ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5947/2018 от 07.05.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Лактюшина Т.Н. 33а-5947/2018 163а

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 мая 2018 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Мирончика И.С.,

судей Корниенко А.Н., Жуля А.В.,

при секретаре Малышевой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуля А.В.

административное дело по административному исковому заявлению администрации Большемуртинского района Красноярского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю о возложении обязанности по внесению изменений в Единый государственный реестр недвижимости,

по апелляционной жалобе представителя Управления Росреестра по Красноярскому краю Зоркиной И.В.

на решение Большемуртинского районного суда Красноярского края от 04 декабря 2017 года, которым решено:

«Исковые требования администрации Большемуртинского района Красноярского края удовлетворить.

Признать технической ошибкой содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения на объект недвижимости: нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> с кадастровым номером

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю внести изменения в единый государственный реестр недвижимости в части местоположения объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> в соответствие с координатами, приведенными в техническом плане: <данные изъяты>

Уменьшить площадь объекта, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером с 685.9 кв.м до 199,8 кв.м.».

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Администрация Большемуртинского района Красноярского края обратилась в суд с указанным административным иском. Требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание, кадастровый , расположенное по адресу: <адрес> в котором находится котельная «РТП». При Первичной постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, кадастровым инженером было неверно определено местоположение (координаты поворотных точек) здания и его площадь, в контур здания была включена площадь соседнего здания, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем, произошло наложение объектов недвижимости. В настоящее время собственник соседнего здания не может осуществить кадастровый учет своего объекта недвижимости. Фактическая площадь здания по <адрес> составляет 199,8 кв.м, в свидетельстве о собственности указана площадь 685,9 кв.м. После обращения истца, 06.02.2017 года кадастровым инженером было подготовлено заключение о внесении изменений в технический план.

Просит установить наличие технической ошибки в Едином государственном реестре недвижимости на объект недвижимости нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> с кадастровым номером . Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в части местоположения указанного объекта недвижимости в соответствии с координатами, приведенными в техническом плане от 06.02.2017г., подготовленного кадастровым инженером ФИО6: <данные изъяты> уменьшить площадь объекта недвижимости с 685,9 кв.м до 199,8 кв.м.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Красноярскому краю Зоркина И.В. просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в ЕГРН ошибка об объекте недвижимости называется реестровой ошибкой, а не кадастровой. Указывает на не привлечение кадастрового инженера к участию в деле. Кроме того, в Управление от администрации Большемуртинского района Красноярского края не поступало заявление об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН. Считает, что в представленном техническом плане отсутствует документ на основании которого внесены сведения в технический план. Также указывает, что администрацией Большемуртинского района требования об оспаривании решений, действий (бездействий) Управления не заявлялись, а истцом подано заявление в порядке искового заявления, которое подлежало рассмотрению в порядке установленном ГПК РФ. Полагает, что заявленные требования предъявлены к ненадлежащему ответчику.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель администрации Большемуртинского района - Медведев С.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.

Выслушав представителя административного ответчика, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст.308 КАС РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с п.4 ч.2. ст.310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По мнению судебной коллегии такие нарушения допущены судом при вынесении решения.

Так, согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуальноопределенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости, кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости; площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машиноместо и т.п., а также дополнительные сведения об объекте недвижимости.

Согласно ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ, местоположение границ объекта недвижимости устанавливается посредством определения координат.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 года "О кадастровой деятельности" кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в ст. 29 настоящего Федерального закона - кадастровый инженер.

В силу ч. 4.1 ст. 1 указанного закона кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.

В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка (ч. 4.2 ст. 1 Федерального закона).

С 1 января 2017 года порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости производится в соответствии со ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости", согласно которой техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. (ч.1).

Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. (ч.3).

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав. (ч.4).

Согласно разъяснений данных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. (п.52).

Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.

Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Если иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права или обременения, предъявлен к государственному регистратору, суд осуществляет замену ненадлежащего ответчика в соответствии с частью 1 статьи 41 ГПК РФ или частями 1, 2 статьи 47 АПК РФ.

В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ или части 1 статьи 16 АПК РФ государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле.

Наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП согласно Закону о регистрации. (п.53).

Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.

Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела.

Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость. Например, когда судебный акт принят по заявлению обеих сторон сделки об оспаривании отказа государственного регистратора совершить регистрационные действия. (п.56).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Муниципальное образование Большемуртинский район Красноярского края является собственником нежилого здания: котельная «РТП» общей площадью 685,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.03.2016 года.

Согласно кадастрового паспорта от 02.12.2015 года нежилое здание - котельная «РТП» с кадастровым номером имеет площадь 685,9 кв.м, технический план подготовлен на сновании декларации, по причине отсутствия проектной документации, технического паспорта и разрешения на ввод в эксплуатацию.

Фактически площадь указанного здания составляет 199,8 кв.м. При первичной постановке здания на государственный кадастровый учет, кадастровым инженером не верно было определено местоположение и площадь объекта, в связи с чем, о площади здания были внесены не верные данные, что подтверждается заключением кадастрового инженера ФИО6

Из письма первого заместителя главы администрации Большемуртинского района ФИО9 от <дата> следует, что ошибка произошла в связи с тем, что кадастровый инженер включил в контур здания часть соседнего здания, расположенного по адресу: <адрес>

Таким образом, при постановке здания на государственный кадастровый учет была допущена реестровая ошибка.

В целях исправления реестровой ошибки, кадастровым инженером ФИО6 был подготовлен технический план здания от 06.02.2017 года, согласно которого здание с кадастровым , расположенное по адресу: <адрес>, имеет фактическую площадь 199.8 кв.м, в описании местоположения здания на земельном участке указаны сведения о характерных точках контура здания: <данные изъяты>

Установив указанные обстоятельства, суд принимая решение об удовлетворении требований административного искового заявления пришел к выводу, что при постановке здания на государственный кадастровый учет кадастровым инженером допущена кадастровая ошибка, в связи с чем, признал технической ошибкой содержащиеся в ЕГРН сведения об указанном здании и возложил на Управление Росреестра по Красноярскому краю обязанность внести соответствующие изменения в отношении данного здания, также суд уменьшил площадь здания с 685,9 кв.м. до 199,8 кв.м.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку в соответствии со ст.61 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" в данном случае имеется не техническая ошибка, а реестровая ошибка допущенная кадастровым инженером, в связи с чем, в соответствии с разъяснениями данными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 года Управление Росреестра по Красноярскому краю является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, а следовательно оснований для удовлетворения требований административного искового заявления к данному Управлению не имелось.

В связи с чем, оспариваемое решение подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления.

Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Большемуртинского районного суда Красноярского края от 04 декабря 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении требований административного искового заявления администрации Большемуртинского района Красноярского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю о возложении обязанности по внесению изменений в Единый государственный реестр недвижимости- отказать.

Председательствующий:

Судьи: