ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5868/19 от 25.07.2019 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Голубев И.А. № 33а-5868/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<данные изъяты>

25 июля 2019 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Машковой Л.Г.,

судей Бугаевой Е.М., Шмидт Т.Е.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шадчина И.П. к отделу полиции №1 в составе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову, начальнику отдела по вопросам миграции отдела полиции №1 в составе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову АНВ, заместителю начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции №1 в составе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову ХЮС о признании отказа незаконным, понуждении к совершению действия по апелляционной жалобе Шадчина И.П. на решение Волжского районного суда города Саратова от 23 апреля 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Машковой Л.Г., изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Шадчин И.П. обратился в Волжский районный суд с административным иском, в котором просил признать незаконным отказ ОП № 1 УМВД России по городу Саратову во временной регистрации, обязать ОП № 1 УМВД России по городу Саратову произвести его временную регистрацию по месту проживания.

В обоснование заявленных требований указывал, что ему было отказано во временной регистрации по адресу: <адрес>. Основанием отказа послужило отсутствие согласия собственника — Грендыш Е.А. Считает, что отказ является незаконным и необоснованным, так как в силу мирового соглашения от 20 декабря 2018 года, утверждённого определением Волжского районного суда города Саратова от той же даты, Грендыш Е.А. предоставила Шадчину И.П. право временного проживания до 01 мая 2019 года по адресу: <адрес>, что даёт Шадчину И.П. право на временную регистрацию по месту проживания до 01 мая 2019 года. Отсутствие временной регистрации по месту проживания нарушает конституционные права Шадчина И.П. как избирателя, а также его право на получение медицинской помощи.

Решением Волжского районного суда города Саратова от 23 апреля 2019 года в удовлетворении административных исковых требований Шадчину И.П. отказано.

В апелляционной жалобе Шадчин И.П., ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, просит решение суда отменить. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам административного иска. Указывает, что судом не дана оценка обстоятельствам, касающимся его места жительства, а именно отсутствию иного жилого помещения и постоянному проживанию в квартире по адресу: <адрес>. Полагает, что согласие собственника не является необходимым условием для регистрации. По его мнению, определение Волжского районного суда города Саратова от 20 декабря 2018 года об утверждении мирового соглашения служит основанием для временной регистрации Шадчина И.П. до 01 мая 2019 года по адресу его фактического проживания.

На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела указанной категории, суд, в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действия (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что вступившим в законную силу определением Волжского районного суда города Саратова от 20 декабря 2018 утверждено мировое соглашение по гражданскому делу по иску Грендыш Е.А. к Шадчину И.П. о выселении, в соответствии с которым Шадчин И.П. обязуется в срок не позднее 01 мая 2019 года выселиться из жилого помещения, расположенного по адресу: 410002, <адрес>, а также оплачивать коммунальные услуги в данный период с прекращением производства по указанному делу.

На основании данного судебного акта Шадчин И.П. обратился в отдел по вопросам миграции ОП №1 в составе УМВД России по городу Саратову с заявлением о его регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>, в чем ему было отказано ввиду отсутствия письменного согласия собственника жилого помещения (нанимателя) на регистрацию Шадчина И.П. по месту жительства либо по месту пребывания.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на момент обращения Шадчина И.П. в отдел по вопросам миграции ОП №1 в составе УМВД России по городу Саратову отсутствовали правовые основания для регистрации его по месту пребывания по адресу: <адрес>. При регистрации граждан требуется письменное согласие собственника жилого помещения, которое административным истцом регистрирующему органу представлено не было.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о правомерности обжалуемого отказа в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 10 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года №713 регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению: с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонд, а так же с собственниками жилых помещений.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» и согласно Правилам разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года №373, Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года №984 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Административный регламент).

Согласно пп.40-41 Административного регламента для регистрации по месту пребывания гражданин представляет заявление о регистрации по месту пребывания по форме №1 (приложение №4 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные п.41 Административного регламента.

Заявление о регистрации по месту пребывания оформляется в одном экземпляре и заполняется с помощью средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего цвета. Не допускается исправление ошибок путем зачеркивания либо с помощью корректирующих средств.

Заявление о регистрации по месту пребывания подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.

Бланк заявления о регистрации по месту пребывания заявитель может получить в органе регистрационного учета или заполнить и распечатать на сайте МВД России.

Заявление о регистрации по месту пребывания представляется лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, за исключением случаев подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала, почтового отправления.

Одновременно с заявлением о регистрации по месту пребывания заявитель представляет следующие документы:

паспорт либо паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);

документ, являющийся основанием для временного проживания в жилом помещении, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

При предъявлении документа, являющегося основанием для временного проживания в жилом помещении, удостоверенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, или его копии, верность которой засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, данный документ лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не удостоверяется, подпись собственника (нанимателя) жилого помещения в заявлении не проставляется. Если предъявляется договор в простой письменной форме, подписи собственника (нанимателя) жилого помещения и заявителя в нем удостоверяются лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов;

письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя и всех участников долевой собственности (при необходимости).

Согласие на временное проживание гражданина в жилом помещении удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

В силу п.58 Административного регламента основанием для отказа в приеме заявления о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются, в том числе:

нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации, в том числе, если текст заявления о регистрации не поддается прочтению;

отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы Шадчина И.П. о том, что отказ в регистрации в спорной квартире при условии фактического постоянного проживания в ней и отсутствии иного жилого помещения для регистрации нарушает его права, не могут быть признаны обоснованными, поскольку не опровергают вывод суда первой инстанции о непредставлении Шадчиным И.П. административному ответчику документа, подтверждающего согласие собственницы на его вселение в спорное жилое помещение, в ситуации, когда представление такого документа обязательно.

Определение Волжского районного суда города Саратова от 20 декабря 2018 года об утверждении мирового соглашения между Шадчиным И.П. и собственницей жилого помещения Грендыш Е.А. в качестве такого документа обоснованно не принято судом, поскольку оно лишь подтверждает обязанность административного истца выселиться из спорной квартиры не позднее 01 мая 2019 года, то есть в любой из дней ранее указанной даты, и не подтверждает его право на вселение в данное жилое помещение.

Довод апелляционной жалобы о том, что согласия собственника для его временной регистрации не требуется, судебной коллегией также отклоняется, так как он противоречит приведенным в настоящем определении нормам действующего законодательства.

Иные изложенные в апелляционной жалобе доводы, по сути, выражают несогласие заявителя с выводами суда, однако, их не опровергают. Они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, оснований к отмене решения не содержат, направлены на иную оценку имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.

Таким образом, совокупность установленных статьей 227 КАС РФ условий, при наличии которых заявленные Шадчиным И.П. административные исковые требования могут быть удовлетворены, при рассмотрении административного дела не установлена, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Шадчина И.П. – оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда города Саратова от 23 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шадчина И.П. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: