ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5955/2016 от 03.11.2016 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело а-5955/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Санкт-Петербург 03 ноября 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Андреевой Т.Б.

судей Астапенко С.А., Муратовой С.В.

при секретаре Мальцеве А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению Северо-Западной транспортной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 25 мая 2016 года по административному делу а-2443/2016 об отказе в удовлетворении административного искового заявления Северо-Западной транспортной прокуратуры Российской Федерации к Т.А. о взыскании таможенных платежей и пени,

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Муратовой С.В., доводы представителей Северо-Западной транспортной прокуратуры по доверенности Поздняковой А.А., Соболевой А.С. поддержавших доводы апелляционного представления судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Северо-Западная транспортная прокуратура обратилась в суд в защиту интересов Российской Федерации с административным исковым заявлением к Т.А., в котором указала, что А являясь иностранным гражданином – лицом без гражданства, 18 января 2013 года через таможенный пост МАПП Ивангород Кингисеппской таможни ввез на территорию Таможенного союза по пассажирской таможенной декларации транспортное средство – автомобиль марки Chevrolet Tahoe VIN - регистрационный знак Эстонской Республики – , 2001 года выпуска, объем двигателя 5327 cантиметров кубических, сроком до 18 апреля 2013 года. По истечении срока временного ввоза А данное транспортное средство за пределы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС не вывез, под иную процедуру не поместил. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий Северо-Западной оперативной таможней было установлено, что ввезенное А. транспортное средство в целях реализации выставлено на продажу посредством использования международной телекоммуникационной сети Интернет. В период действия таможенной процедуры «временный ввоз» А покинул пределы Российской Федерации, а транспортное средство находилось под управлением иного лица и выставлено на продажу. В ходе осмотра места происшествия 29 апреля 2013 года данное транспортное средство изъято у управляющего им гражданина Российской Федерации С.Ю. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) и передано на ответственное хранение ООО «Западный регион» по адресу: <адрес>

Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 25 мая 2016 года Северо-Западной транспортной прокуратуре, действующей в защиту интересов Российской Федерации отказано в удовлетворении административного искового заявления к Т.А. о взыскании таможенных платежей в размере <данные изъяты> коп. и пени <данные изъяты>

В апелляционном представлении административный истец просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным. Ссылается на не правильное применение норм материального права и не правильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции А не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, по последнему известному месту жительства: <адрес>.

В соответствии с ч. 2 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если лицо, доставляющее судебную повестку, не застанет вызываемого в суд гражданина по месту его жительства, повестка вручается кому-либо из проживающих совместно с ним взрослых членов семьи с согласия для последующего вручения адресату.

По сведениям, предоставленным ФГУП «Почта России» отслеживание почтовых отправлений, судебная повестка вручена 21.10.2016 года А., в связи с чем, судебная коллегия полагает, что административный ответчик извещён о дате судебного заседания надлежащим образом. Сведений об уважительности причин неявки административный ответчик в суд не представил.

В соответствии со ст.ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявшихся лиц.

Представители Северо-Западной транспортной прокуратуры по доверенности Позднякова А.А., Соболева А.С. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили суд её удовлетворить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что установленный ч. 2 статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Северо-Западной транспортной прокуратурой Российской Федерации пропущен без уважительных причин.

Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции не обоснованным.

Таможенный кодекс Таможенного Союза и закон о таможенном регулировании не содержат нормы, устанавливающей срок на обращение в суд с требованием о принудительном взыскании таможенных платежей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении указанного товара прекращается их уплатой или взысканием в размерах, установленных ТК ТС (подпункт 2 пункта 2 статьи 80 названного Кодекса).

Согласно части 3 статьи 150 Закона N 311-ФЗ до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 Закона N 311-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 152 Закона N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.

В силу части 5 статьи 152 Закона N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.

Положениями статьи 164 Закона N 311-ФЗ установлены сроки осуществления таможенного контроля: проверка соблюдения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении условно выпущенных товаров, а также товаров, вывезенных из Российской Федерации под обязательство об обратном ввозе либо в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, допускается в течение сроков нахождения товаров под таможенным контролем либо до завершения действия таможенных процедур временного вывоза или переработки вне таможенной территории. Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (Постановление Пленума N 18) в целях обеспечения единства практики применения судами таможенного законодательства разъяснил, что предусмотренный частью 5 статьи 152 Закона о таможенном регулировании десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается.

Направление указанного требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании:со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо

со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС, либо

со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством.

Установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд (пункт 22 Постановления Пленума N 18).

Согласно пункту 23 Постановления Пленума N 18 наделяя таможенные органы компетенцией по проведению ведомственного контроля за законностью решений, действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов, статьи 24 Закона о таможенном регулировании не устанавливает предельный срок его осуществления.

Однако отсутствие данного срока не исключает необходимости учета трехлетнего срока таможенного контроля, проводимого после выпуска товаров (часть 2 статьи 164 Закона о таможенном регулировании), если в результате проведения ведомственного контроля затрагиваются права и обязанности декларанта, например, на нижестоящий таможенный орган возлагается обязанность по принятию решения о корректировке таможенной стоимости взамен отмененного решения.

Учитывая, что пункт 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенным регулировании вводит ограничение по сроку на выставление требования об уплате таможенных платежей, за пределами которого принудительное взыскание не производится, судебная коллегия полагает, что указанный пресекательный срок включает не только срок на выставление требования, но и срок обращения в суд за принудительным взысканием.

Судом установлено, что 18 января 2013 года через таможенный пост МАПП Ивангород Кингисеппской таможни А ввез на территорию Таможенного союза по пассажирской таможенной декларации транспортное средство – автомобиль марки Chevrolet Tahoe VIN - регистрационный знак Эстонской Республики – , 2001 года выпуска, объем двигателя 5327 cантиметров кубических, сроком до 18 апреля 2013 года (л.д.14-15).

13 мая 2013 года таможенным постом МАПП Ивангород Кингисеппской таможни в отношении ПТД выявлен факт не вывоза с таможенной территории Таможенного союза временно ввезенного транспортного средства Chevrolet Tahoe, регистрационный знак Эстонской Республики – , в связи, с чем Кингисеппской таможней составлен акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 20 мая 2013 года № в размере <данные изъяты>., лицом, на которое возложенная обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов является Т.А. (л.д.17).

20 мая 2013 года в адрес Т.А. отправлено требование об уплате таможенных платежей в размере <данные изъяты>. и пеней <данные изъяты>., которым установлен срок уплаты не позднее 20 дней со дня получения данного требования. 25 июня 2013 года письмо с требованием было возвращено за неполучением его адресатом (л.д. 18-22).

28 декабря 2015 года в Северо-Западную транспортную прокуратуру поступило сообщение Кингисеппской таможни о том, что требование об уплате таможенных платежей А. не оплачено, иск Кингисеппской таможней не предъявлялся (л.д.13).

Как следует из материалов дела Северо-Западная транспортная прокуратура об имеющейся задолженности узнала из ответа Кингисеппской таможни , поступившего в прокуратуру - 28 декабря 2015 года.

В суд с административным исковым заявлением административный истец обратился 23 марта 2016 года (л.д.68), в пределах установленного срока.

Согласно п.18 ст.152 Федерального закона требование об уплате таможенных платежей направляется плательщику таможенных пошлин, налогов независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности.

Согласно п.2 ст.12 Соглашения Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложении №5 к Соглашению в размерах, предусмотренных данным приложением, за исключением случая, когда иным международным договором государств – членов Таможенного союза этим государствам предоставлено право устанавливать иные единые ставки таможенных пошлин, налогов.

Пунктом 12 раздела ТУ Приложения 5 к Соглашению установлены ставки таможенных пошлин, налогов при ввозе физическими лицами транспортных средств для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Согласно подпункту 14 п.1 ст.4 ТК ТС к лицам государства – члена таможенного союза относятся физические лица, имеющие постоянное место жительства в государстве – члене таможенного союза. Иностранные лица – физические лица, не являющиеся лицом государства – члена таможенного союза (подпункт 9 п.1 ст.4 ТК РФ). В соответствии с соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18 июня 2010 года.

Транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз. Передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение. Выпуск таких транспортных средств в свободное обращение осуществляется в том таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо, которому передаются права пользования и (или) распоряжения. До истечении срока временного ввоза транспортные средства подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные таможенным кодексом Таможенного союза. Таким образом, передача права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии с ч.1 ст.96 ТК ТС при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

Согласно п.2 ст.358 ТК ТС транспортного средства, а также п.22 Приложения 3 к Соглашению, иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

На основании п.1 ст.11 Соглашения транспортные средства для личного пользования, указанные в п.22 и 23 раздела V приложения 3 к настоящему Соглашению, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз.

Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств при их передаче другими лицам без разрешения таможенного органа считается день передачи, а если этот день не установлен – день регистрации таможенным органом пассажирской декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения (п.1 п.6 ст.14 Соглашения).

Согласно п.16 ст.152 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» требование об уплате таможенных платежей считается полученным по истечении 6 дней со дня отправления заказного письма.

Требование от 20 мая 2013 года № 102 об уплате таможенных платежей и санкций административным ответчиком в добровольном порядке не исполнено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления Северо-Западной транспортной прокуратуры к А о взыскании таможенных платежей в полном объёме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 25 мая 2016 года отменить, принять по делу новое решение:

Административное исковое заявление Северо-Западного транспортного прокурора к Т.А. о взыскании таможенных платежей удовлетворить.

Взыскать с Т.А. причинённый материальный ущерб в виде неуплаченных таможенных платежей в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и пени в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., а всего <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. в пользу Российской Федерации.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

(Судья Ваганов А.В.)