ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5876/2017 от 24.07.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего С.В. Яковлева,

судей Н.А. Терентьевой и Е.Г.Тимошенко,

при секретаре А.О. Ёна

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску Лыскова Станислава Станиславовича, Паспариной Надежды Михайловны, Паспарина Владимира Альбертовича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в лице отдела Госкомрегистра в Бахчисарайском районе, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Болтян Л. А., государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каймину Н.В., заинтересованное лицо Министерство экономического развития Российской Федерации о признании незаконными действий, понуждении к совершению определенных действий, признании незаконными и отмене уведомлений о приостановлении и сообщений об отказе в государственной регистрации прав по апелляционной жалобе Лыскова Станислава Станиславовича, Паспариной Надежды Михайловны, Паспарина Владимира Альбертовича на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 10.05.2017 года по делу №2а-652/2017, которым административный иск удовлетворен частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым С.В. Яковлева, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

У С Т А Н О В И Л А:

Лысков Станислав Станиславович ( далее Лысков С.С.), Паспарина Надежда Михайловна (далее Паспарина Н.М.), Паспарин Владимир Альбертович (далее Паспарин В.А.) обратились в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в лице отдела Госкомрегистра в Бахчисарайском районе ( далее ответчик), государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Болтян Л.А., государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каймину Н.В., заинтересованное лицо Министерство экономического развития Российской Федерации, в котором просили признать незаконными уведомления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 03.06.2016г. №23/5493 о приостановлении государственной регистрации права на 1/1032 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 16044047кв.м, и сообщения от 05.07.2016г. №23/7094 об отказе в государственной регистрации права на 1/1032 доли в этом земельном участке, на основании заявления Лыскова С.С. от 10.05.2016г. о регистрации за ним права на 1/1032 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1 6044047 кв.м.; обязать ответчика отменить указанные уведомление и решение и повторно рассмотреть заявление Лыскова С.С. от 10.05.2016г. о регистрации за ним права на 1/1032 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 16044047 кв.м, по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета; признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в постановке на кадастровый учет и выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым площадью 15097 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета, массив №1, лот 60 на основании заявления Лыскова С.С. от 10.05.2016г. о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 16044047 кв.м., понудить ответчика снять с государственного кадастрового учета указанный земельный участок с кадастровым номером 90:01:180301:41 площадью 15097 кв.м, и повторно рассмотреть заявление Лыскова С.С. от 10.05.2016г. о постановке на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 16044047 кв.м, по адресу: <адрес>; признать незаконными уведомление ответчика от 15.06.2016г. о приостановлении государственной регистрации прав на 1/1032 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 16044047 кв.м. и сообщение от 15.07.2016г. исх. об отказе в государственной регистрации права на 1/1032 доли в этом земельном участке, на основании заявления ПаспаринойН.М. от 19.05.2016г. о регистрации за ней права на 1/1032 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 16044047 кв.м., по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета; обязать ответчика указанные уведомление и решение отменить и повторно рассмотреть заявление Паспариной Н.М. от 19.05.2016г. о регистрации за ней права на 1/1032 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 16044047 кв.м., по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета; признать незаконными действия ответчика, выразившихся в постановке на кадастровый учет и выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым площадью 227220 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета, массив №1, лот 53 на основании заявления Паспариной Н.М. от 19.05.2016г. о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 16044047 кв.м., понудить его снять с государственного кадастрового учета указанный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета, массив , лот 53 и повторно рассмотреть заявление Паспариной Н.М. от 19.05.2016г. о постановке на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 16044047 кв.м, по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета Бахчисарайский район, на территории Угловского сельского совета; признать незаконными уведомление ответчика от 15.06.2016г. о приостановлении государственной регистрации прав на 1/1032 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1 6044047 кв.м, и сообщение от 15.07.2016г. об отказе в государственной регистрации права на 1/1032 доли в этом земельном участке, на основании заявления Паспарина В.А. от 19.05.2016г. о регистрации за ним права на 1/1032 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 16044047 кв.м, по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета; обязать ответчика указанные уведомление и решение отменить и повторно рассмотреть заявление Паспарина В.А. от 19.05.2016г. о регистрации за ним права на 1/1032 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 16044047 кв.м, по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета; признать незаконными действия ответчика, выразившихся в постановке на кадастровый учет и выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым площадью 206477кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета, массив , лот 55 на основании заявления Паспарина В.А. от 19.05.2016г. о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1 6044047 кв.м., понудить его снять с государственного кадастрового учета указанный земельный участок с кадастровым номером площадью 206477 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета, массив , лот 55 и повторно рассмотреть заявление ПаспаринаВ.А. от 19.05.2016г. о постановке на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 16044047 кв.м, по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета; взыскании судебных расходов.

Решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 10.05.2017г. по делу №2а-652/2017 ( судья Готовкина Т.С.) административный иск удовлетворен частично, признаны незаконными вынесенные адрес Лыскова С.С. уведомление ответчика от 03.06.2016г. №23/5493 о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сообщение от 05.07.2016 г. №23/7094 об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на 1/1032 доли земельного участка, на основании его заявления от 10.05.2016г. о регистрации за ним права на 1/1032 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 16044047кв.м., вынесенные в адрес Паспариной Н. М. уведомление ответчика от 15.06.2016 №23/5975 о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, его сообщение от 15.07.2016 г. №23/5053 об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на 1/1032 доли земельного участка на основании ее заявления от 19.05.2016г. о регистрации за ней права на 1/1032 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 16044047 кв.м, по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета, вынесенные в адрес Паспарина В.А. уведомление ответчика от 15.06.2016 г. №23/5976 о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, его сообщение от 15.07.2016 №23/5054 об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на 1/1032 доли земельного участка на основании его заявления от 19.05.2016г. о регистрации за ним права на 1/1032 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 16044047 кв.м, по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета; признаны незаконными действия ответчика, выразившиеся в постановке на государственный кадастровый учет и выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым площадью 150976 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, территория Угловского сельского совета, массив №1, лот 60, на основании заявления Лыскова С.С. от 10.05.2016г. о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 16044047кв.м., действия ответчика, выразившиеся в постановке на государственный кадастровый учет и выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым площадью 227220 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, территория Угловского сельского совета, массив , лот 53 на основании заявления Паспариной Н.М. от 19.05.2016г. о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 16044047кв.м., а также действия ответчика в постановке на государственный кадастровый учет и выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым площадью 206477 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, территория Угловского сельского совета, массив , лот 55, на основании заявления ФИО4от 19.05.2016г. о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 16044047кв.м., на ответчика возложена обязанность снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым площадью 150976 кв.м., расположенный по адресу:<адрес>, территория Угловского сельского совета, массив , лот 60, земельный участок с кадастровым площадью 227220 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Бахчиса-райский район, территория Угловского сельского совета, массив , лот 53, земельный участок с кадастровым площадью 206477 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>,территория Угловского сельского совета, массив , лот 55, разрешен вопрос о распределении судебных издержек, в остальной части отказано в удовлетворении исковых требований.

Не согласившись с указанным решением, Лысков С.С., Паспарина Н.М., Паспарин В.А. подали апелляционную жалобу, в которой просят отменить решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 10.05.2017г. по делу №2а-652/2017 в части не удовлетворенных требований, в этой части принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании, которое состоялось 24.07.2017 г. представители участников процесса явку своих представителей не обеспечили, о дне и времени его проведения были извещены надлежащим образом, от Министерства экономического развития Российской Федерации по электронной почте поступило ходатайство ( ихсх.№Д02и-212 от 27.06.2017 г.) о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, принимая во внимание надлежащие уведомление всех участников процесса о дне и времени проведения судебного заседания, изучив ходатайство Министерства экономического развития Российской Федерации, руководствуясь указанными положениями ст.226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело с участием представителей, явившихся в судебное заседание, по имеющимся в нем письменным доказательствам.

Выслушав судью-докладчика, изучив материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, изучив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.

Ст.15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия(бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с со ст.1 Федерального Закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон № 221-ФЗ), в редакции, действовавшей на момент подачи истцами заявлений, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признавались действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждали существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждали прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент подачи истцом заявления) в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Ч.1 ст. 9 Закона № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент подачи истцами заявлений) было предусмотрено, что сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) состава сведений и содержащие такие сведения документы, включались в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

В силу п.п.1, 2 ст. 16 Закона №221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения административных истцов к административному ответчику) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 1,9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Орган кадастрового учета при поступлении заявления о кадастровом учете и представлении заявителем необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для кадастрового учета документов самостоятельно запрашивает иные необходимые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона для кадастрового учета документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе и обязанность по представлению таких документов не возложена на заявителя в соответствии с настоящим Федеральным законом (п.6 ст.16 Закона ФЗ №221-ФЗ).

Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, за исключением сведений, предусмотренных пунктом 14.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя, учет изменений объекта недвижимости в связи с наличием обстоятельств, указанных в пункте 14.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, - в течение не более чем три рабочих дня со дня получения органом кадастрового учета заявления об учете адреса правообладателя или об учете изменений объекта недвижимости в связи с наличием указанных обстоятельств. Срок осуществления кадастрового учета не изменяется в случае, если необходимые для кадастрового учета документы запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В случае представления заявления о кадастровом учете либо заявления об учете адреса правообладателя через многофункциональный центр срок, указанный в настоящей части, исчисляется со дня передачи многофункциональным центром соответствующего заявления в орган кадастрового учета. Кадастровый учет или внесение в государственный кадастр недвижимости сведений на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия (не в связи с соответствующим заявлением), а также при поступлении заявления и карты - плана территории в соответствии с частью 1 статьи 45.1 настоящего Федерального закона осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления указанных в настоящей части документов (п.п.1, 2 ст. 17 Закона №221 -ФЗ).

Согласно п.2 ст.20 Закона №221-ФЗ с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

В ст.26 Закона № 221-ФЗ ( в редакции, действовавшей на момент подачи истцом заявления) был оговорен порядок приостановления осуществления кадастрового учета, согласно ч.1 которой орган кадастрового учета принимал решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускалось в соответствии с правилами настоящей статьи. Согласно п.5 ч.2 ст.26 Закона № 221-ФЗ ( в редакции, действовавшей на момент подачи истцом заявления) осуществление кадастрового учета приостанавливалось в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Решение о приостановлении должно было содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение было принято в соответствии с пунктом 1, 2, 3, 5, 6 или 7 части 2 настоящей статьи, в нем указывались обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин (ч.4 ст.26 Закона № 221-ФЗ в редакции, действовавшей на момент подачи истцом заявления).

В ст.27 Закона №221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент подачи истцами заявлений) указаны основания к отказу в осуществлении кадастрового учета, перечень которых исчерпывающий.

В п.8 ст.27 Закона №221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент подачи истцами заявлений) установлено, что решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину такого с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета (п. 13 ст.27 Закона №221-ФЗ).

В силу п.1 ст.45 Закона №221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент подачи истцами заявлений) государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (п.3 ст.45 Закона №221-ФЗ ).

Согласно п.7 ст.45 Закона №221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент подачи истцами заявлений) в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, межведомственного запроса о представлении сведений государственного кадастра недвижимости, заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в срок, установленный статьей 17 настоящего Федерального закона для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункте 2 статьи 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти (в том числе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган, кадастрового учета по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

В соответствии с ч.ч. 1, 4, 5 ст. 8 Закона Республики Крым от 31.07.2014р. №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественный и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее Закон №38-ЗРК) к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым. В случае обращения заявителя с заявлением о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права, зарегистрированного до вступления в силу Федерального конституционного закона, государственная регистрация права, ограничения (обременения) права осуществляется на основании заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием возникновения права, ограничения (обременения) права, хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами. Истребование у заявителей таких документов допускается только в случае их отсутствия в названных органах и/или организациях. Указанные в настоящем пункте документы включаются в состав дела правоустанавливающих документов, являющегося неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 9 Закона №38-ЗРК в срок до 01.01.2017 г. исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, включает в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, обеспечивая при этом внесение в реестр объектов недвижимости соответствующего кадастрового округа сведений об объектах недвижимости с присвоением объектам недвижимости кадастровых номеров в порядке, установленном Законом о кадастре, с учетом изменения адреса (описания местоположения) объектов недвижимости, категории земель и вида разрешенного использования земельных участков.

Согласно ч. 3 ст. 2 Закон №38-ЗРК право граждан на земельные доли (паи), возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствует праву общей долевой собственности (долям в праве) на земельные доли.

Ч.2 ст. 12 Закона №38-ЗРК установлено, что до 01.01.2016 г. выдел земельных долей (паев) осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 г. №264 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, подпунктом 1 п. 1 которого установлено, что документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года: государственные акты на право собственности на землю (земельный участок).

Согласно п.п. 3-5, 18, 22 Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 01.09.2014 N 301 (в редакции постановления Совета министров Республики Крым, от 29.06.2015 N 360) включение в государственный кадастр недвижимости ( далее ГКН) сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется по инициативе органа кадастрового учета (далее - массовый порядок) или заинтересованных лиц при их обращении в орган кадастрового учета с соответствующими заявлениями (далее - заявительный порядок). Источниками для включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Федерального конституционного закона требованиями:

документы, подтверждающие государственную регистрацию земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учета, государственную регистрацию прав на ранее учтенные объекты недвижимости, осуществленные до вступления в силу Федерального конституционного закона (в том числе государственные акты, поземельные книги, технические паспорта объектов технического учета, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа кадастрового учета, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) - хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций) (далее - учетные документы);

документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, права на ранее учтенные объекты недвижимости, перечень которых утверждается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона об особенностях регулирования (далее - правоустанавливающие документы).

Включение в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее. учтенном объекте недвижимости сопровождается присвоением такому объекту недвижимости кадастрового номера в соответствии с Порядком присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее - орган нормативно­правового регулирования), в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре). Сведения о правах на ранее учтенные объекты недвижимости, зарегистрированные в государственном реестре прав на недвижимое имущество Украины, вносятся в ГКН на основании свидетельств о праве собственности и (или) выписок из государственного реестра прав на недвижимое имущество Украины, содержащихся в соответствующих регистрационных делах, имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета.

При включении в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости:

сведения о местоположении границ ранее учтенных земельных участков включаются в ГКН в соответствии с файлами обмена данными с результатами работ по землеустройству в электронном виде (обменными файлами), которые являлись основанием для государственного учета до вступления в силу Федерального конституционного закона;

пересечение границ ранее учтенного земельного участка с границами иного земельного участка, сведения о котором содержатся в ГКН, не является основанием для отказа во внесении в ГКН сведений о таком ранее учтенном земельном участке.

Судом первой инстанции установлено, Лысков С.С. является собственником 1/1032 доли земельного участка общей площадью 16044074 кв.м., расположенного на территории Угловского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по завещанию серии <адрес>6 от 07.04.2016г. ( т.1, л.д.39), Паспарина Н.М. является собственником 1/1032 доли земельного участка общей площадью 16044074 кв.м., расположенного на территории Угловского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым, целевое назначение - для ведения товарного сельскохозяйственного производства, что подтверждается государственным актом на право собственности на земельный участок серии ЯГ ( т.1, л.д.48), Паспарин В.А. является собственником 1/1032 доли земельного участка общей площадью 16044074 кв.м., расположенного на территории Угловского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым, целевое назначение — для ведения товарного сельскохозяйственного производства, что подтверждается государственным актом на право собственности на земельный участок серии ЯГ ( т.1, л.д.57).

Желая зарегистрировать свои права на принадлежащие им доли земельного участка, Лысков С.С. 10.05.2016, Паспарина Н.М. и Паспарин В.А. 19.05.2016 г. обратились к ответчику с соответствующими заявлениями о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости (т.1,л.д. 43, 52, 191) и о регистрации права (т.1, л.д. 133-134, 138-139, 158-159).

Ответчиком 09.08.2016 г. были выданы кадастровые паспорта Лыскову С.С. - от 23.05.2016 г. на земельный участок площадью 150976 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, территория Угловского сельского совета, массив , лот 60, кадастровый (т.1 л.д. 38); Паспариной Н.М. - от 01.06.2016 г. на земельный участок площадью 227220 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, территория Угловского сельского совета, массив , лот 53, кадастровый (т.1 л.д. 47), Паспарину В.А. - от 01.06.2016 г. на земельный участок площадью 206477 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, территория Угловского сельского совета, массив , лот 55, кадастровый (т.1л.д. 56).

