ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5944/20 от 15.06.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Белькевич О.В. Дело № 33а-5944/2020

24RS0049-01-2019-000950-17

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июня 2020 года г.Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Полынцева С.Н.

судей Данцевой Т.Н., Сидоренко Е.А.,

при ведении протокола помощником судьи Пинчук Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренко Е.А.

дело по административному иску Администрации г.Сосновоборска к Агентству по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края о признании частично недействительным предписания от <дата>,

по апелляционной жалобе представителя администрации г.Сосновоборска –ФИО1

на решение Сосновоборского городского суда Красноярского края от 11 ноября 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления администрации г.Сосновоборска к Агентству по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края о признании пунктов 1,2,3,5 предписания от <дата> недействительными, отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Администрация г.Сосновоборска Красноярского края обратилась в суд с административным иском к Агентству по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края о признании частично недействительным предписания от <дата>.

Требования мотивированы тем, что при проведении проверки по предотвращению причинения вреда окружающей среде, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера административным органом выдано предписание от <дата>-п-6, обязывающее устранить нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части пунктов 1,2,3,5, которое, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы.

Административный истец просил признать недействительными пункты 1,2,3,5 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда окружающей среде, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Агентству по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края от <дата>.

Судом постановлено выше приведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации г.Сосновоборска ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что выданное ответчиком предписание от <дата> в части пунктов 1,2,3,5 содержит необоснованно вменяемые нарушения, нарушающее права и законные интересы администрации г.Сосновоборска.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика ФИО2 просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, решение суда в соответствии со ст. 308 КАС РФ, выслушав представителя административного истца ФИО1 (доверенность от 15.01.2020 № 57), поддержавшую апелляционную жалобу, представителя административного ответчика ФИО2 (доверенность от 30.12.2019 № 64), возражавшую против апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8 ст.226 КАС РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с <дата> по <дата> специалистами отдела регионального надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края на основании приказа Агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края от <дата>-п с целью надзора за исполнением администрацией города Сосновоборска Красноярского края законодательства Российской Федерации и Красноярского края проведена плановая выездная проверка при решении вопросов местного значения, реализации полномочий по решению в части организации и осуществлении мероприятий по защите населения и территории муниципального образования г.Сосновоборска Красноярского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности.

По результатам проверки агентством по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края администрации г.Сосновоборска Красноярского края <дата> составлен акт , <дата> выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения:

1) орган местного самоуправления не создал постоянно действующий орган управления Сосновоборского городского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края (отсутствует положение (устав) уполномоченного органа). Срок для устранения нарушения установлен - <дата>;

2) орган местного самоуправления не создал резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с номенклатурой и объемом резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (номенклатура не позволяет обеспечить выдачу пострадавшему населению комплектов одежды и обуви).Срок для устранения нарушения установлен -<дата>;

3) орган местного самоуправления не создал достаточный резерв финансовых средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций на территории города Сосновоборска. Срок для устранения нарушения установлен - <дата>;

4) орган повседневного управления (ЕДДС города Сосновоборска) не может самостоятельно выполнять задачи по оповещению и информированию населения о чрезвычайных ситуациях. Система оповещения не сопряжена с локальной системой оповещения химически-опасного объекта ООО «Красноярская энергосберегающая компания». Срок для устранения нарушения установлен - <дата>;

5) органом местного самоуправления не создана аварийно-спасательная служба, в соответствии с п.31 ст.7 Устава муниципального образования город Сосновоборск Красноярского края к вопросам местного значения города относится создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований городского округа. Срок для устранения нарушения установлен - <дата>.

6) не прошли подготовку (обучение) в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера председатель и члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города. Срок для устранения нарушения установлен - <дата>.

Решением городского Законодательного Собрания № IV-5P от 12.04.1997 принят Устав г.Сосновоборска Красноярского края (далее – Устав).

Статьей 2 Устава Муниципальное образование город Сосновоборск Красноярского края законом Красноярского края от <дата> наделено статусом городского округа. Город Сосновоборск Красноярского края является в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» самостоятельным муниципальным образованием, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Красноярского края и настоящим Уставом.

К вопросам местного значения согласно ст.7 Устава относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета города Сосновоборска, утверждение и исполнение бюджета города, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета города (п.1); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города (п.9); организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (п.30); создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории города (п.31).

Администрация города Сосновоборска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края (п.1 ст.37 Устава города).

Из материалов дела следует, что <дата> консультантом отдела регионального надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края в отношении администрации города Сосновоборска по факту невыполнения указанных выше требований законодательства по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вынесен протокол об административном правонарушении , от ознакомления и подписи с которым глава муниципального образования г.Сосновоборск П,С.А. отказался, протокол и материалы переданы на рассмотрение мировому судье г.Сосновоборска. Постановлением мирового судьи судебного участка в г.Сосновоборске Красноярского края от <дата> по делу Администрация города Сосновоборска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, подвергнута штрафу.

Судом первой инстанции установлено, что на муниципальном уровне постоянно действующим органом управления городского звена по организации работы по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности назначен главный специалист по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности.

