ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5883/19 от 25.07.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 33а-5883/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 25 июля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Хакимовой О.В.,

судей областного суда Кудряшова В.К., Чуриковой Е.В.,

при секретаре Кумпееве Ч.Х.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта (уведомления о несоответствии построенного индивидуального жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности) и отказа в государственной регистрации права собственности на жилой дом,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 23 апреля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В., представителя администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области ФИО2, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском, указав, что на основании распоряжения администрации г. Соль-Илецка от 29 мая 2001 года № 243-р об отводе земельного участка, акта на землепользование от 4 февраля 2002 года № 23 и разрешения № 24 от 11 февраля 2002 года, заключив типовой договор № 19 о возведении индивидуального жилого дома, она начала строительство жилого дома по адресу: (адрес), ?.

3 июня 2012 года соглашением № 133-12 к договору аренды земель № 23 от 4 февраля 2002 года уточнена площадь отведенного земельного участка до 796 кв.м. и продлен срок аренды до 4 февраля 2051 года.

15 января 2013 года в Управлении Росреестра по Оренбургской области она зарегистрировала право на объект незавершенного строительства (жилого дома) площадью застройки 101,8 кв.м. 36,7% готовности, литер А.

В 2016 году она достроила дом и обратилась в администрацию МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области (далее по тексту администрацию) за получением заключения о соответствии построенного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. По результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве объекта ИЖС по адресу: (адрес), ?, получила уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта ИЖС установленным параметрам допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке. Затем она представила в администрацию уведомление об окончании строительства жилого дома.

21 ноября 2018 года получила уведомление из администрации о несоответствии параметров построенного жилого дома указанным в п.1 ч.19 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, установленным Правилами землепользования и застройки, действующим на территории городского округа.

Уведомлением Управления Росреестра от 28 января 2019 года прекращена государственная регистрация права на возведенный ею жилой дом.

ФИО1 считает уведомление администрации от 19 ноября 2018 года незаконным, поскольку указанное в нем основание для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию «несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта кап. строительства проектной документации» не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.

ФИО1 просила признать незаконными отказ администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (уведомление о соответствии построенного ею жилого дома по адресу: (адрес), ? предельным параметрам разрешенного строительства, установленным параметрам землепользования и застройки) и отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области в регистрации права собственности на построенный жилой дом. Обязать администрацию МО Соль-Илецкий городской округ (адрес) выдать разрешение на ввод в эксплуатацию (уведомление о соответствии построенного ею жилого дома по адресу: (адрес), ? предельным параметрам разрешенного строительства, установленным параметрам землепользования и застройки), а Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (адрес) обязать зарегистрировать ее право собственности на жилой дом по адресу: (адрес), ?.

Решением Соль-Илецкого районного суда (адрес) от (дата) в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований административного иска.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области ФИО2 просил решение суда оставить без изменений.

Административный истец и другие участники процесса о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайство об отложении судебного разбирательства не представили.

Судебная коллегия, заслушав судью-докладчика, представителя администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве условий для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления выступают несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов административного истца.

Указанных условий в рассматриваемом споре судом не усмотрено.

Из материалов дела следует и судом установлено, что по договору аренды № 23 от 4 февраля 2002 года ФИО1 был предоставлен земельный участок площадью 800 кв.м. на срок 2 года для индивидуального жилищного строительства.

Соглашением к договору аренды № 133-12 от 13 июня 2012 года до 4 февраля 2051 года продлен срок аренды земельного участка.

11 февраля 2002 года ФИО1 заключен типовой договор № 19 о возведении индивидуального жилого дома на праве собственности, в соответствии с которым она обязана построить одноэтажный деревянный жилой дом полезной площадью 69 кв.м., жилой площадью 52,3 кв.м.

11 февраля 2002 года администрация г.Соль-Илецка выдала ФИО1 разрешение № 24 на строительство жилого дома.

10 января 2013 года ФИО1 зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства площадью застройки 101,8 кв.м., степенью готовности 36,7%, расположенный по адресу: (адрес), ?.

В соответствии с Техническим планом здания, составленным кадастровым инженером ФИО6 14 ноября 2018 года, на арендуемом земельном участке с кадастровым номером истцом построен (строительство окончено в 2018 году) жилой дом с кадастровым номером из прочих материалов площадью 84,9 кв.м.

15 октября 2018 года ФИО1 подала в администрацию уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС, указав отступ от границ земельного участка в 3 м., также представила схему планировочной организации земельного участка, в которой было указано, что объект незавершенного строительства площадью 101,8 кв.м. подлежит сносу, а вновь построенный жилой дом будет располагаться на расстоянии 3-х метров от границ участка.

18 октября 2018 года на основании представленных административным истцом документов начальником отдела архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации МО «Соль-Илецкий городской округ (адрес)ФИО7 было выдано уведомление № 17 о соответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке.

15 ноября 2018 года ФИО1 представила в администрацию уведомление об окончании строительства жилого дома, в котором указала об отступе от границ земельного участка в 3м.

В результате проверки было установлено, что построенный ФИО1 жилой дом располагается на расстоянии 1,66 м. от боковой границы земельного участка, что, по утверждению административного ответчика, не соответствовало установленным Правилами землепользования и застройки параметрам в части отступа от границы участка.

В связи с этим 21 ноября 2018 года ФИО1 выдано оспариваемое уведомление о несоответствии построенного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности в связи с несоответствием параметров построенного дома предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, установленным Правилами землепользования и застройки, действующим на территории городского округа.

Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции сделал вывод, что оспариваемое ФИО1 уведомление от 21 ноября 2018 года принято должностным лицом в пределах предоставленных полномочий исходя из представленных истцом сведений и документов, соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Правилам землепользования и застройки МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области.

Также суд исходил из того, что нет правовых оснований для признания незаконным уведомления Управления Росреестра от 28 января 2019 года, поскольку государственный кадастровый учет и государственная регистрация права истца на возведенный ею жилой дом прекращены в связи с подачей ФИО1 25 января 2019 года заявлений о прекращении регистрации.

Суду не было представлено доказательств того, что неправомерными действиями административных ответчиков были нарушены законные права и интересы ФИО1

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции частично согласиться не может на основании следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 340-ФЗ) с 4 августа 2018 года утратили силу части 9 - 9.2 ст. 51 ГрК РФ, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

С 4 августа 2018 года Законом N 340-ФЗ введен в действие пункт 1.1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, согласно которому выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС).

Также не требует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в случае, если в соответствии с ч. 17 ст. 51 ГрК РФ для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство (ч. 15 ст. 55 ГрК РФ в редакции Закона N 340-ФЗ).

Вместе с тем, согласно ч.16 ст. 55 ГрК РФ, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются:

1) документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса;

2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;

3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.

В соответствии с ч. 19 ст. 55 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;

2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;

5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

В соответствии с ч. 20 ст. 55 ГрК РФ, уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:

1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;

2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.

Решением Совета депутатов от 30 мая 2012 г. N 159 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение г. Соль-Илецк Оренбургской области (далее Правила), которые в ст. 46.1 Градостроительные регламенты. Жилая зона, подраздел Ж-3. Зона застройки индивидуальными жилыми домами, устанавливают предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства застройки индивидуальными жилыми домами.

Так, минимальный отступ от боковой границы земельного участка до дома установлен в размере 3 метра, минимальный отступ строений от задней границы участка также 3 метра.

Вместе с тем, в указанной норме Правил также предусмотрено, что «в сложившейся застройке, при ширине земельного участка 15 метров и менее, для строительства жилого дома минимальный отступ от границы соседнего участка должен составлять не менее:

1,0 м - для одноэтажного жилого дома;

1,5 м - для двухэтажного жилого дома;

2,0 м - для трехэтажного жилого дома, при условии, что расстояние до расположенного на соседнем земельном участке жилого дома не менее 5 м.

Указанный норматив распространяется на земельные участки, образованные до вступления настоящих правил в силу».

Из материалов дела следует, что земельный участок предоставлен ФИО1 для индивидуального жилищного строительства в 2001 году, то есть до утверждения Правила землепользования и застройки муниципального образования. Ширина земельного участка составляет менее 15 метров. Одноэтажный объект недвижимости возведен в сложившейся застройке на расстоянии 1,66 метров, что составляет более установленного минимального отступа (1 м.), установленного вышеуказанной нормой Правил землепользования и застройки МО городское поселение г. СольИлецк.

При таких обстоятельствах, выданное ФИО1 уведомление о несоответствии построенного объекта недвижимости действующему законодательству нельзя признать законным.

По своей правовой природе уведомление о соответствии построенных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства аналогичны разрешению на ввод объектов недвижимости в эксплуатацию. Соблюдение уведомительного порядка строительства индивидуального жилого дома, установленного ст. 51.1 ГрК РФ, предопределяет упрощенную процедуру ввода в эксплуатацию объекта недвижимости. Отказ в выдаче уведомления о соответствии построенного ФИО1 требованиям законодательства нарушает ее право, а поскольку оспариваемое уведомление не соответствует законодательству, требований административного иска в этой части подлежат удовлетворению.

С выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований ФИО1, предъявленных к Управлению Росреестра по Оренбургской области судебная коллегия соглашается. Доводов об их незаконности апелляционная жалоба не содержит.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части и вынести новое решение.

Руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 23 апреля 2019 года в части требований ФИО1 к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области отменить и в этой части принять новое решение об удовлетворении административного иска.

Признать незаконными выданное ФИО1 уведомление администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области от 21 ноября 2018 года № 13 о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Обязать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ (адрес) выдать ФИО1 уведомление о соответствии построенного индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: (адрес), (адрес), (адрес) требованиям законодательства.

В остальной части решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 23 апреля 2019 года оставить без изменений.

Председательствующий:

Судьи: