
при секретаре Подкопаевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 февраля 2019 года апелляционную жалобу Управления Росреестра по <данные изъяты> на решение Одинцовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по <данные изъяты> о признании незаконным уведомления,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя Управления Росреестра по <данные изъяты> – ФИО2,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском, просила признать незаконным решение Управления Росреестра по <данные изъяты> об отказе в регистрации права от <данные изъяты><данные изъяты>, 1302, 1305, 1306; возложить на административного ответчика обязанность произвести регистрацию перехода права собственности на долю в праве в отношении земельного участка, залога, а также вынести частное определение.
В обоснование заявленных требований указала, что действующее законодательство не содержит запрета на отчуждение идеальной доли в праве собственности на объект недвижимости.
Решением Одинцовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Управления Росреестра по <данные изъяты> ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Заслушав пояснения лица, принимавшего участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Судом установлено, что <данные изъяты>ФИО1 сдала на государственную регистрацию Договор купли-продажи (купчая) (л.д.24).
<данные изъяты> заявителем представлено соглашение о внесении изменений в договор, изменив в числительном наименовании склонение числа, удостоверенное нотариусом ФИО3
<данные изъяты> вынесено решение об отказе в государственной регистрации прав, в котором регистратор указал на наличие технических ошибок и невозможность отчуждения собственником части доли.
Суд не согласился с указанными основаниями, указав, что технические ошибки были устранены заявителем путем подачи дополнительного соглашения (л.д. (л.д.13).
Ссылаясь на положения п.4 ст. 244 ГК РФ, в соответствии с которой общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона, суд принял во внимание, что при заключении и подписания Договора купли-продажи (купчей) доли в праве общей собственности на земельный участок, стороны договорились, что имущество поступает в общую долевую собственность.
Удовлетворяя административный иск, суд посчитал ссылку государственного регистратора на то, что законодательство не предусматривает продажу имущества в долевую собственность, противоречащей действующему законодательству.
Судебная коллегия с выводом суда об удовлетворении административного иска согласиться не может.
Усматривается, что в собственности ФИО1 находится земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050445:0002, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, общей площадью 25 000 кв.м, адрес 9местонахождение) объекта: установлено относительно ориентира: Рыболовский с/о, вблизи <данные изъяты>, расположенного в границах участка (л.д. 4).
Согласно сведениям ЕГРИП, ФИО1 является главой крестьянского (фермерского) хозяйства с <данные изъяты> (л.д. 77).
Между ФИО1 и ФИО4, действующим от имени ФИО5 и ФИО6, заключен договор купли – продажи (купчая) доли в праве общей собственности на земельный участок от <данные изъяты>, удостоверенный <данные изъяты> в реестре под <данные изъяты>-н/50-218-1-51 ФИО7, нотариусом Люберецкого нотариального округа <данные изъяты>.
По условиям договора, ФИО1 продала принадлежащие ей 2956/25000 долей в праве общей собственности на вышеуказанный земельный участок, ФИО5 приобрел 700/25000 и 856/25000 долей, ФИО6 – 600/25000 и 800/25000 долей в праве на данный земельный участок по указанной в договоре цене.
Оговорив порядок расчетов, стороны договорились, что до момента окончательного расчета по договору, приобретаемая доля в праве общей собственности на земельный участок будет находиться в залоге у ФИО1 (л.д. 24-27).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 457, полномочия по осуществлению государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от <данные изъяты> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закона N 218-ФЗ), государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ, основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Государственная регистрация прав включает в себя, в частности, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу п.п. 6, 7 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
6) представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;
7) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 27 названного Федерального закона, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Вынося решение о приостановлении осуществления государственной регистрации от <данные изъяты> на основании пунктами 6,7 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ, регистратор указал на имеющиеся технические ошибки, а также на противоречие сделки положениям пункта ст. 244 ГК РФ. Также было указано на то обстоятельство, что земельный участок, являющийся предметом договора, относится к землям сельскохозяйственного назначения и предназначен для организации крестьянского (фермерского) хозяйства; в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от <данные изъяты> № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное; доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства; режим общей долевой собственности на земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливается соглашением между членами крестьянского (фермерского) хозяйства, но не договорами об отчуждении.
Вынося решение об отказе в государственной регистрации прав от <данные изъяты> на основании ст. 27 Закона N 218-ФЗ, регистратор исходил из того, что частично ошибки, допущенные при написании числительных, были устранены, однако земельный участок, являющийся предметом договора, с учетом установленного в <данные изъяты> минимального размера образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, является неделимым, совершенная сделка противоречит статье 244 ГК РФ. Также указано, что режим общей долевой собственности на земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливается соглашением между членами крестьянского (фермерского) хозяйства, но не договорами об отчуждении.
Действительно, в том случае, если земельный участок является неделимым, само по себе возникновение на него права долевой собственности в случае отчуждения собственником земельного участка идеальной доли в праве не противоречит положениям ст. 244 ГК РФ.
Однако судом не дана оценка тому обстоятельству, что регистратором в оспариваемом решении правильно указано на особый статус земельного участка, как имущества крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 86.1 Гражданского кодекса РФ граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.
Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
Согласно п. 2 той же статьи Кодекса, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.
Федеральный закон от <данные изъяты> N 74-ФЗ (ред. от <данные изъяты>) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в ч. 1 ст. 1 устанавливает, что крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
В соответствии с ч. 2 той же статьи закона, фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
Согласно положениям ст. 6 названного Федерального закона:
«1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.
(в ред. Федерального закона от <данные изъяты> N 201-ФЗ)
2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.
3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.
Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.»
В силу ст. 7 названного Федерального закона члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Таким образом, из приведенных норм действующего законодательства вытекает, что земельный участок, предназначенный для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, входит в состав имущества такого фермерского хозяйства, и не предусматривается нахождение такого земельного участка в собственности, в том числе долевой, лица, не являющегося членом крестьянского (фермерского) хозяйства.
Однако сведений о том, что покупатели по договору купли – продажи являются членами крестьянского фермерского хозяйства, не представлено.
Регистратором обоснованно указано, что режим общей долевой собственности на земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливается соглашением между членами крестьянского (фермерского) хозяйства, но не договорами об отчуждении.
Следовательно, представленный на регистрацию договор купли – продажи доли в праве общей собственности на земельный участок не может заменить собой соглашение членов крестьянского (фермерского) хозяйства об определении долей на имущество фермерского хозяйства.
При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, договор купли – продажи доли в праве общей собственности на вышеуказанный земельный участок от <данные изъяты> заключен в противоречие с нормами закона, устанавливающего особенности оборота имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, и решение об отказе в регистрации перехода прав и залога на основании данного договора является правомерным.
На основании изложенного, оснований к признанию незаконным решения Управления Росреестра по <данные изъяты> об отказе в регистрации права от <данные изъяты><данные изъяты>, 1302, 1305, 1306 и возложения обязанности на административного ответчика устранить допущенные нарушения путем совершения регистрационных действий на основании поданного заявления от <данные изъяты>, не имелось.
Поскольку судом не применены нормы материального закона, подлежащие применению, выводы суда о наличии оснований для удовлетворения административного иска сделаны без учета требований специального закона, регулирующего спорные правоотношения.
Судебная коллегия находит вывод суда об удовлетворении административного иска ошибочным, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Одинцовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении административного иска ФИО1 отказать.
Председательствующий
Судьи