В ходе рассмотрения указанных выше заявлений истцов, ответчиком были приняты решения о приостановлении государственной регистрации прав, оформленные в виде уведомлений Лыскову С.С. от 03.06.2016 г. №23/5493 ( т.1 л.д.34-35), Паспариной Н.М. от 15.06.2016 г. №23/5975 (т.1 л.д. 45), Паспарину В.А.- от 15.06.2016 г. №23/5976 (т.1,л.д. 54), согласно которым основанием к приостановлению послужило отсутствие в государственном кадастре недвижимости (далее ГКН) сведений о координатах характерных точек границ земельного участка со ссылкой на необходимость внесения истцами этих сведений в ГКН на основании межевого плана, Лыскову С.С. кроме того указано на необходимость постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 16044 047 кв.м. В дальнейшем ответчиком были приняты решения об отказе в государственной регистрации права, оформленные в виде сообщений Лыскову С.С. от 05.07.2016г. за №23/7094 (т.1, л.д.36-37), Паспариной Н.М. от 15.07.2016г. за №23/5053 ( т.1, л.д. 46), ПаспаринуВ.А. от 15.07.2016г. за №23/5054 (т.1, л.д. 55). Основанием для принятия решений об отказе в регистрации права собственности на 1/1032 доли каждого истца в одном и том же земельном участке вынесены со ссылкой на абз.14 п.1 ст.20 Федерального закона № 122-ФЗ от «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которому в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем,, а также на п. 1.2 ст.20 этого же закона, согласно которому не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 21.06.1997 г. N 122-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Изучив материалы дела, судебная коллегия соглашается с утверждениями суда первой инстанции о том, в предоставленных истцами ответчику правоустанавливающих документах, на основании которых первые просили зарегистрировать за ними право общей долевой собственности (по 1/1032 доли за каждым) на земельный участок общей площадью 16044074 кв.м., расположенный на территории Угловского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым, а именно, в государственных актах и свидетельстве о праве на наследство по завещанию (Лысков С.С.) сведения о площадях таких участках и том, что последние являются конкретно указанными лотами, отсутствуют, они с заявлениями о постановке на кадастровый учет таких земельных участков не обращались, вследствие чего верным является вывод о том, что по результатам рассмотрения заявлений истцов ответчиком произведен кадастровый учет не принадлежащих им земельных участков, за регистрацией которых они к не обращались.

При таких обстоятельствах обоснованным является решение суда первой инстанции в части признания незаконными действий ответчика по постановке на кадастровый учет вышеуказанных земельных участков, выдаче соответствующих кадастровых паспортов, понуждении снять эти земельные участки с кадастрового учета.

Изучив материалы дела судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необоснованности утверждений ответчика о том, что согласно данных ГКН земельный участок общей площадью 16044074 кв.м. не учтен в соответствии с Законом №221-ФЗ, поскольку кадастровый паспорт с площадью 16044074 кв.м, предоставлен не был, а также не были предоставлены доказательства того, что этот земельный участок учтен в ГКН.

Судебная коллегия соглашается с тем, что в силу выдачи долевым собственникам ( к которым относятся истцы) государственных актов на право собственности право общей долевой собственности на земельный участок площадью 1 6044074 кв.м, (что соответствует 1604,4074га) зарегистрировано согласно законодательства, действовавшего на территории Республики Крым до 18.03.2014 г., вследствие чего, исходя из содержания представленных истцами правоустанавливающих документов, верным является то, что земельный участок общей площадью 1 6044074 кв.м, (что соответствует 1604,4074га) является ранее учтенным, вследствие чего в силу п. 18 ст.45 Закона №221-ФЗ сведения в ГКН относительно данного земельного участка подлежали внесению в установленном действующим законодательством порядке Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, как о ранее учтенном объекте недвижимости.

Кроме того в материалах дела имеется копия апелляционного определения Верховного Суда Республики Крым от 27.03.2017г. по делу №33а-1906/2017, при рассмотрении которого было установлена правомерность утверждений Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ответчика по настоящему делу) о том, что земельный участок площадью 1604,4074 га, который согласно Государственному акту на право собственности от 01.11.2006г. принадлежит бывшему коллективному сельскохозяйственному предприятию «Черноморец», является ранее учтенным объектом.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что существуют основания для удовлетворения требований истцов в части понуждения ответчика повторно рассмотреть их заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 16044074 кв.м.

На момент подачи истцами заявлений и их рассмотрения ответчиком порядок проведения регистрации прав на недвижимое имущество был определен в Федеральном законе от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон №122-ФЗ), в ст.2 которого было установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее государственная регистрация прав) представляла собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно абз.1, 2 п. 1 ст. 19 Закона № 122-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент подачи заявлений истцами) государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. Государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается также в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением следующих случаев: если право на такой земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке; если такой земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства; если подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю; если права возникают в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, образован путем перераспределения такого земельного участка и земельного участка, находящегося в собственности гражданина; иных установленных федеральным законом случаев.

Ст.13 Закона №122-ФЗ устанавливает порядок проведения государственной регистрации прав, согласно ч.1 которой государственная регистрация прав проводится путем приема документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; проведения их правовой экспертизы ; последующего внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершения надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

В ст.17 Закона №122-ФЗ определены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, к которым относятся, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Требования, предъявляемые к документам на государственную регистрацию прав, определены в ст.18 Закона №122-ФЗ.

В п.1 ст.20 Закона №122-ФЗ установлено основания для отказа в государственной регистрации прав.

В соответствии с п.1.2. ст.20 Закона №122-ФЗ не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется по указанному в заявлении о государственной регистрации прав сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, в срок не более чем пять дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления. Если одновременно с сообщением об отказе в государственной регистрации прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после проведения государственной регистрации прав экземпляры - подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляются заявителю. Сообщение об отказе в государственной регистрации прав и указанные документы по желанию заявителя могут быть выданы ему лично. Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (п.3 ст.20 Закона№122-ФЗ).

Согласно п.6. ст.20 Закона№122-ФЗ если отказ в государственной регистрации прав признан судом необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) и в решении суда указано на необходимость осуществить государственную регистрацию прав, она осуществляется без заявления о государственной регистрации прав на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу и поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и документов, ранее помещенных в дело правоустанавливающих документов.

Как указано выше, суд первой инстанции, установив необоснованность вынесения ответчиком решений о приостановлении государственной регистрации прав, оформленных в виде уведомлений от 03.06.2016 г. №23/5493, от 15.06.2016 г. №23/5975, №23/5976 от 15.06.2016 г., а также решений об отказе в государственной регистрации права, оформленные в виде сообщений от 05.07.2016г. за №23/7094, от 15.07.2016г. за №23/5053, от 15.07.2016г. за №23/5054, отменил их.

Судебная коллегия, как указано выше, также согласилась с выводами суда первой инстанции о том, что земельный участок площадью 1604,4074 га, который согласно Государственному акту на право собственности от 01.11.2006г. принадлежит бывшему коллективному сельскохозяйственному предприятию «Черноморец», является ранее учтенным объектом.

При таких обстоятельствах судебная коллегия в силу положений ст.20 Закона №122-ФЗ, руководствуясь установленной ч.9 ст.227 КАС РФ обязанностью определить способ защиты прав, приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания отказывать истцам в удовлетворении требований в части понуждения ответчика повторно рассмотреть их заявления о регистрации за ними права на 1/1032 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 16044047 кв.м, по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета; о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 16044047 кв.м, по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета.

В этой части подлежит постановлению новое решение об заявленных требований.

В остальной части решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь ст.ст. 307- 311, 317, 318 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 10.05.2017года по делу №2а-652/2017 в части отказа в удовлетворении требований Лыскова Станислава Станиславовича, Паспариной Надежды Михайловны, Паспарина Владимира Альбертовича об обязании Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявления Лыскова Станислава Станиславовича от 10.05.2016г. о регистрации за ним права на 1/1032 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 16044047 кв.м, по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета и о постановке на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 16044047 кв.м, по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета, заявления Паспариной Надежды Михайловны от 19.05.2016г. о регистрации за ней права на 1/1032 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 16044047 кв.м, по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета и о постановке на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 16044047 кв.м, по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета, заявления Паспарина Владимира Альбертовича от 19.05.2016г. о регистрации за ним права на 1/1032 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1 6044047 кв.м, по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета, и о постановке на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 16044047 кв.м, по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского, отменить, в этой части принять по делу новое решение, которым обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (<адрес>, ) повторно рассмотреть заявления Лыскова Станислава Станиславовича от 10.05.2016г. о регистрации за ним права на 1/1032 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 16044047 кв.м, по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета, и о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 16044047 кв.м, по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета, заявления Паспариной Надежды Михайловны от 19.05.2016г. о регистрации за ней права на 1/1032 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 16044047 кв.м, по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета, и о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 16044047 кв.м, по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета, заявления Паспарина Владимира Альбертовича от 19.05.2016г. о регистрации за ним права на 1/1032 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1 6044047 кв.м, по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета, и о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 16044047 кв.м, по адресу: <адрес>, на территории Угловского сельского совета.

В остальной части решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 10.05.2017 года по делу №2а-652/2017 оставить без изменений.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий С.В. Яковлев

Судьи Н.А. Терентьева

Е.Г. Тимошенко