Резервный фонд администрации города на 2019 год на основании постановления администрации города от <дата> «О бюджете города Сосновоборска на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» установлен в сумме 200 000, 00 руб. и плановый период 2020-2021 годов в сумме 200 000, 00 руб. ежегодно. Предельный размер адресной финансовой помощи согласно постановлению правительства Красноярского края от <дата> в связи с преодолением негативных последствий чрезвычайных ситуаций для третьей группы территорий, в том числе для города Сосновоборска установлен в размере 10 000, 00 руб.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст.4.1, 11, 25 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ, ст.ст.14,16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, ст.7 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», п.п.6, 7, 10, 11, 18 Положения "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, п.п. 2, 4, 7, 8, 9, 10, 20 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 574, п.п.23, 25 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N 376 от 25.07.2006, правомерно не нашел правовых оснований для признания частично недействительным предписания, отказал в удовлетворении административного иска.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и нормах права.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

Органы местного самоуправления создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств (п.2 ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 года N 28-ФЗ «О гражданской обороне»).

В соответствии с п.21 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования конкретизированы, в частности, в Федеральном законе от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Федеральный закон N 68-ФЗ), согласно п. «д» ч.2, п/п «е» п.2, п/п «з» п.2 ст.11 которого органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу п.3 ст. 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ постоянно действующими органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на соответствующем уровне единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определен Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее –Положение), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, в силу п. 6 которого на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Согласно абзацу 4 п.10 Положения постоянно действующими органами управления единой системы являются на муниципальном уровне - создаваемые при органах местного самоуправления органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Между тем, из материалов дела и акта проверки следует, что в нарушение п.1 административным истцом не создано структурное подразделение организации, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, выявлено в результате непредставления органом местного самоуправления положения (устава) уполномоченного органа, в связи с чем п.1 предписания об обязанности по созданию вышеназванного структурного подразделения соответствует закону.

При этом возложение обязанности постоянно действующего органа на главного специалиста по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации г.Сосновоборска является незаконным, противоречит действующему законодательству.

Статьей 4 Федерального закона N 68-ФЗ установлено, что одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст.25 Федерального закона N 68-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Аналогичное положение закреплено в п.20 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", где указано, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций также создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов организаций.

Порядок создания и использования, указанных в ст.25 Федерального закона N 68-ФЗ (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340 утвержден Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее по тексту - Порядок).

В соответствии с пунктами 2,3,4,5 Порядка резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций и размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают номенклатуру и объемы создаваемых запасов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также определяют круг лиц, ответственных за создание резервов материальных ресурсов, их хранение, использование и последующее восполнение.

Накопление запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств (вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства) осуществляется на основании п.4 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 номенклатура и объем запасов определяется создающим их органом с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

В соответствии с п.5 названного Положения запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности.

Статьей 1 Закона Красноярского края от 02.11.2001 № 16-1558 «О резервах материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Красноярского края» предусмотрено создание резервов, необходимых для жизнеобеспечения пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, в том числе: запасов продовольствия; медицинского имущества и медикаментов; средств связи; инженерно-технических и транспортных средств; топлива; строительных материалов; средств индивидуальной защиты; одежды; предметов первой необходимости; приборов и оборудования; а также других материально-технических ресурсов, накапливаемых заблаговременно в установленной номенклатуре и объемах.

Согласно ст. 5 вышеназванного закона резервы материально-технических ресурсов края для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются: местные резервы - решением органов местного самоуправления Определение потребности в материально-технических ресурсах для создания резервов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе классификации возможных чрезвычайных ситуаций, установленной постановлением Правительства Российской Федерации, их видов и особенностей, величины возможного ущерба, особенности территорий, характера мероприятий на проведение неотложных работ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. При этом учитывается принцип необходимой достаточности и величины ассигнований, выделяемых на формирование соответствующего вида резервов. Номенклатура и объемы резервов материально-технических ресурсов, поставляемых в краевой резерв, определяются высшим исполнительным органом государственной власти края исходя из норм и нормативов, установленных законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации.

Постановлением Совета администрации Красноярского края от 30.12.2002 № 443-П «О резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и краевого характера» утверждена номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая учитывает климатические условия и особенности Красноярского края.

Постановлением Главы города от 04.06.2019 № 887 «О создании, хранении, использовании и восполнении местного резерва материальных ресурсов для нужд гражданской обороны, и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Сосновоборска» утверждены: порядок создания, использования и восполнения резерва материальных ресурсов города Сосновоборска для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; номенклатура и объемы резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; перечень органов управления, управлений администрации города, организаций города - держателей резервов в чрезвычайных ситуациях, создающих, хранящих, восполняющих и ответственных за доставку резервов материальных ресурсов в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города Сосновоборска.

