Дело № 33а-586/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Санкт-Петербург 20 февраля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Морозовой С.Г.,
судей Муратовой С.В., Григорьевой Н.М.,
при ведении протокола помощником судьи Вершининой Г.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 и ее представителя ФИО2 на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 07 ноября 2019 года по административному делу № по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство от 22.11.2017 г. № и обязании выдать разрешение, в удовлетворении которого было отказано.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> Ограничения и обременения участка отсутствуют. Земельный участок предназначен для размещения индивидуального жилого дома, категория земель: земли населенных пунктов. С целью получения разрешения на строительство жилого дома на земельном участке ФИО1 обратилась в администрацию МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, в выдаче разрешения на строительство было отказано письмом от 22Л 1.2017 г. за № №. Основанием для отказа послужило то, что земельный участок истца расположен в защитной зоне объекта культурного наследия федерального значения «Дворец со службами и <...> вв.». границы и режим которого определены приказом Министерства культуры РФ от 13.01.2016 г. Истец считает, что отказ противоречит положениям ст. 40 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 8, 51 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 129, 209, 263 ГК РФ и является незаконным, не содержит законного основания для отказа в выдаче разрешения на строительство. Запрет на строительство в защитной зоне, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, в соответствии с п. 1 ст. 34 ФЗ № 73-ФЗ введен Федеральным законом от 05 апреля 2016 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и статью 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", вступил в законную силу только 03.10.2016 г. и не имеет обратной силы. ФИО1 просила признать незаконным отказ администрации МО Ломоносовский муниципальный район в выдаче разрешения на строительство жилого дома от 22.11.2017 г. № № на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый №, и обязать ответчика выдать разрешение на строительство жилого дома.
Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 22 марта 2018 года ФИО1 отказано в удовлетворении административного искового заявления (л.д.75,т.1).
Апелляционным определением Ленинградского областного суда от 12 июля 2018 года отменено, в связи с не привлечением Министерства культуры Российской Федерации в качестве заинтересованного лица, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд (л.д.121, т.1).
Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 25 февраля 2019 года ФИО1 отказано в удовлетворении административного искового заявления (л.д.184, т.1).
Апелляционным определением Ленинградского областного суда от 23 мая 2019 года отменено вновь, в связи с не привлечением Министерства культуры Российской Федерации в качестве заинтересованного лица, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд (л.д.219, т.1).
Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 07 ноября 2019 года ФИО1 отказано в удовлетворении административного искового заявления (л.д.74, т.2).
На указанное решение подана апелляционная жалоба административным истцом и ее представителем, в которой указано, что решение суда является незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, в связи с неправильным применением норм материального права (л.д.84, т.2).
Стороны, будучи надлежащим образом уведомленными о дате и месте судебного слушания в апелляционную инстанцию не явились, ходатайств об отложении не заявляли.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции: на основании договора купли-продажи от 27.01.2017 г. ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения индивидуального жилого дома с правом содержания мелкого скота и птицы, код - 10120. Право собственности ФИО1 зарегистрировано в установленном законом порядке 02.02.2017 г., ограничения и обременения участка не зарегистрированы, как следует из содержания выписки из ЕГРН от 02.0.2017 г. (л.д. 22-23). Схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории утверждена постановлением местной администрации МО Ропшинское сельское поселение от 06.07.2015 г. № (л.д. 10), участок поставлен на кадастровый учет 23.07.2015 г. и выдан кадастровый паспорт (л.д. 25). На заявление ФИО1 о выдаче разрешения на строительство администрацией МО Ломоносовский муниципальный район )дан ответ от 22.11.2017 г. исх. № №, в котором сообщалось о невозможности выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, полностью расположенном в защитной зоне объекта культурного наследия федерального значения Дворец со службами и парком» XVIII - XIX веков», границы и режим пользования которого утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации № 29 от 13.01. 2016 года (л.д. 8-9).
Частью 13 статьи 51 ГрК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, в частности, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим кодексом, а также федеральными законами. В частности, подпунктом 2 пункта 2 названной статьи предусмотрена возможность установления особых условий охраны памятников природы, истории и культуры, археологических объектов в качестве одного из видов ограничения прав собственников на пользование и распоряжение принадлежащими им земельными участками.
Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты культурного наследия, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены на обеспечение сохранности данных объектов.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Данным Федеральным законом к объектам культурного наследия отнесены достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места (абзац четвертый части 5 статьи 3).
В целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5.1 этого Федерального закона, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.
Пунктом 5 статьи 3.1 поименованного Федерального закона предусмотрено, что границы территории объекта культурного наследия федерального значения, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, помимо прочего относится установление требований к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения; государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; принятие решения о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения (подпункт 1 пункта 3 статьи 5.1, подпункты 6, 11 пункта 1 и пункт 2 статьи 9, подпункт 1 статьи 10, подпункт 1 пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Исходя из пункта 1, подпунктов 5.2.29, 5.3.7 и 5.4.3 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, таким органом является Министерство культуры Российской Федерации, которое самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам установления характера использования территории достопримечательного места, представляющего собой объект культурного наследия федерального значения, ограничений на использование этой территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории указанного достопримечательного места; утверждает границы, а также режимы использования территорий объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации; осуществляет ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Из письма Отдела по архитектуре администрации МО Ломоносовский муниципальный район от 22.01.2018 г. № усматривается, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, полностью расположен в защитной зоне объекта культурного наследия федерального значения «Дворец со службами и парком, XVIII - XIX века» (Ансамбля). Границы территории Ансамбля утверждены Приказом Министерства культуры Российской Федерации № 1233 от 21 июля 2017 года. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, земельный участок истца расположен в защитной зоне объекта культурного наследия федерального значения «Дворец со службами и <...> вв.».
Письмом Комитета по культуре Ленинградской области от 13.04.2017 г. № подтверждается, что «Дворец со службами и парком, XVIII – начала XX века», расположенный: <адрес> относится к объектам культурного наследия федерального значения. Этот объект культурного наследия является составной частью объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» - серийный №, который в свою очередь включен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в 1990 году (т.1 л.д. 56-57).
Нахождение принадлежащего ФИО1 земельного участка с кадастровым номером № в границах 150-тиметровой защитной зоны от внешних границ названного объекта культурного наследия, расположенного в населенном пункте, подтверждается выкопировкой с публичной кадастровой карты (т.1л.д. 58, 59) и не оспаривалось истцом.
Исходя из вышеизложенного, полагаю, что вывод суда об обоснованности оспариваемого отказа является правомерным, доводы апелляционной жалобы об отсутствии указания конкретного основания для отказа в письме от 22.11.2017 г. №№, предусмотренного п.13 ст.51 Гр.К. РФ – опровергаются содержанием указанного письма, в котором указано на факт расположения земельного участка, принадлежащего административному истцу в защитной зоне ансамбля, являющегося объектом культурного наследия «Дворец со службами и парком, XVIII – начала XX века», со ссылкой на ст.34.1 п.1 ФЗ №73 от 25.06.2002 г., данное обстоятельство и является ограничением, установленным федеральным законодателем, которое препятствует строительству капитального объекта вообще и делает невозможным прохождение стадии разрешения на строительство.
Довод апелляционной жалобы о том, что право собственности истца и вид разрешенного использования возникли ранее ограничений, установленных законодателем - не подлежит принятию во внимание, поскольку дата возникновения права собственности правообладателя в возникших правоотношениях значения не имеет, правовое значение имеет дата обращения с заявлением о разрешении на строительство, которое состоялось 25.05.2017 г., то есть после введения ограничения федеральным законодателем (л.д.70,т.1).
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска и основаны на субъективном толковании и понимании норм права, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 07 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО1 и ее представителя ФИО2 без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
(судья Михайлова Н.Н.)