Приложением № 2 к постановлению администрации города от 04.06.2019 № 887 утверждена Номенклатура и объемы материальных ресурсов в целях гражданской обороны и для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории г.Сосновоборска. Однако в нарушение требований п. «д» ч.2 ст.11, ст.25 Федерального закона N 68-ФЗ раздел II Номенклатуры «Вещевое имущество» не предусматривает комплекты одежды и обуви для выдачи пострадавшему населению, а содержит лишь указание на одеяла шерстяные в количестве 191 штук, что является недостаточным. При этом ранее действующей Номенклатурой (раздел II «Вещевое имущество») Приложения № 1 к постановлению администрации г.Сосновоборска от 26.11.2010 № 1577 было предусмотрено создание резервов комплектов одежды и обуви для выдачи пострадавшему населению.

Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным предписания в части пункта 3, суд обоснованно исходил из того, что административным истцом не создано достаточного резерва финансовых средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций на территории г.Сосновоборска.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации города от 19.04.2017 № 487 утверждено Положение о порядке расходования средств резервного фонда администрации города Сосновоборска, предусматривающее финансирование аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и оказание разовой материальной помощи гражданам.

Резервный фонд администрации города на 2019 год на основании постановления администрации города от 10.12.2018 № 35/140-р «О бюджете города Сосновоборска на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» составил 200 000, 00 руб. и плановый период 2020-2021 годов в сумме 200 000, 00 руб. ежегодно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 определена классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которой определено, что при чрезвычайной ситуации муниципального характера (в пределах территории одного поселения) количество пострадавших составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 5 000 000 рублей.

Постановлением администрации города от 19.04.2017 № 487 утверждено Положение о порядке расходования средств резервного фонда администрации города Сосновоборска, которое предусматривает финансирование аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и оказание разовой материальной помощи гражданам.

Предоставление единовременной адресной материальной помощи обратившимся гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающим на территории Красноярского края осуществляется на основании государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-П, которая предусматривает оказание финансовой помощи в связи с преодолением негативных последствий чрезвычайных ситуаций. Предельный размер адресной материальной помощи устанавливается по группам территорий: для третьей группы территорий, в том числе для г.Сосновоборска составляет 10 000 рублей.

Таким образом, в силу приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств суд пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных органом местного самоуправления требований о признании недействительным предписания в части пункта 3.

Разрешая требования административного истца о признании незаконным предписания в части пункта 5, суд проанализировав в совокупности п/п «е» п.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ, п.29 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.7 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», п.14 Положения «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, суд пришел к обоснованному выводу о том, что органом местного самоуправления не создана аварийно-спасательная служба, чем нарушены п. 31 ст.7 Устава муниципального образования, с чем судебная коллегия соглашается.

Как установлено судом, статьей 7 Устава города Сосновоборска Красноярского края к вопросам местного значения относятся, в том числе создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории города.

Основной задачей системы оповещения и информирования населения на муниципальном уровне в силу п.3.3 Положения об обеспечении своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, на территории Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 30.12.2010 N 689-п является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы края, созданного муниципальным образованием Красноярского края;

специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования Красноярского края в соответствии с действующим законодательством;

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования Красноярского края.

Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности № 4 от 30.11.2017 утвержден анализ рисков возникновения ЧС на территории муниципального образования г.Сосновоборск, на основании критериев приказа МЧС России от 08.07.2004 № 329, утвержден состав органов управления, осуществляющих свою деятельность на территории МО г.Сосновоборск, утверждены службы Сосновоборского городского муниципального звена РСЧС Красноярского края с учетом закрепления рисков за существующими органами управления.

Постановлением администрации № 1578 от 05.12.2017 «О функционировании городского муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края и о внесении изменений в постановление администрации города» утвержден перечень служб Сосновоборского городского муниципального звена территориальной подсистемы и закрепление за ними функций по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, реагирования на соответствующие риски, в СГМЗ РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведение работ по их ликвидации на муниципальном уровне.

При этом, данным постановлением не предусмотрено привлечение аварийно-спасательных формирований при ликвидации муниципальных чрезвычайных ситуаций, а указанные в приложении силы и средства федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта РФ, не участвуют в ликвидации муниципальных чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с постановлением Совета администрации Красноярского края от 15.04.2004 № 92-п «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края», привлечение сил постоянной готовности территориальной подсистемы утверждается Правительством края.

Постановлением Правительства Красноярского края от 21.10.1999 № 671-П «Об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории Красноярского края при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и краевого характера», главам муниципальных образований Красноярского края рекомендовано обеспечить подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что орган местного самоуправления не вправе самостоятельно привлекать к ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера силы и средства территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, отсутствие местных аварийно-спасательных формирований не является безусловной причиной привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти для ликвидации муниципальных чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, на администрации города лежит обязанность решить вопрос местного значения и создать на территории аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования с обеспечением содержания и организации деятельности.

При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание в части пунктов 1,2,3,5 соответствует требованиям действующего законодательства.

Апелляционная жалоба не содержит в себе доводов, являющихся правовыми основаниями для отмены судебного решения, основана на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, доводы жалобы сведены к изложению позиции, поддерживаемой в суде первой инстанции, обоснованно отклоненной судом первой инстанции по изложенным в решении мотивам, которые судебной коллегией признаются правильными.

Процессуальных нарушений, влекущих в силу ч.1 ст.310 КАС РФ безусловную отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сосновоборского городского суда Красноярского края от 11 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Сосновоборска ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: